. Теперь перейдем к металлургии.
Сталь является основным конструкционным материалом для машиностроения, и по динамике ее потребления можно судить о развитии машиностроения и строительства, которые в свою очередь определяют инвестиционные возможности экономики.
Российская империя в начале ХХ века по величине металлического фонда отставала от развитых стран. Динамика его величины относительно металлического фонда США такова
[1]:
После 15 лет реформ отставание металлического фонда России от США осталось примерно на уровне конца 1960-х. По данным доклада 2012 г. The World Steel Association «Sustainable steel: at the core of a green economy», на 2005 г. металлический фонд РФ составлял 44% металлического фонда США:
К высокоразвитым обычно относят страны с металлическим фондом более 7 тонн на душу населения. В годы реформ Россия выбыла из их списка по этому показателю. За 1991–2005 гг. металлический фонд РФ недополучил только вследствие падения производства стали 3,3 тонны на душу населения (без учета выбытия сооружений, машин и оборудования из употребления в деиндустриализацию и роста экспорта металла на внешний рынок), а к 2013 г. эти металлоизъятия в РФ достигли 4,5 тонны на душу населения.
За 1970-е годы производство стали выросло на треть, а затем достигло максимума — 94,1 млн т в 1988 г. Начавшаяся в том же году перестройка экономической системы вызвала сокращение производства стали, которое приняло обвальный характер в 1991 г. К 1998 г. уровень производства снизился более чем в два раза (до 43,6 млн т). В 1999‑2007 гг. наблюдалось оживление производства, а затем стагнация на восстановленном уровне начала 1970-х:
Как видно по восстановленным объемам производства стали, металлургия в РФ отброшена более чем на 40 лет назад.
Добыча железной руды РФ в первые годы реформы сократилось в 1,5 раза, а производство чугуна в 1,7 раз. С начала 2000-х добыча железной руды восстанавливалась до уровня конца 1980-х, а производство чугуна восстановило уровень середины 1970-х.
В годы реформ черная металлургия в большей степени стала работать на экспорт, так что для внутреннего потребления в народном хозяйстве России остается еще меньше металла. Например, в 1999 г. было произведено 51,5 млн т стали (уровень 1965 г.), а на экспорт только полуфабрикатов из углеродистой стали отправлено 12,2 млн т (23,8%). В годы реформ доля экспортируемого чугуна увеличилась вдвое, проката — примерно в 3–6 раз, стальных труб — приблизительно в 5–7 раз.
Динамика производства
проката черных металлов такова: И здесь в результате реформы после 1989 г. объем производства упал к 1998 г. почти в два раза. Положение выправлялось в 1999–2007 гг., но пока, в начале 2010-х, достигнут уровень производства, соответствующий началу 1980-х годов. На такой металлургической базе существенного роста промышленности, транспорта и строительства ожидать не приходится.
Снижение производства рядовой стали и рядового проката уже отражает глубокие изменения в промышленности большой страны. Однако еще более тяжелый удар нанесла реформа по производству
специальных видов продукции черной металлургии — тех, которые обладают особенно высокими техническими качествами и во многом определяют технологический прогресс в отраслях-потребителях.
Науко- и техноемкие металлургические производства пострадали гораздо сильнее, чем традиционное массовое производство. Как пример приведем динамику производства
сортовой холоднотянутой стали. Это — необходимый для машиностроения высококачественный материал. Из него, например, производятся подшипники. Хотя в РСФСР к 1980-м годам было создано крупномасштабное производство такой стали (в год свыше 2 млн т), потребности отечественного машиностроения еще удовлетворялись не полностью, и часть необходимой специальной стали импортировалась.
В результате реформы к 1998 г. производство сортовой холоднотянутой стали сократилось в РФ в 8,4 раза, и существенного увеличения объема выпуска с тех пор не произошло (после 2009 г. показатель не публикуется).
За 80-е годы в РСФСР было создано современное
трубопрокатное производство:
В годы реформы выпуск продукции резко упал — более чем вчетверо. После оживления производства в 1998 г. в начале 2010-х его объем достигает пока уровня конца 1970-х — отставание более чем на 30 лет.
Комментарии