Берлинале в разрезе большой политики

Наверное я теперь покажусь моим читателям эдаким «вчера проснувшимся человеком», все еще представляющим себе о том, что якобы большое искусство находится вне политики. Сегодня, в мире политической ангажированности и глобалистской тенденциозности событий, культура и искусство давно уже тесно переплелись с миром политической конъюнктуры.
Смотря на итоги прошедшего в Берлине кинофестиваля, сразу понимаешь, кто там сегодня правит балом. По результатам отбора жюри, победу одержала драматическая картина режиссера Джафара Панахи «Надер и Симин. Развод».
Сегодня мусульманские страны переживают довольно жесткое вторжение прозападных ценностей в свой закрытый и неприкосновенный мир. Это можно вполне отчетливо наблюдать на примере разыгрывающихся теневыми игроками политических сценариев жасминовых революций и свержений власти.
Российскому обывателю до этого, может быть и нет никакого дела, однако здесь все же есть о чем поразмышлять.
На сегодняшний день критики неоднозначны в своих оценках относительно качества картины. По различным мнениям, эта социально-психологическая драма повествует о кризисе одной отдельно взятой семьи, однако она может вполне серьезно говорить о распаде всего современного иранского общества.
Никогда не задумывались о том, почему сегодня дают нобелевские премии диссидентам и номинируют на престижные награды в области кинематографа политических активистов?
Я конечно, ничего не имею против политики вообще. Я лишь против такого откровенного и беспринципного вмешательства оной в дела большого искусства.
Приходится думать, что и сегодня Берлинале выбрал вовсе не искусство.
Весьма жаль, но награда второго плана досталась Туринской площади. Режиссер этой, без сомнения высокопробной авторской картины, наверное пережил глубочайший шок, узнав о результатах присуждения наград. Тем более, что уровень творения известного мастера никак не сопоставим с уровнем заурядного иранского режиссера.
У меня складывается впечатление, что сегодня известный европейский кинофестиваль, не выдержав искушения нового времени, глубоко ушел в мир международных политических витиеватостей, оставив мир большого искусства позади стремления к собственному совершенствованию.
Однако, если глубже взглянуть на историю Берлинского кинофестиваля, то можно увидеть причины происходящего.
Изначально учредителями Берлинале стали союзники по Второй мировой войне — США, Великобритания и Франция, под чьим управлением после войны находился Западный Берлин.
С моей точки зрения, это во многом, объясняет присущее кинофестивалю неотвратимое стремление «управлять большим искусством» стран бывшего «Восточного Блока». Сегодня это стремление успешно трансформируется в желание влиять на региональную политику развивающихся стран путем поощрения развитию изменений чуждых цивилизованному миру норм морали и ценностей исламского мира.
Похожие поощрения можно легко обнаружить и у нас.
Стоит отметить, что нашим доблестным «обличителям советской цензуры» так не удалось склонить жюри к награждению картины Александра Миндадзе «В субботу», посвященная одному дню жителя Припяти, которому случайно стало известно о трагедии на АЭС.
И все же, как ни был наверное, велик соблазн показать через атомную катастрофу катастрофу распада страны, Миндадзе его избежал, сконцентрировав внимание зрителя на распаде самого героя.
И, вероятно, по этой причине на Берлинале наш фильм призов так и не получил.
Комментарии