О сложностях выработки долгосрочной стратегии NASA

На модерации Отложенный

Вряд ли сейчас кто-то не в курсе, что c апреля 2019 года американское космическое агентство спешно готовится к возвращению на Луну. Белый дом потребовал высадить на поверхность Луны астронавтов не позднее 2024 года, тогда как ранее НАСА намеревалось сделать это приблизительно в 2028 году.

Конечно, требование президента заставило НАСА ускорить реализацию своих планов. Агентство получит дополнительные средства, и высадка, вероятно, состоится – если не в 2024 году, то в 2025 или 2026. Однако есть у произошедшего и негативные последствия. До этого у НАСА хоть и не было стройной стратегии, но существовали примерные представления о постепенном наращивании присутствия в окололунном пространстве. Сначала агентство планировало построить окололунную орбитальную станцию Gateway, параллельно запуская роботизированные миссии на Луну. Затем планировалось отправить на спутник Земли несколько пилотируемых экспедиций, а в перспективе, возможно, построить там посещаемый форпост.

Теперь стратегия НАСА разделена на два этапа. На первом этапе, т. е. до конца 2024 года, все силы брошены на доставку людей на Луну. На втором этапе после 2024 года будет «все остальное». Однако деятельность на втором этапе не проработана, а потому ее задачи не учитываются при разработке лунной инфраструктуры первого этапа. Другими словами, размерность лунного взлетно-посадочного аппарата выбирается исходя из одной цели – доставить на Луну людей как можно быстрее. В расчет не принимаются перспективные задачи – такие, например, как доставка модулей лунной базы или тяжелого научного оборудования.

Помимо этого, угрозу стратегии добавляет ее очевидная политизированность. Высадка людей на Луну выглядит как вполне неприкрытый предвыборный проект Трампа. И что будет после высадки, администрацию вообще не интересует. А значит, дальнейшая программа может быть как пересмотрена, так и отменена вовсе.

7 июня президент США Дональд Трамп написал немного странный твит. «За те деньги, которые мы вложили в НАСА, они сейчас должны говорить НЕ о полете на Луну – мы сделали это 50 лет назад». – заявил он. – «Они должны заниматься намного более масштабными проектами, включая Марс (а Луна является его частью), Оборону и Науку!».

8 июня исполнительный секретарь Национального космического совета Скотт Пейс, комментируя твит Трампа, сказал, что цели НАСА не меняются, и президент лишь хотел привлечь внимание к необходимости более качественно прорабатывать стратегию развития. Марс как был, так и остается конечной целью усилий НАСА, а деятельность в окололунном пространстве – это лишь технологический шаг на пути к соседней планете.

В 2000-х годах при Буше-младшем НАСА планировало вернуться на Луну в рамках программы «Созвездие» (Constellation), но в 2010 году президент США Барак Обама объявил о закрытии «Созвездия» и запуске новой программы «Гибкий путь» (Flexible Path), конечной целью которой является высадка астронавтов на Марс. Формально эта цель никогда не была отменена, однако к моменту прихода Трампа в Белый дом сроки предполагаемой экспедиции сползи с начала 2030-х на начало 2040-х годов. В последние годы руководители НАСА практически не говорили о Марсе в контексте пилотируемых полетов.

Заявление Трампа не нужно рассматривать как очередное изменение целей НАСА. Это лишь напоминание о том, что космическое агентство слишком зависит от политиков, а потому его долгосрочные планы не следует воспринимать слишком серьезно. Даже отказ от высадки на Луну в 2024 году нельзя полностью исключать, а уже во второй половине 2020-х может быть что угодно, начиная от постройки базы на Луне и заканчивая полным отказом от работы в окололунном пространстве ради подготовки марсианской экспедиции. Которая, правда, отползет на вторую половину XXI века.

Есть объективные факторы, удерживающие пилотируемую деятельность НАСА в определенном русле. Во-первых, это международный проект МКС. Станция будет постепенно коммерциализироваться, но государства-участники программы продолжат содержать ее как минимум до 2028-2030 года. Во-вторых, НАСА необходимо как-то использовать сверхтяжелую ракету-носитель SLS и новый корабль Orion. Они слишком дороги для эксплуатации на низкой околоземной орбите и лучше всего подходят для экспедиций к Луне, а потому, вероятно, окололунная станция Gateway из планов НАСА никуда не денется.

Но вот о гипотетической лунной базе этого сказать нельзя: программа «Артемида» может ограничиться всего лишь несколькими высадками астронавтов на Луну, как это случилось 50 лет назад с программой «Аполлон».

Стабилизировать лунную программу НАСА могло бы международное участие. Но «возвращение на Луну» позиционируется как миссия национального престижа, а потому существенного иностранного участия в ней не предполагается. Взять же на себя инициативу по созданию лунной базы, даже с опорой на американскую транспортную систему, никто международных из партнеров НАСА не готов. ЕКА, JAXA и Роскосмос давно привыкли быть ведомыми и делать то, что решит американское космическое агентство.