"Золотой медведь" достался иранскому фильму «Надир и Симин, развод»

В Берлине подвел итоги 61-й кинофестиваль. "Золотой медведь" достался иранскому фильму "Надер и Симин: Развод". Картина Александра Миндадзе "В субботу", участвовавшая в основном конкурсе, покидает Берлин ни с чем.

"Изабелла! Изабелла! Изабелла!"— хор голосов, непрерывно выкрикивающих имя председателя жюри, сопровождал практически всю церемонию прибытия гостей, участников и жюри на торжественное закрытие Берлинале. Обаятельная Изабелла Росселини затмила всех молодых, худых и длинноногих звезд кинофестиваля. Церемония не начиналась, пока Изабелла не поговорила со всеми жаждущими ее внимания журналистами.

Дела семейные

Каждый год директор фестиваля Дитер Косслик старается обозначить тему, которая будет являться основной и под которую подбираются фильмы-участники. Такой темой для Берлинале-61 стала cемья. Отцы и дети. Просто дети.

C самого начла было нетрудно угадать, какой фильм выберет жюри под председательством милой, домашней и семейной актрисы и режиссера. Изабелла призналась, что возможность сидеть и смотреть фильмы каждый день у нее появилась только когда дети выросли и выучились. До этого она не могла принять приглашение быть в жюри кинофестивалей.

Берлинский фестиваль— это только начало. Уже летом этого года Изабелла Росселини поедет на старейший в мире кинофестиваль в Эдинбурге, как один из кураторов, ответственных за выбор и составление программ к 65-летнему юбилею этого праздника новой и новейшей творческой мысли.

Золотой медведь достался иранскому фильму "Надир и Симин, развод" известного режиссера Асгара Фаради. Фаради уже увозил из Берлина Серебряного медведя за режиссуру в 2009 году ("История Элли"). Фильм "Надир и Симин, развод", в котором иранская семья, получившая визу на выезд из страны, начинает разваливаться из-за того, что муж решает не ехать и не дает разрешение на отъезд дочери. Далее следует цепная реакция самых различных событий— жена уезжает, правда не на запад, а к матери, сиделка, которую пришлось нанять для отца мужа, падает с лестницы, а ее семья подает в суд. И так далее. Смешные, трогательные и неожиданные повороты сюжета, разнообразие характеров, многочисленные пласты иранской жизни, затронутые в фильме, хороший ритм и определенная честность в изложении дали возможность жюри выделить этот фильм.

В отсутствие явных лидеров, при достаточно вялой конкурсной программе, фильм иранского мастера удовлетворяет практически всем требованиям нынешнего Берлинале. Картина анализирует семейные отношения, затрагивает и классовые отношения в Иране, фильм вполне гармоничный и состоявшийся. Замечательный актерский ансамбль, который и получил двух Серебряных медведей в женском и мужском командном зачетах. Награждение этого фильма также еще раз позволило фестивалю выразить солидарность с иранскими кинематографистами, находящимися в тюрьме.

Как и прошлогодний победитель Берлинале "Мед", это хорошая сложившаяся работа. Как в прошлом году, Золотой медведь идет рука об руку со специальным призом Экуменического жюри.

Гран-при и прочие призы

Гран-при фестиваля получила черно-белая лента классика венгерского арт-хауса Белы Тарра "Туринская лошадь", минималистская драма, снятая всего тридцатью длинными планами. Этой картиной Бела Тарр завершает свою карьеру в кинематографе. Фильм является квинтэссенцией многолетних экспериментов режиссера. Это история отца и дочери, живущих на бедной ферме. И их лошади, которая якобы послужила причиной безумия великого философа Ницше. Завораживающая пустота, предельно медленное движени, и невероятно депрессивное настроение фильма гарантируют ему успех у фанатов арт-хауса и вообще и Белы Тарра в частности.

Политически актуальная, но вялая и малоинтересная работа немецкого режиссера Ульриха Келлера "Сонная болезнь", рассказывающая о проблемах западной помощи африканским странам, получила Серебряного медведя за режиссуру.

Этнографический фильм "Прощение крови" американского режиссера Джошуа Марстона, повествующий историю двух вполне современных подростков из албанской деревушки, которые вдруг оказались в центре чисто средневекового конфликта, получил Серебряного медведя за лучший сценарий. По признанию авторов сценария Джошуа Марстона и Андамиона Муратажа, во время отбора албанских школьников для съемок, они услышали от ребят огромное количество интересных историй, которые так или иначе вплелись в окончательный сценарий.

В 2004 году в Берлине Марстон был награжден призом за лучший первый фильм, в котором рассказывалось о беременной колумбийской девушке, которой пришлось заняться доставкой наркотиков. Идея снимать экзотические сюжеты в малоизвестных географически районах земного шара уже тогда принесла плоды.

Специальный приз Альфреда Бауэра, основателя Берлинского фестиваля, за "новизну взгляда", достался вполне заслуженно немецкой ленте Андреса Вайля "Кто, если не мы?", пожалуй, самой интересной картине в основном конкурсе. Эта попытка прочтения левого экстремистского движения конца 60-х— начала 70-х. Баадер-Мейнхоф пересказывает историю через судьбы и отношения лидеров движения, Андреаса Баадера, его любовницы и сподвижницы Гудрун Эннслин и ее мужа, молодого писателя Бернварда Веспера. В фильме тесно сплелись бурные любовные отношения молодых людей, неприятие роли поколения их отцов в гитлеровском Третьем Рейхе, и нарастающее во всем мире революционное молодежное движение против конформизма буржуазного общества.

"Кто, если не мы?"— первая игровая картина Андреса Вайля, который до этого успешно работал в документальном кино. В фильме очень органично использована хроника, которая не только знаменует основные вехи послевоенной истории, но и показывает, что именно вызывало протест у молодежи того времени, из каких кирпичиков складывалось неприятие современного общества, его политики и его морали.

Великолепен в роли Бернварда Веспера Август Дьель, которого наши зрители видели в фильме Тарантино "Бесславные ублюдки" и в фильме Штефана Рузовицки "Фальшивомонетчики". Фильм Андреса Вайля также удостоен приза Гильдии Немецких кинотеатров арт-хаус, что уже обеспечивает ему прокат.

Андрес Вайль уже начал работу надо новой картиной об мировом экономическом кризисе. Режиссер говорит, что тема только кажется скучной, на самом деле это почти что триллер. Более того, он уверяет, что когда фильм будет готов, нас ожидает новый кризис.

Техно-новинки

Похоже, в этом году все самые интересные явления в кино оказались за рамками основного конкурса. Два лидера немецкого кинематографа, Вим Вендерс и Вернер Херцог, дебютировали в формате 3D.

Всегда холодный и интеллектуальный Вендерс неожиданно открылся зрителям совершенно с другой стороны. Его фильм-посвящение уникальному немецкому хореографу Пине Бауш, создательнице всемирно известного тетра танца в Вуппертале, прозвучал, как песнь о любви. Театр Пины Бауш настолько необычен, выразителен и самодостаточен, что представляется практически невозможным найти изобразительную формулу, адекватную ее новаторским экспериментам. Вендерс расказывал, что, всю жизнь снимая кино, был уверен, что знает о природе движения все. Однако, столкнувшись с работами Пины Бауш, понял, что ничего не знает. Надо отдать должное мастеру. Он умудрился создать оригинальный, исполненный любви и срасти, при этом невероятно изысканный документальный фильм, в котором использование трехмерного изображения позволяет находиться внутри балетно-театрального действа, лучше понять и увидеть архитектуру танца, линии хореографического замысла.

Венер Херцог также решил использовать 3D для съемок документального фильма. Его подход совершенно другой. Режиссер побывал в уникальных пещерах, где была обнаружена самая древняя на земле наскальная живопись. Он использует новейшую съемочную технологию как инструмент показа недоступных ни в каком другом виде музейных экспонатов. Такой своеобразный урок истории в трехмерном измерении.

Еще одна технологическая новинка была удостоена фестивальной награды. В конкурсе короткометражных фильмов Золотого медведя получила лента братьев Пак "Ночной лов", снятая полностью на iPod. Один из них, Пак Чан Вук, лидер корейского кинематографа, другой— Пак Чан Кьонг, работал художником. Братья давно хотели делать совместные эксперименты в кино. Первый же эксперимент оказался удачным. Теперь у братьев появился свой собственный брэнд, в котором удачно обыгрывается их фамилия, и который можно перевести как "Шанс удержаться".

Бурные и продолжительные

На фестивале были также отмечены два рекорда "бурных и продолжительных аплодисментов". Дважды, 10-ти и 15-минутной стоячей овацией зрители приветствовали легендарного музыканта и выдающегося борца за права негритянского населения США и Африки, Харри Беллафонте, которому была вручена специальная Камера Берлинале. Вдохновенный биографический документальный фильм режиссера Сюзанны Росток "Пой свою песню" рассказывает о жизни и времени Харри Беллафонте. Фантастический архив, уникальные рассказчики, среди которых и Сидней Пуатье, и Мириам Макеба, и сам Беллафонте, динамичный монтаж и, конечно же, песни в исполнении Харри Беллафонте— вот составляющие этого праздника кино.

25-минутной "сидячей" овацией зрители приветствовали еще один фильм в специальной программе Берлинале "Король говорит!". Знаменитая история короля Георга VI (Колин Ферт), который сумел преодолеть заикание с помощью логопеда, легла в основу ленты Тома Хупера, которая обещает стать мировым лидером проката. Фильм уже получил семь наград Британской Академии, имеет 12 номинаций на премию "Оскар". В российском прокате картина появится уже в конце февраля.

В Берлине картину представляла актриса Хелена Бонэм-Картер, которая появилась в специальной программе Берлинале дважды. Ее другая работа— блестяще сыгранная роль мачехи в фильме С. Дж. Клаксона "Тост", снятом на основе автобиографии знаменитого британского повара и кулинарного писателя, регулярного гостя кулинарных телепрограмм Найджела Слейтера. Трогательная и смешная история детства и юности Слейтера, провинциальная Англия 60-х, и своеобразный панегирик еде. Вот так неожиданно можно узнать, как и почему возникает страсть к вкусной еде и ее приготовлению.

Германия поддерживает кино

Проблемы финансирования кинематографа в посткризисном мире стали весьма ощутимыми. Количество компаний, привлеченных к производству фильма, теперь занимает добрую половину времени, отведенного на титры.

Роль немецкого финансирования трудно переоценить. Похоже, Германия становится лидером копродукций. Из 22 фильмов основной программы 10 явились продуктом совместного производства с Германией, включая фильмы-призеры "Туринская лошадь" Белы Тарра, "Приз" Паулы Маркович, а также фильм Александра Миндадзе "В субботу".

А из 385 фильмов, показанных в рамках Берлинале, почти треть сделана с участием различных немецких кинофондов. Специальный Всемирный Кинофонд Берлинале ежегодно вкладывает огромные средства в производство и прокат фильмов из Африки, Среднего и Ближнего Востока, Кавказа и Латинской Америки. Обширнейшая география фильмов-участников берлинского киносмотра во многом обязана не только культурному но и финансовому патронажу кинематографий всего мира.