ПОЛЕ БИТВЫ СМЫСЛОВ И ИДЕЙ РОССИИ

На модерации Отложенный

Андрей Школьников 

 

Поле битвы смыслов и идей России

В настоящее время в России ярко выражена потребность формирования единой, комплексной и сбалансированной системы психоисторических смыслов: идеологии, образа будущего, смыслов существования и т.д. Практически каждый мыслитель мнит себя пророком, уверяя, что именно в его переплетении терминов и идей скрыта истина. Дескать, России вот прямо сейчас необходимо отринуть все сомнения и начать жить по его заветам. Нужен фильтр… Для упрощения анализа, автор сделал модель/набор критериев, что позволяет понять ключевые постулаты и сразу отбрасывать наиболее одиозные вещи, скрывающиеся за множеством благоглупостей

В любом вопросе, для которого характерны высокая значимость, важность, большая стоимость внедрения, долгий процесс и нет объективных критериев проверки качества, тут же появляется множество шарлатанов, уверяющих, что именно они знают ответ. Именно с этим мы и сталкиваемся в вопросе поиска идеологии для России.

Проблема в том, что предлагаемые изменения зачастую настолько масштабны и красиво описаны, что в море слов легко утонуть, да и разбираться в потоках новых терминов тяжело. Для упрощения анализа, автором была разработана модель – набор критериев, что позволяет понять принципиальные элементы содержания психоисторических систем, чтобы фильтровать и отбрасывать всякие глупости на самых ранних стадиях.

Психоисторический смыслы

Под психоисторическими смыслами будем понимать совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение отдельного человека/этнической системы к миру и выступающих как ориентир и результат поведения, а также дающих человеку и этнической системе смысл прошлого, настоящего существования и будущего.

Собственно, именно поэтому идеология, религия, философские системы – суть психоисторические смыслы. Эти явления – результат извечной попытки ответить на одни и те же вопросы с использованием философии, науки, богословия и теологии.

Психоисторические смыслы этнической системы формируются как сочетание этнических традиций, религиозных учений и идеологий. Чем больше разнородности в этих элементах, тем меньше устойчивости системы в целом (вопрос контроля разумов рассмотрим отдельно). Так наличие в одной этнической системе нескольких сильных и значимых религиозных учений резко повышает внутреннее напряжение. Верно и обратное – если противоречий минимум и/или они диалектические, то этническая система не тратит энергию на избыточную внутреннюю борьбу, а использует ее для качественного развития и/или внешней экспансии.

Источники психоисторических смыслов

Источники психоисторических смыслов

На рисунке показаны элементы, влияющие на формирование психоисторических смыслов геополитического проекта. Обратите внимание на обратные связи, что показаны пунктиром. Религия и идеология влияют на национальные традиции, но верно и обратное. Чем дальше и дольше по времени удаляется система смыслов от места зарождения, тем больше в ней изменений и принятия изначально чуждых элементов, что логично, так как меняются народы носители.

Для примера посмотрите, во что превращаются христианские традиции на Черном континенте, или что под видом социализма там строили.

Нет ничего удивительного, что пришедшее на Русь православие впитало в себя местные традиции, но и само оно сильно изменилось. Какая бы религия не приходила в Персию, она превращалась в схизматическое течение, так появился шиизм. Традиции древнего народа очень сильны. Взаимное влияние и смешение создают новую идентичность.

По прошествии сотен лет, исходные национальные и религиозные традиции переплетаются настолько плотно, что убрать одно от другого не представляется возможным. Для мечтающих о субъектности этнических систем есть несколько линий поведения внутри региональных и глобальных проектов:

  • перехват контроля над региональными и глобальными смыслами, как сделал И.В. Сталин по отношению к Коминтерну;
  • уход в схизму, как сделал Китай в рамках Красного проекта, понимая, что перехватить контроль у СССР он не сможет;
  • попытаться очистить систему смыслов, вернуться к корням и т.д., что привело к развалу советского лагеря, психоисторические и социальные последствия чего пожинаем до сих пор.

Таким образом, ключевым для России в ближайшем будущем будет не переформатирование смыслов, а получение полного контроля над идеологией и религией. Т.е. для роста субъектности Красный и Православный проекты должна стать полностью подконтрольными России, так как их влияние на нас высоко. Центры и элита этих проектов должны быть нашими.

В следующих статьях автор подробно разберет такой вариант геостратегической глупости, как попытка «возрождения» язычества и/или принятие неоиндуизма, под видом ведической религии древних праславян. Масштаб предлагаемых изменений там зашкаливает.

Но прежде чем разбирать отдельные локальные вопросы, необходимо показать методику/инструмент, что позволяет проводить сравнительный анализ содержания различных систем психоисторических смыслов. Автору надоело регулярно объяснять, почему Красный проект и марксизм ни одно и то же, или почему творчество очередного мыслителя/лжепророка, прикрывающегося красивыми благоглупостями, суть вредительство для России в средне и долгосрочной перспективе.

Содержание психоисторических смыслов

Для систематизации и сравнительного анализа, автором были выделены категории, что позволяют охарактеризовать большую часть систем психоисторических смыслов (религии, идеологии, философские системы). Серым цветом очерчены категории, что требуют для понимания богословско-теологического подхода (взгляд изнутри), т.е. включают согласие с безусловностью истины и религиозным опытом/сознанием. Понимание данных категорий в рамках научного и философского подходов невозможно (взгляд извне).

На картинке ниже представлены сформулированные критерии, по каждому указаны антагонистичные значения, краткое пояснение и наиболее характерные и понятные примеры.

Классификация психоисторических смыслов ведется по основному, доминирующему направления, так рассмотрение иудаизма ведется без Каббалы, протестантизма и ислама без наиболее одиозных направлений, марксизм в классическом понимании, без десятков современных течений и т.д. Целью является выделение общих принципов и закономерностей.

И да, речь пойдет не о пропагандируемых внешних картинках или реальном поведении последователей, а о самой сути учений. Например, для авраамических религий характерен альтруизм, и нарушение последователями этого принципа, не отменяет заповедей.

Содержание психоисторических смыслов

Содержание психоисторических смыслов

Первой категорией указано представление о мире – присутствует ли сверхъестественное/трансцендентное (И. Кант) или мир полностью естественен, познаваем и объясним. Практически все атеистические системы строятся на объяснимости мира, будь то научное познание или существование единого универсального космического порядка. Например, Рта в индуизме, которому подчинены природа, люди и боги, Дао (сочетание Абсолюта и пути к нему) в даосизме и др.

Следующей категорией выделено – представление о начале всего, наличие личностного, субъектного Творца или безличного закона, Большого взрыва и т.д. Если авраамические религии исходят из наличия личностного Творца, то для атеизмов и политеизмов (языческие традиции) характерна именно вера в некий порядок или закон.

Кстати, советский атеизм, суть вера в бесконечное научное познание, что точно также позволяет рассматривать его в данной системе. В целом, разновидностей атеизма в мире даже больше, чем теистических религий.

Представление о смерти также требует отдельного рассмотрения. С одной стороны располагается принятие смерти, как полного ухода, когда отсутствует само понятие души, с другой – наличие души и переход в новый, живущий совершенно по другим законам мир. Промежуточное положения занимают учения о реинкарнации. Так в индуизме индивидуальная душа (Атман) существует, но ее будущее – растворение в мировой душе (Брахма), после серии жизни с освобождением от страстей и желаний, индивидуальная душа имеет единую судьбы с Вселенной. Близка позиция и у традиционных китайских учений (Культ Неба, Даосизм, Конфуцианство), только после отделения духа от тела, он растворяется во Вселенной.

Изначально автор вместо выше разобранных трех богословско-теологических категории ввел одну: «теизм» – «атеизм», вот только фактическое отсутствие сверхъестественного мира и загробной жизни в иудаизме (в четком и явном виде, как у христиан и мусульман), при наличии субъектного Творца, потребовало разделения категорий.

Следующие категории в большей степени характерны для использования научного и философского подходов, но также присутствуют и в богословско-теологическом. Отношение к материальному миру, действенное отношение индивида к окружающей действительности было хорошо разобрано М. Вебером. С одной стороны мы имеем созерцательно-мистическое (мистицизм не есть сверхъестественное, законы едины, мы их просто не знаем) отношение, уход от мира, без привычных нам категорий добра и зла, характерное для восточных религий (человек должен найти свое место в мировой гармонии). С другой – завоевание и преобразование окружающей действительности, что наиболее сильно проявилось в протестантизме.

Далее выделено отношение к другим людям. Здесь мы имеем дело с одним из главных противоречий политеизма/язычества (эгоизм, право силы) и христианства (забота о ближних). Собственно, это различие и предопределило проигрыш язычества в Западном мире.

Наиболее проработанным и известным является представление о свободе личностного выбора/воли человека. Тут наиболее подходят работы Э. Фромма, с разделением на гуманистическое и авторитарное. Первое было наиболее характерно для раннего христианства и последовательно терялось при переходе по направлению: православие – католицизм – протестантизм – марксизм. Идеология СССР по данному пункту больше всего расходилась с классическим марксизмом – примат совести над законом у нас был сохранен. Авторитаризм имеет множество вариантов, тут и жесткие табу, постулат о предопределенности (ислам), запрет на иное мнение (современное праволиберальное общество) и др.

Заключительным является критерий, отражающий форму поиска смыслов. Имеем ли мы дело с индивидуальным, свободным поиском, возможностью разговаривать непосредственно со сверхъестественным/космосом, или общение только через посредника. Так в Средние века в Западной Европе считалось, что чтение Библии мирянами приводит к искушению, непониманию и ереси. Как знали…

Таким образом, система критериев/векторное пространство, позволяет охватить основные моменты существующих систем психоисторических смыслов, не погружаясь в исторические особенности, и тонкости.

Для абсолютного большинства, важны общие базовые элементы. Ритуалы – суть внешнее, к ним можно и привыкнуть.

Как обстоят дела в России

В настоящее время в России большие проблемы с психоисторическими смыслами, одна сбалансированная система оказалась отвергнута – социалистический путь, другие – православный проект и национальный русский проект слабы и аморфны. У нации нет четких единых смыслов, высокий разброс, изменчивость и противоречивость, что привлекает к нам множество деструктивных и/или маргинальных идеологий, религий и систем, рвущихся ловить рыбу в мутной воде.

Оставлять ситуацию в таком виде нельзя, так как проводить широкую геополитическую мобилизацию, а она в самом скором времени понадобится, не решив внутренние проблемы, все равно, что идти в бой в составе не прошедших боевую подготовку и слаживание подразделений.

Имеющаяся социология и опросы не позволяют получить точную картинку, плюс система смыслов до сих пор меняется. Исходя из этого, автор экспертно оценил то положение, куда в итоге стремится медиана представления россиян по каждой шкале. Если у читателей будут мысли и идеи – пожалуйста.

Психоисторические смыслы населения России

Психоисторические смыслы населения России

В настоящее время мы имеем следующую картинку:

  • представление о наличие сверхъестественного мира значительно – вера в научное знание утрачена, а религиозное сознание мозаично;
  • наличие Творца – больше да, чем нет, для многих это Бог в душе, с которым можно разговаривать;
  • окружающий мир нужно завоевывать и преобразовывать, имперский проект по-другому не может;
  • необходимость заботы о слабых, и как следствие, требование социального государства никуда не делись;
  • совесть все также выше закона, гуманизм в его истинном, а не западно-либеральном понимании характерен для большинства;
  • в вопросе откровения для большинства характерен самостоятельный поиск, все же советское образование учило критически смотреть на вещи;
  • ну и большинство верит в наличие душу и жизнь после смерти, но из-за недостатка религиозного знания, кто во что горазд. Так для многих это реинкарнация, но не в индуистском смысле наказания, а исключительно как награда, т.е. упрощенный вариант рая.

Если накладывать матрицу традиционных религий и идеологий, то получится дикая смесь, «как есть» ничего не подойдет, нужно будет «дотачивать напильником».

Таким образом, ключевая наша проблема – высокий разброс норм, представлений и установок, с этим что-то нужно делать. России нужны разделяемые большинством психоисторические смыслы, но на какой основе их можно собирать, к каким изменениям это приведет и т.д., рассмотрим в другой раз.

Заключение

Система психоисторических смыслов (религия, идеология, философские, нравственные системы, национальные традиции и т.д.) народа/нации постоянно подвергается изменениям, не только вбирая в себя религиозные и идеологические конструкты, но и влияя на них. Попытки отбросить вековое, а то и тысячелетнее влияние, как правило, ведут к национальной катастрофе и/или утрате идентичности, но всегда находятся люди, готовые на эксперименты, игнорирующие последствия.

После краха СССР у России не только не появилось общенациональной идеи, так даже нет единого, разделяемого большинством населения представления по ключевым психоисторическим смыслам. В текущих условиях, оптимальным для нас будет не попытка избавления от ставших традиционными элементов Православного и Красного проекта, а получение над последними полного контроля, чтобы сделать их еще больше русскими, чем уже есть, да снизить риски чуждого влияния.

Для лучшего понимания и возможности проведения сравнительного анализа, автором разработана модель/векторное пространство, позволяющее охарактеризовать содержание систем психоисторических смыслов: представление о мире, об акте творения, смерти, отношение к материальному миру, людям, наличие свободы личного выбора/свободы воли и подходы к поиску смыслов. Целый ряд категорий ранее был отнесен к силе смыслов и здесь не рассматривается, так как отражает внешнюю форму, институционализацию, конкретное положение на территории и т.д., а не содержание.

В дальнейшем, автор планирует рассмотреть наиболее сильные и значимые идеологии и религии на предмет их соответствия текущим представлениям и будущим перспективам. Будем искать варианты минимизации проблем, ведь последствия национальных смысловых катастроф 1917 и 1991 годов стоили нам очень дорого, повторять болезненные эксперименты совершенно не хочется.


Очерки по геостратегии