Спор за триллионы ФНБ
На модерации
Отложенный
Триллионы из Фонда национального благосостояния скоро можно будет тратить. ЦБ опасается всплеска инфляции и резкого укрепления рубля
К концу 2019 года накопления в российском Фонде национального благосостояния достигнут уровня, после которого излишки разрешено тратить. Пока нефть выше $40, речь идет о триллионах рублей в год, и в правительстве уже началась борьба за то, как их потратить, но ЦБ опасается, что это может разогнать инфляцию и вернуть российскую экономику в зависимость от колебаний цен на нефть.
ФНБ — копилка сверхдоходов, которые бюджет получает за счет нефтяного экспорта. Согласно бюджетному правилу, туда направляются нефтяные сверхдоходы — деньги, полученные бюджетом от продажи нефти по цене свыше $41,6 (это цифра на 2019 год; она ежегодно индексируется на 2%). По последнему прогнозуМеждународного энергетического агентства, средняя цена на нефть Brent в 2019 году составит $67.
-
По закону, накопленные в ФНБ деньги нельзя тратить до момента, пока их объем не превысит 7% ВВП — до этой точки они инвестируются в надежные валютные активы. По прогнозам Минфина, это произойдет к концу 2019 года. Сейчас в ФНБ 3,8 трлн рублей (3,6% ВВП), к концу года Минфин ожидает 7,9 трлн рублей. В 2020 году из ФНБ можно будет инвестировать 1,8 трлн, в 2021 году — 4,2 трлн рублей, сказал «Ведомостям» федеральный чиновник.
-
Деньги из ФНБ могут помочь выполнить триллионные нацпроекты и добиться ускорения роста российской экономики, которой требует Владимир Путин. Первые проекты, куда пойдут эти деньги, уже определены — это переработка этансодержащего газа и производство сжиженного газа в районе Усть-Луги. Это не трата, а инвестирование, чтобы получить на 1 рубль денег из ФНБ 10 рублей частных инвестиций, говорил министр финансов Антон Силуанов. Часть средств предполагается все же инвестировать за рубежом — например, через кредитование покупателей российских экспортеров, как предлагал министр экономики Максим Орешкин.
-
Чиновники экономического блока сомневаются в надежности инвестирования резервов в России, но понимают, что этого не избежать. «Очевидно, отбить атаки на ФНБ полностью не удастся, и часть средств придется инвестировать в стране, но нужно сразу договориться, как именно и в какие проекты, чтобы не потратить все, что накопилось сверх 7%», — сказал «Ведомостям» один федеральный чиновник. Деньги могут быть потрачены неэффективно, но лучше уж пусть будут построены дорога или мост, чем отдать их на поддержку Сирии и Венесуэлы, говорит другой, вспоминая $3 млрд из ФНБ, потраченные в декабре 2013 года на поддержку Виктора Януковича.
-
Но планы потратить деньги ФНБ в России не нравятся ЦБ. Эльвира Набиуллина в пятницу заявила, что начало трат триллионов из ФНБ может привести к росту инфляции и резкому разовому подорожанию рубля, снизит конкурентоспособность российских товаров и ослабит стабилизирующий эффект бюджетного правила. Набиуллина предложила подумать об увеличении порога 7%, который был установлен в 2017 году, когда условия были иными. В Минфине пообещали рассмотреть предложение. Максим Орешкин, комментируя предложение Набиуллиной «Ведомостям», заочно ответил Набиуллиной своим любимым аргументом: главный проинфляционный фактор сейчас — взрывной нездоровый рост потребительского кредита, а о проблемах будущего можно поспорить потом.
Что ине с этого?
Итог спора о деньгах ФНБ самым прямым образом отразится на вашем кошельке — если победят сторонники масштабных трат, надо готовиться к росту цен и укреплению рубля.
Петр Мироненко
Комментарии