Почему Всемирный банк «лайкает» премьера Медведева

На модерации Отложенный

США надеются, что правительство РФ сможет сделать из России центральноафриканскую страну 
Александр Ситников 

В очередном докладе Всемирного банка, базирующегося в Вашингтоне, говорится, что банковский сектор в России имеет более низкий коэффициент достаточности и более высокий коэффициент просроченных кредитов, чем в других развивающихся странах. 

«С другой стороны, национальные проекты, направленные на укрепление человеческого капитала и повышение производительности труда, в случае их успешной реализации, могут положительно повлиять на потенциал роста России в среднесрочной перспективе», — особо отмечается в докладе ВБ. 

В целом, после прочтения документа, составленного заокеанским финансовым институтом, который является одним из механизмов внешней политики США, создается впечатление, что кабинет Медведева нашел единственно верное решение по преодолению кризиса и скоро выведет нашу страну в число мировых экономических лидеров. 

Это более чем удивительно. Ведь ВБ, нахваливая «медведевские» нацпроекты, довольно скептически относится к инфраструктурным мега-проектам в самих Соединенных Штатах. Все дело в том, что они слишком долго реализуются и не факт, что окупятся. В итоге в США 53% дорог общего пользования находятся в плохом состоянии, их доля растет в среднем на 1% в год. Как правило, в деградирующей глубинке, где живут наиболее бедные американцы. 

При этом за океаном в ведущих штатах огромные деньги идут в IT-отрасль, биотехнику, роботизацию, аэрокосмическую промышленность — то есть в реальный сектор экономики, создающий новые рабочие места. Ну, а потом налоги наполняют местную казну, благодаря чему губернаторы и мэры улучшают качество жизни. Достаточно сказать, что Трамп столкнулся с огромным политическим противодействием, когда выбивал финансы для Мексиканской стены. Несмотря на весь негатив от незаконной иммиграции, законодатели посчитали идею президента США расточительной и неэффективной. 

Мало построить дорогостоящий инфраструктурный объект, его нужно еще содержать очень долгое время за счет государственных денег. По идее, тут-то и должны пригодиться высокооплачиваемые налогоплательщики, которые воспользуются новыми благами цивилизации. 

Без среднего класса выхлоп от мега-проектов будет таким, как, к примеру, в Африке, где не без подсказок ВБ в 50-х и 60-х годах прошлого века реализовывались огромные гидроэнергетические проекты — строительство плотин Кариба, Акосомбо и Гранд-Инга, которые должны были, по замыслу национальных правительств и доброжелателей из США, модернизировать бедные африканские страны. 

Несмотря на то, что эксперты ВБ обещали, что обязательно, причем быстро, произойдет «укрепление человеческого капитала и повышение производительности труда», бенефициарами Кариба, Акосомбо и Гранд-Инга стали олигархи, владеющие горнодобывающими компаниями и алюминиевыми заводами, в то время как основные слои населения Африки остались нищими. В итоге дивиденды получил Запад, а зарплаты местных строителей были потрачены на импортный ширпотреб. 

Как итог, 85% электроэнергии, например, в Демократической Республике Конго потребляется высоковольтными предприятиями, тогда как доступ к бытовой электроэнергии имеют только 10% населения — так называемая элита. 

После этих мега-проектов потребовались десятилетия, чтобы преодолеть последствия неэффективных правительственных решений, подсказанных «умными дядями» из ВБ. Сейчас в странах к югу от Сахары энергомощности, в том числе ветряные и солнечные, вводятся в строй параллельно строительству промышленных предприятий, которые, собственно, и покупают электричество. Тем самым обеспечивают генерирующие компании заказами, а те, в свою очередь, — киловаттами квартиры рабочих и специалистов. 

В итоге за последние 15 лет в Африке было введено больше ветряных, солнечных и тепловых энергомощностей, чем гидроэнергетических генераций в рамках мега-проектов. 

Но это не все. Всемирная комиссия по плотинам оценила эффективность африканских гигантских строек, финансируемых ВБ, и прослезилась. Выяснилось: чем больше и сложнее проект, тем значительно дольше и дороже является его реализация в условиях коррумпированных правительств.

В итоге мега-гидротехника стала настоящим тормозом развития экономки Черного Континента. 


Поскольку в смысле казнокрадства и качества управления наша держава недалеко ушла от Африки, можно смело начальные сметы доморощенных нацпроектов умножать на два, а также прибавлять несколько лет к намеченным датам ввода в эксплуатацию. Примеров и у нас предостаточно: Олимпиада-2014, космодром «Восточный» и так далее 

Если предположить, что нацпроекты будут реализованы, тогда в полный рост станет задача по финансированию эксплуатации инфраструктуры. Даже в здоровом обществе (где созданы все условия для свободного предпринимательства и имеются опытные профессионалы) требуются десятилетия, чтобы бизнес, воспользовавшись новыми возможностями, смог приносить необходимые налоговые отчисления для самоокупаемости инвестиций. Если этого не происходит, в стране появляется еще одна гигантская статья расходов. Или объекты со временем разрушаются. 

Именно поэтому в США конгрессмены задаются вопросами, кто будет содержать будущую инфраструктуру. У нас к кабинету Медведева вопросов по этой тематике у правящей «Единой России» нет. Причина — банальна: отсутствие политической конкуренции, которая дурно влияет на качество решений. 

Начиная мега-проекты, правительство РФ должно было все тщательно весить и просчитать. Вместо этого, премьер-министр Дмитрий Медведев заявляет, что «позиция (правительства — авт.) заключается в том, что нам надо достичь каких-то результатов, полностью развернуть работу. И тогда уже оценить, насколько пропорции финансирования, которые выработаны (и утверждены, подчеркиваю), отвечают целям национальных проектов и национальных целей или, наоборот, не отвечают». 

То есть вначале «полностью развернуть работу», и уже потом — «оценить, насколько пропорции финансирования… отвечают целям национальных проектов и национальных целей или, наоборот, не отвечают». И вообще — «достичь каких-то результатов». Даже Трамп не может позволить себе таки оригинальных высказываний. 

Говоря по-русски, высшие чиновники даже не скрывают, что лезут в воду, не зная броду. Ладно, если бы сами попали в болото, так еще и народ за собой тянут. Между тем, эксперты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации уже дали оценку по наиболее проработанному нацпроекту «Экология». Так, в майском докладе (2019 г.) «Мониторинг экономической ситуации в России» сказано: 

«Вызывает опасения законодательно закрепляемое снижение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений по ряду опасных веществ, в частности, по метилмеркаптану. Такие действия повышают риски искусственного улучшения статистики при прежних объемах выбросов». 


«В НП „Экология“ для мониторинга биоразнообразия не включен ни один целевой показатель (показатели числа видов и их численности, индекс биоразнообразия, ранее рекомендованные экспертами, не вошли в итоговую версию паспорта). Таким образом, невозможно оценивать состояние экосистем и отдельных популяций». 

«Есть опасения, что показатель доли твердых коммунальных отходов, направленных на утилизацию, в общем объеме ТКО, не будет достигнут, так как не реализована система обязательного раздельного накопления и сбора отходов». 

Чтобы картина была понятнее, приведем стоимость нацпроекта «Экология». Цена чиновничьего эксперимента составляет 4 триллиона рублей, которые, с очень большой долей вероятности, будут брошены в топку неэффективного управления и казнокрадства. И это только по одному мега-прожекту кабинета Медведева. 

Странно как-то получается: в России к доморощенным нацпроектам критически относятся даже прокремлевские эксперты, а Всемирный банк видит в них чуть ли не палочку-выручалочку. 

Справедливости ради, американцы говорят о положительном результате «в случае их успешной реализации».