ДОЛИНА ЦАРЕЙ В ЕГИПТЕ
На модерации
Отложенный
Гробницы Долины Царей отделённой от остального некрополя безжизненными холмами, служили своего рода страховым полисом, обеспечивавшим вечную жизнь. Тайные усыпальницы фараонов Нового царства должны вечно хранить мумии царей и погребальную утварь. Хотя в большинстве своём они не справились с этой задачей, их драматическая архитектура и причудливые росписи вызывают неподдельное восхищение. В полутьме тех гробниц, где нет толп экскурсантов, легко вообразить себе нисхождение в подземный мир и прочувствовать страх грабителей, бросавших вызов ловушкам.
Царские погребения в «Месте истины» датируются временем от начала XVIII династии до конца XX династии. Вероятно, что первым здесь был погребён Тутмос I (период правления: 1525-1512 годы до нашей эры). До правления Рамсеса I в долине также хоронили цариц и детей фараонов. Гробницы вырубали и расписывали умелые мастера (которых называли «слугами Места истины»), жившие неподалёку, в Дейр-эль-Медине. Работа над усыпальницей начиналась в первые годы правления фараона и продолжалась не более шести лет.
Но даже при этих условиях некоторые гробницы доделывались весьма поспешно или узурпировались последующими правителями. В общих чертах, существует два типа гробниц: разно уровневые, изогнутые в плане усыпальницы первых правителей XVIII династии, в частности Тутмоса I и Аменхотепа II, и вытянутые, ориентированные по одной оси гробницы XIX и XX династий. Слабые цари XX династии не смогли предотвратить масштабное разграбление гробниц. В торговлю сокровищами были вовлечены высшие чиновники, а грабителями становились простые рабочие – строители гробницы, не получавшие вовремя жалованья. Пытаясь спасти саркофаги и утварь, жрецы перезахоронили их в двух тайниках, которые были найдены только в конце XIX столетия.
Начало серьёзному изучению долины положили экспедиции 1902-1914 годов, организованные на средства Теодора Дэвиса, когда были раскрыты более тридцати гробниц и шахт. Весть об открытии гробницы Тутанхамона в 1922 году попала на первые полосы всех газет мира, а совсем недавно, в 1995 году, под гробницей КУ5, долгое время считавшейся пустой, была найдена общая усыпальница сыновей Рамсеса II. Основываясь на сведениях Туринского папируса, профессор Кент Уикс нашёл комплекс из ста пятидесяти помещений, площадь некоторых из них доходила до 400 квадратных метров.
Хотя надписи свидетельствуют в пользу того, что пятьдесят из примерно ста детей Рамсеса II должны были быть погребены здесь, пока были найдены останки только четырёх человек, умерших в возрасте двадцати с небольшим лет. Планируется провести их рентгенологическое исследование для сравнения с мумией Рамсеса II, хранящейся в Египетском музее Каира. Последние новости о раскопках и фотографии гробниц можно найти на сайте Фиванского картографического проекта.
К сожалению, памятники Долины Царей страдают от последствий массового притока туристов и геологических изменений. В 1990-х годах в стенах трёх гробниц появились трещины, в четвёртой обрушился потолок. Чтобы предотвратить дальнейшее разрушение рельефов и росписей из-за истирания, воздействия углекислого газа и влажности (в среднем каждый посетитель оставляет после себя в воздухе 2,8 граммов влаги), Служба древностей установила стеклянные экраны и установки, устраняющие излишнюю влажность воздуха.
Ещё более серьёзную опасность представляют глинистые сланцы, поднимающиеся к поверхности из-под известнякового пласта и разрушающие гробницы снизу. Некоторые видят причины этого в продолжавшихся на протяжении 25 лет утечках воды на туристической базе (ныне снесённой), другие считают, что уровень подземных вод поднялся из-за строительства Высотной плотины в Асуане. Результатом всего этого может стать закрытие гробниц на продолжительное время. Помните, что работы древних мастеров чрезвычайно хрупки, и старайтесь не прикасаться к стенам. Фотосъёмка во всех гробницах запрещена.
Посещение гробниц Долины Царей
Главный путь в долину (по-арабски Бибан элъ-Мелюк, «Ворота царей») лежит вдоль извилистой дороги, повторяющей маршрут древних погребальных процессий. Когда дорога ещё не была проложена и проехать можно было только на осле, царившие здесь тишина и безлюдность потрясали воображение («Белая земля; солнце; зад потеет в седле», – писал Флобер). Сейчас испытать подобное можно только по дороге через холмы из Дейр-эль-Медины, куда до сих пор ездят на осликах.
У въезда в долину расположен туристический базар, камера хранения, куда можно сдать видеокамеру (бесплатно), и касса, в которой продаются билеты в саму Долину Царей и в гробницу Эйе в Западной долине. 500 метров до входа в сам комплекс, у которого стоит ещё один киоск с билетами в гробницу Тутанхамона, можно пройти пешком или проехать на туф-туфе (1 фунт).
Долина окружена известняковыми скалами, самая высокая из которых считалась жилищем богини-змеи Меритсегер, покровительницы некрополя. Долина (открыта для посещения ежедневно: зимой 6.00-17.00, летом 6.00-16.00) представляет собой естественный коллектор солнечных лучей, здесь жарко даже зимой. Горячий воздух проникает даже в самые глубокие гробницы, где влажно и пахнет плесенью (пейте больше воды).
Одна из возможных стратегий – отправиться сначала в периферийные гробницы (например Рамсеса IV, Рамсеса VII, Таусерт/Сетнахта, Сети II или Монтухерхепшефа, стараясь при этом не упустить возможность нырнуть в другие усыпальницы, если между посещающими их тур группами случится перерыв. Дальше мы просто перечисляем гробницы в направлении против часовой стрелки.
Лучше заранее выбрать те, что вас интересуют, и соответственно встроить маршрут. Многие считают, что четырёх-пяти гробниц достаточно для одного раза. Из 64 усыпальниц одновременно бывают открыты не больше дюжины: в туристической служ6е Луксора вам всегда скажут, какие именно, даже если в кассе у входа нет списка. Во время написания данной статьи открыты были практически все гробницы Рамессидов.
Небольшая гробница Рамсеса VII, расположенная отдельно от других у входа в долину, стояла открытой на протяжении тысячелетий, но сейчас полностью застеклена. Греческие и римские надписи портят вид рельефов и красочных росписей (красный, жёлтый и голубой цвета на белом фоне), свежесть которых – результат реставрации. Среди стандартных изображений встречаются странные детали, например, фигуры, заключённые в картуши, на стенах дальнего коридора.
Богиня Таурт в облике гиппопотама царит в пантеоне ночных богов, изображённых на потолке погребальной камеры; саркофаг испещрён рядами синих фигур. Эту гробницу посещают немногие, здесь можно побродить спокойно. Однако другие рамессидские гробницы более красивы, поэтому посетителям, вынужденным ограничиться осмотром всего трёх гробниц, следует выбрать что-нибудь другое.
Следующая гробница, сооружённая для Рамсеса IV, привлекает больше публики. Яркие краски компенсируют недостатки рельефов и обилие греческих и коптских граффити (обратите внимание на изображения святых с нимбами справа от входа). Потолок гробницы украшен двумя фигурами Нут. Огромный саркофаг из розового гранита покрыт магическими текстами и изображениями Исиды и Нефтиды, призванными защитить мумию от любой угрозы.
Когда этого оказалось недостаточно, жрецы спрятали Рамсеса в гробнице Аменхотепа II, откуда и был возвращён на прежнее место ныне пустой саркофаг. Обратите внимание на коптские граффити в дальней кладовой за погребальной камерой. Что касается самого Рамсеса, то судя по мумии, хранящейся в Египетском музее Каира, он был невысоким, лысым человеком с длинным носом. Он унаследовал трон в сорок с лишним лет и записал «завещание» своего выдающегося отца, Рамсеса III, на Большом папирусе Харрис.
Гробница Рамсеса IX принадлежала одному из последних правителей (период правления: 1140-1123 годы до нашей эры) XX династии и всей эпохи Нового царства. Упадок царской власти выразился и в том, что изображения, выполненные в технике врезанного рельефа, вскоре уступили место плоской живописи, практически – рисункам. На стенах ступенчатого коридора (первоначально делившегося на две части пандусом для перевозки саркофага) мы видим Рамсеса перед богами и символические изображения из «Книги Пещер».
Обратите внимание на солнечные ладьи с крокодилами, головами и прочими диковинами на левой стене. Погребальная камера примечательна «Книгой Ночи» – жёлтыми фигурами на тёмно-синем фоне. Две фигуры богини ночи обрамляют потолок, в пространстве между ними закручивается водоворот из различных существ, звёзд и небесных ладей. Хотя погребальная камера царя пуста, его воскресение по-прежнему возвещает изображённый на стенах скарабей-Хепри, воплощение солнца, рождающегося на рассвете.
Знаменитую на весь мир гробницу Тутанхамона нельзя назвать ни большой, ни величественной по меркам Долины Царей, что соответствует непродолжительности правления юного фараона (период правления: около 1361-1352 годы до нашей эры) из XVIII династии. Её известность обусловлена довольно поздним открытием и огромным количеством сокровищ (большинство хранится в Египетском музее Каира).
После пяти бесплодных сезонов, проведённых археологом Говардом Картером, его покровитель лорд Карнарвон уже был готов оставить поиски, но 4 ноября 1922 года гробница была найдена. Опасения, что усыпальница разграблена, рассеялись, когда была открыта вторая запечатанная дверь – официально это состоялось 26 ноября, но на самом деле Картер и Карнарвон тайно проникли в гробницу накануне ночью и вынесли несколько предметов. В дальнейшем гробница была исследована самым тщательным образом.
Все 1700 предметов были описаны, зарисованы и сфотографированы in situ перед переносом в импровизированную лабораторию, размещавшуюся в гробнице Сети I, где Артур Мейс занимался их очисткой и консервацией. Разбор содержимого гробницы занял почти десять лет, весь процесс запечатлел на более чем 1800 снимках фотограф Гарри Бертон, превративший пустую гробницу в фотолабораторию.
В апреле 1923 года в Каире от укуса насекомого умирает лорд Карнарвон. Его смерть заставила весь мир обратить внимание на слова романистки Марии Корелли: «Всякого, кто вторгнется в гробницу, ждёт суровая кара». В момент смерти Карнарвона в Каире пропало электричество. С каждой последующей «загадочной» смертью вера людей в «проклятье Тутанхамона» росла.
Американский миллионер Джей Гоулд умер от пневмонии, простудившись в гробнице; знаменитый Бэй, осматривавший гробницу, был застрелен в Лондоне собственной женой; французский египтолог разбился насмерть при падении; секретарь Картера умер при невыясненных обстоятельствах в лондонском клубе, а «правая рука» Картера, археолог Артур Мейс заболел и скончался ещё до окончания работ в гробнице. Однако через десять лет после открытия гробницы из двадцати двух присутствовавших при этом человек в живых не было только двоих. Говард Картер умер в 1939 году в возрасте 64 лет.
Остальные участники события благополучно дожили до девятого десятка (включая доктора Дерри, который проводил вскрытие и предположил, что Тутанхамон умер от удара в голову в возрасте примерно 19 лет). Вопреки этому в 1991 году учёный из Каирского университета предложил новое объяснение «проклятия». Профессор Фебат считает, что Карнарвон и Мейс пострадали от радиации, накопившейся в гробнице за три с лишним тысячи лет, и что источником её было некое вещество, использовавшееся в процессе мумификации. Он также утверждает, что зафиксировал радиоактивность у семнадцати мумий, хранящихся в Египетском музее Каира.
Вернёмся к самой гробнице. Сейчас её росписи закрыты защитными стёклами, а количество посетителей сократилось из-за непомерно высокой платы за вход. Билеты в гробницу Тутанхамона можно купить в отдельном киоске у входа в Долину Царей, но вполне может показаться, что гробница не стоит тех 80 фунтов, которые за неё требуют. В 1922 году Картер нашёл лестницу, ведущую вниз к замурованной двери, на которой стояла печать с картушем Тутанхамона и печать некрополя, но следы восстановительных работ, продукты распада тканей в коридоре и ещё одна запечатанная дверь в конце указывали на то, что грабители проникли в переднее помещение гробницы при XX династии.
Большинство предметов из гробницы, которые сейчас хранятся в Египетском музее Каира, находились в никак не декорированных помещениях (сейчас замуровано). Ещё одна стена, ныне заменённая ограждением, закрывала вход в погребальную камеру, которую почти полностью занимали четыре золотых ковчега, вставленных один в другой. Внутри находился каменный саркофаг с тремя антропоморфными гробами внутри.
В последнем из них, сделанном из чистого золота, лежала мумия Тутанхамона. В 1995 году мумию исследовали методом компьютерной томографии, которая показала, что у фараона была сломана нога. Из-за перелома могла развиться инфекция с летальным исходом. Эти данные бросают тень сомнения на теорию, что Тутанхамон умер от травмы головы, которые некоторые учёные трактуют как убийство.
Красочные росписи нужно рассматривать в направлении против часовой стрелки, начиная со сцены погребальной процессии – девять товарищей и три чиновника везут гроб Тутанхамона на полозьях. Далее наследник царя Эйе совершает обряд «отверзания уст» и приносит жертвы небесной богине Нут. Умерший царь заключает в объятия Осириса, за фараоном следует его «ка» (в чёрном парике). На левой стене изображены солнечная ладья и поклоняющиеся светилу бабуины. На трудном для обозрения участке стены у входа Анубис и Исида ведут Тутанхамона к дарящей жизнь Хатхор.
Местоположение гробницы Тутанхамона оставалось неизвестным столь долго ещё и потому, что её скрывали груды камней из усыпальницы Рамсеса VI (период правления: 1156-1148 или 1151-1143 годы до нашей эры), которая была туристической достопримечательностью с древних времён. Греки называли её «гробницей Мемнона». Первые два коридора на протяжении столетий страдали от любителей оставлять надписи, но ещё большая неприятность случилась в 1992 году, когда обрушился потолок гробницы, который впоследствии пришлось собирать из почти тысячи фрагментов.
Строительство гробницы было начато Рамсесом V, но его наследник узурпировал и расширил её. Изображением Рамсеса VI, приносящего лампу Хору Небосклонному, открывает «Книгу Врат»; напротив находятся рельефы «Книги Пещер». И та, и другая продолжаются на стенах коридоров, следующих один за другим. Объединяет анфиладу и потолок с астрономическими изображениями (обратите внимание на крылатый диск над притолокой и картуши Рамсеса на дверных косяках).
Там, где сюжет «Книги Врат» доходит до сцены в Зале Осириса, «Книга Пещер» демонстрирует огнедышащую змею и божеств с рыбьими головами. Когда ладья Ра приближается к Седьмым вратам, за которыми двенадцать богов держат верёвку, к которой привязаны головы, в «Книге Пещер» изображена процессия двойников. С этого места на потолке появляются изящные изображения небесной богини и «Книга Дня и Ночи».
Восьмая и девятая части «Книги Врат» и пятая часть «Книги Пещер» украшают следующее помещение, первоначально задуманное как преддверие к следующей камере, на которой заканчивалась гробница Рамсеса V. Здесь находятся заключительные части «Книги Врат», седьмая часть «Книги Пещер» и сцена сотворения мира. На задней стене изображён Рамсес VI, приносящий жертвы Осирису и совершающий возлияния. На столбах он же приносит дары Хонсу, Амону-Ра, Меритсегер, Пта-Сокару, Птаху и Ра-Хорахти.
Спуск в следующий коридор охраняют крылатые змеи, символизирующие богинь Нехбет и Нейт (слева), Меритсегер и Селкет (справа). На стенах изображены вводная и центральная части «Амдуат»; на потолке – сцены из «Книги Ра» и «Книги Дня и Ночи». Изображения в следующем коридоре относятся к четвёртой и пятой и восьмой и девятой частям «Амдуат». Следующее небольшое помещение содержит тексты из «Книги выхода днём», в том числе и «Исповедь отрицания». На потолке в первом регистре изображён Рамсес, плывущий на ладье Дня и Ночи, во втором – Осирис, восстающий с погребальных носилок.
Превосходные парные сцены из «Книги Дня» и «Книги Ночи» украшают потолок погребальной камеры Рамсеса VI. Сам царь изображён приносящим жертвы на одной из стен. На задней и правой стенах находятся фрагменты из «Книги Акера», бога земли, помощника Ра в битве с Апопом. Солнечный бог плывёт по небу в своей священной ладье. Чёрный гранитный саркофаг царя был разбит искателями сокровищ ещё в древности, а его мумия была повреждена настолько сильно, что жрецам пришлось прикрепить её к доске, прежде чем достойно похоронить останки в другой гробнице.
Мернептах (период правления: 1236-1223 годы до нашей эры), четырнадцатый сын Рамсеса II, стал фараоном только в пятьдесят лет, пережив тринадцать братьев, имевших больше прав на престол. Судя по мумии, царь страдал артритом и атеросклерозом, а в старости пережил стоматологическую операцию. На основании стелы Израиля из Карнака и отождествления правления отца Мернептаха с периодом египетского пленения евреев многие учёные считают, что сам Мернептах – это фараон «Исхода» (хотя это оспаривает Рол).
Как и другие гробницы XIX династии, усыпальница Мернептаха состоит из нескольких спускающихся вниз коридоров общей длиной около 80 метров. Ра-Хорахти и Хепри встречают Мернептаха; сюжеты «Литаний Ра» разворачиваются напротив изображений шестнадцати воплощений Осириса; ладья Ра плывёт через подземный мир; Нехебкау ведёт душу к Анубису. За шахтой, охраняемой Тотом и Анубисом, начинается ещё один коридор, украшенный сценами из «Амдуат». Он ведёт к передней камере с изображениями Осириса и Нефтиды, а также Мернептаха в образе Имутефа.
В следующем помещении находится ложная погребальная камера (уловка, которая редко вводила в заблуждение грабителей), украшенная текстами гимнов к Осирису и сюжетами из «Книги Врат». Обратите внимание на Змей Хаоса, «перетягивание каната» с душами людей и воплощения Осириса над притолокой. В самых дальних коридорах смотреть особо не на что, за исключением крышки саркофага Мернептаха, оставленной здесь грабителями, и бледной фигурки обезьяны.
В погребальной камере потолок украшен изображениями богов, путешествующих по ночному небу, а на стенах мы видим сцену превращения Хепри в Ра, окружённую птицами с человеческими головами (это души-6а умершего), а также Хнума, управляющего ладьёй с мумией фараона. Массивный гранитный саркофаг Мернептаха украшен изнутри рельефной фигурой небесной богини Нут.
Самая величественная из открытых на данный момент рамессидских гробниц – усыпальница Рамсеса III. Его правление, продолжавшееся 31 год (период правления: 1198-1166 годы до нашей эры), ознаменовало собой расцвет XX династии, власть которой пришла в упадок при поздних Рамессидах. В отличие от других царских гробниц на красочных рельефах усыпальницы Рамсеса III встречаются сцены из повседневной жизни. По одному из сюжетов памятник также называют «Гробницей арфистов».
По обе стороны от первого коридора находятся десять боковых помещений, предназначавшихся для хранения погребальной утвари. В первых двух сохранились фрагменты сцен рубки мяса, приготовления пищи и выпечки хлеба, а также изображения отплывающих кораблей (те суда, у которых паруса свёрнуты, плывут вниз по реке). Дальше Хапи благословляет божеств зерна и умилостивляет змееголовую Непрет со свитой из уреев.
Изображения быка Мери (справа) и коровы Хеси (слева) соседствуют со складом оружия, а двуполые божества несут дары в сокровищницу. Рамсес владеет скотом и полезными ископаемыми, со своей ладьи он смотрит на крестьян, работающих на Полях Иару. На знаменитом рельефе два арфиста поют для Шу и Атума, а Хор-сематауи и Анхуре приветствуют царя; слова песни начертаны на стене у входа. Двенадцать воплощений Осириса, по-видимому, связаны с двенадцатью деканами (часами) ночи.
Тупиковый туннель – это место, где строители случайно наткнулись на соседнюю гробницу, из-за чего первый владелец усыпальницы, фараон Сетнахт, отказался от неё и предпочёл гробницу Таусерт. Когда строительство возобновилось при Рамсесе III, главную ось гробницы сместили к западу. В коридоре находятся изображения четвёртого и пятого часа из книги «Амдуат».
Среди сцен «Книги Врат» можно увидеть представителей четырёх народов – египтян, азиатов, негров и ливийцев (нижний ярус). На передней стене змей Апоп изрыгает головы своих жертв (пятая часть «Книги Врат»). Боковое помещение украшают сюжеты из книги «Амдуат». Доступ в остальную часть гробницы закрыт из-за обрушения потолка.
Полководец Хоремхеб пользовался реальной властью при Тутанхамоне и его наследнике Эйе, а затем сам стал фараоном. Его правление (период правления: 1348-1320 годы до нашей эры) – апогей религиозной реставрации после Амарнского переворота и последний вздох XVIII династии – прошло под знаком укрепления огромной империи, завещанной предшественниками. Хоремхеб умер, не оставив наследника (Рол считает, что он выдал дочь за царя Соломона). Его сменил военный советник по имени Па-Рамессу, принявший тронное имя Рамсес и основавший династию Рамессидов.
План гробницы предвосхищает устройство усыпальницы Сети: круто уходящий вниз, длинный коридор, лишённый какого-либо декора, ведёт к шахте с красочными, тщательно проработанными изображениями Хоремхеба перед богами. Хатхор, Исида, Осирис, Хор и Анубис вновь появляются на стенах помещения перед погребальной камерой, вход в которую охраняет богиня Маат.
Незаконченные сцены в самой камере варьируются от графических набросков до тщательно выполненных рельефов; последовательность сюжетов «Книги мёртвых» начинается слева и идёт по часовой стрелке вокруг всей камеры. Огромный саркофаг украшен рельефным изображением богини Нут. Во втором боковом помещении изображён Осирис перед столбом Джед.
Одна из самых глубоких гробниц в долине находится в начале вади, за усыпальницей Хоремхеба. Она была построена в середине правления XVIII династии для Аменхотепа II (период правления: 1450-1425 или 1427-1400 годы до нашей эры). Всего в гробнице более 900 ступеней, по мере спуска духота и жара усиливаются.
В момент обнаружения гробницы в 1898 году мумия царя покоилась в своём саркофаге, а в соседнем помещении были спрятаны ещё девять царских мумий. Чтобы не допустить грабителей до нижних уровней, которые, по-видимому, были замурованы и замаскированы, в усыпальнице устроили глубокую шахту (сейчас через неё перекинут мостик) и ложную погребальную камеру.
Из переднего зала с колоннами лестница ведёт в огромное помещение. На шести квадратных в сечении столбах изображён Аменхотеп, обнимающий богов и подносящий им знаки-анх. Потолок усеян изображениями звёзд, на окрашенных в светло-бежевый цвет стенах, как на непрерывном свитке папируса, размещён полный текст книги «Амдуат».
Обратите внимание на предварительные наброски рядом с нишей слева. Кварцитовый саркофаг стоит на своём прежнем месте; в момент находки шею мумии украшала гирлянда из цветов. Во втором помещении справа устроили тайник для мумий Тутмоса IV, Мернептаха, Сети II, Рамсеса V, Рамсеса VI (разрублена на куски) и царицы Тэйе, когда их собственные гробницы оказались неспособны противостоять грабителям.
- Гробница Таусерт/Сетнахта
Эта гробница, расположенная на пути к усыпальнице Сети II, необычна тем, что в ней имеются две погребальных камеры. Первоначально она предназначалась для супруги Сети, царицы Таусерт, но была узурпирована фараоном Сетнахтом (период правления: около 1200-1085 годов до нашей эры) после того как при строительстве его собственной гробницы (теперь – гробницы Рамсеса III) возникли трудности. В первом коридоре мы видим изображения Сетнахта, приносящего дары Хору и Исиде, и Осириса в святилище. Далее изображено божество с головой барана, держащее в руке нож, в сопровождении Анубиса и Упуаута.
Стены помещения, которое должно было быть погребальной камерой Таусерт, покрыты текстами «Книги мёртвых». Отсюда лестница ведёт в склеп Сетнахта. В нижней части лестницы мы видим изображение души фараона, ищущего гармонии у Маат; на стенах бокового помещения Анубис бальзамирует мумию. Зал с текстами из «Книги Пещер» и сценой обряда «отверзания уст» предваряет саму погребальную камеру, на столбах которой изображены боги, приветствующие Сетнахта, а на стенах – воскресение Осириса и ночное плавание Ра.
Саптах (период правления: 1194-1188 годы до нашей эры) был единственным сыном Сети II, рождённым не от царицы Таусерт, а от сирийской наложницы по имени Сутайлия. Поскольку он был ещё мал и к тому же страдал от слабости в ноге, Таусерт правила в качестве регента вместе с чиновником по имени Баи (тоже сирийцем по происхождению). Когда Саптах вырос, Таусерт стала его супругой; есть мнение, что смерть фараона, наступившая шесть лет спустя, была подстроена Таусерт и Баи. Единственное деяние Саптаха, зафиксированное письменно – поход в Нубию, хотя скорее всего он не возглавлял его лично.
Завершает череду несчастий Саптаха судьба его гробницы: она была узурпирована одним из позднейших правителей, всё её содержимое было уничтожено ещё в античности, а мумия в конце концов оказалась в гробнице Аменхотепа II, где и была найдена в 1905 году. Тогда же учёные предположили, что фараон, по-видимому, в детстве перенёс полиомиелит или страдал церебральным параличом. Однако сама его гробница выглядит внушительно. Мы видим изящно одетого Саптаха среди богов в сценах из «Литаний Ра», а в сюжетах из книги «Амдуат» он изображён плывущим на ладье.
В конце вади находится редко посещаемая туристами гробница Сети II (период правления: 1216-1210 годы до нашей эры), которую Артур Мейс использовал как склад и реставрационную мастерскую во время раскопок усыпальницы Тутанхамона. Длинные прямые коридоры, типичные для гробниц XIX династии, украшены красочными сценами. Однако из-за внезапной смерти Сети рельефы были закончены только у входа, а остальная поверхность стен была наспех заполнена росписями и контурными рисунками.
Мумия царя была впоследствии перенесена в гробницу КУ-35, на её место положили мумию неизвестного вельможи, которую впоследствии обчистили грабители, оставившие после себя только крышку саркофага. Судя по мумии, фараон страдал от артрита, но имел великолепные зубы, что было редкостью для того времени.
Гробница Тутмоса III (период правления: 1504-1450 или 1479-1425 годы до нашей эры), тоже спрятанная в скалах над отдельным ответвлением вади, является одной из древнейших в долине. Расположение и защитные приспособления (оказавшиеся напрасными) делают её особенно интересной, хотя часть декора утрачена. Поднявшись по деревянным ступеням к расселине в скале, вы затем спускаетесь вниз через несколько уровней помещений и проходите по мостику над шахтой, прежде чем попасть в переднюю камеру.
Изображения божества на стенах выполнены в графической манере, которая подражала технике оформления папирусов, сложившейся со времён Среднего царства, и активно использовалась для стенных росписей в начале эпохи Нового царства. Несмотря на условность изображений, хорошо различимы шахты и пандусы, ведущие в подземное царство, и роль Хепри, тянущего ладью Ра. Необычная, круглая в плане погребальная камера тоже украшена графическими фигурами и символами. Хотя жёлтый фон подражает цвету древнего папируса, тексты были нанесены на стены только после погребения Тутмоса. На одной из фресок можно увидеть перечёркнутую ошибку.
Обратите внимание на двойные изображения (как в Абу-Симбеле): по мнению одних археологов, они использовались для передачи движения, с точки зрения других – были результатом повторного нанесения рисунка. На одном из столбов изображена мать Тутмоса, стоящая позади него на ладье; ниже мы видим трёх жён и дочь фараона, справа от которых богиня кормит грудью юного царя. Направив свет факела внутрь кварцитового саркофага, вы увидите превосходную рельефную фигуру Нут, чьи руки обнимали царскую мумию, пока жрецы не перепрятали её в более безопасное место возле Дейр-эль-Бахри.
Гробница Сети I – лучшая в долине, но, к сожалению, она закрыта для туристов. Целое десятилетие было потрачено на то, чтобы восстановить ущерб, причинённый поднятием грунтовых вод и туристами, и установить устройства, снижающие влажность воздуха, но открывать гробницу для публики всё равно нельзя. Усыпальница, обнаруженная в 1817 году, является самой длинной в долине (более 120 метров). Она украшена превосходными рельефами и позолоченными росписями, которые не уступают декору храма Сети в Абидосе.
Именно Сети I (период правления: 1318-1304 годы до нашей эры) укрепил XIX династию, вернул земли, потерянные при Эхнатоне, и проложил путь к новым высотам могущества для своего сына, Рамсеса II. Гробница фараона сильно пострадала от рук европейских коллекционеров: часть рельефов сейчас хранится в Лувре и Туринском музее, а саркофаг Сети I находится в музее Джона Соуна в Лондоне.
По соседству с Сети был погребён его отец Рамсес I, основатель XIX династии, который не принадлежал к царскому роду, а был сыном военачальника из Авариса. За своё короткое правление (период правления: 1320-1318 или 1295-1294 годы до нашей эры) Рамсес совершил военный поход в Азию, вновь открыл бирюзовые копи на Синайском полуострове и женился на Ситра, дочери ещё одного военного из Дельты, которая произвела на свет наследника. Коридор гробницы (самый короткий в долине) ведёт в небольшую, великолепно украшенную погребальную камеру. Краски росписей до сих пор сияют на сине-сером фоне.
На левой стене изображены девять чёрных саркофагов, стоящих в пещерах, под ними – двенадцать богинь, символизирующих часы ночи из «Книги Врат». В других сценах появляется Рамсес в компании Маат, Анубиса, Птаха, Осириса и других богов. В 1999 году царская мумия была обнаружена в музее Ниагара-Фолс, где она хранилась в не идентифицированном состоянии с 1850 года. С момента своего возвращения в Египет в 2004 году мумия находится в Луксорском музее, хотя специалисты из Службы древностей не уверены в том, что это действительно Рамсес.
Расположенная высоко в одном из боковых вади и редко посещаемая туристами, гробница Монтухерхепшефа проливает свет на жизнь египетских царевичей – в данном случае сына Рамсеса IX, имя которого означает «Рука Монту могущественна». Он умер в раннем возрасте, ещё до смерти отца.
Об этом говорят сине-золотой «локон юности», уложенная в изящные складки льняная набёдренная повязка и сложный макияж на его изображениях на стенах коридора гробницы, где приносит дары богам. В Древнем Египте глаза подводили представители обоих полов; считалось, что компоненты краски помогали защититься от глазных болезней типа глаукомы.
- Гробница царицы Тэйе/Сменхкара
Гробница, обозначенная KV55 и не имеющая никакого декора, является загадкой с момента её открытия. В 1907 году её первооткрыватель Теодор Дэвис не успел задокументировать содержимое гробницы, в которой лежала рассыпающаяся мумия, и важнейшие свидетельства были утрачены. Первоначально мумию приписывали царице Тэйе – супруге Аменхотепа III – из-за формы таза, «женской» позы (левая рука лежала на груди, правая – вдоль тела) и позолоченного изображения её вместе с Эхнатоном.
Однако позже выяснилось, что кости принадлежали мужчине не старше 26 лет с признаками гидроцефалии, что уже напоминало черты самого Эхнатона. Во время новых исследований 1933 года не было найдено никаких следов жидкости в мозге (гидроцефалия), зато была выявлена уплощённость черепа, характерная также для Тутанхамона – это породило предположения, что мумия принадлежала его загадочному предшественнику Сменхкару. Несмотря на то, что недавно были предъявлены новые свидетельства в пользу того, что мумия принадлежит Эхнатону, Египетский музей в Каире продолжает сомневаться и по-прежнему приписывает её Сменхкару.
Ещё одна гробница, в которой не на что смотреть (всё содержимое хранится в Каирском музее). Интересна она только историей её владельцев Иуйи и Туйи – родителей царицы Тэйе. Иуйа, по всей видимости, человек незнатного происхождения, был чиновником высшего ранга при Тутмосе IV и Аменхотепе III. Женитьба последнего на их дочери привела в итоге к тому, что Иуйа и Туйа стали дедом и бабкой Эхнатона.
Ахмед Осман в своей книге «Чужак в Долине Царей» утверждает, что Иуйа, мумия которого имеет неегипетские черты, был библейским Иосифом, чьи разговоры о Яхве впоследствии стали источником монотеистической религии Эхнатона. Однако остальные считают, что Иуйа и Туйа происходили из Нубии, что доказывает знаменитый бюст Тэйе, лицо которой имеет несомненно африканские черты.
- Западная долина и солнечный храм Тота
В не слишком известном ответвлении Долины Царей – Западной долине (Бибан элъ-Гуруд) – находятся всего четыре гробницы (две из них царские), из которых открыта для посещений только одна. Гробница Эйе (№ 23) была построена для преемника Тутанхамона, который при Эхнатоне был визирем и выстроил для себя гробницу в Тель эль-Амарне. Усыпальница в Западной долине примечательна сочетанием в оформлении погребальной камеры царской иконографии и изображений, характерных для вельмож.
Напротив сцен из книги «Амдуат» помещены типичные для гробниц знати сцены, на которых умерший охотится на птиц и ловит рыбу. Из-за удалённости этой части некрополя от главной дороги в Долину Царей (поворот в Западную долину обозначен указателем) добраться сюда можно только на машине или велосипеде. Билеты продаются у входа в Долину Царей.
Местные жители называют долину «Обезьяньим вади» из-за тайников с мумиями бабуинов, которые были здесь найдены. Вероятно, эти захоронения связаны с удалённым солнечным храмом Тота (бабуины были священными животными этого бога). Расположение этой постройки, закрытой для туристов, уникально для египетской храмовой архитектуры: она находится на высоте 400 метров над Нилом, на вершине Фиванской гряды, которую древние называли «Короной Фив».
Храм из кирпича-сырца, построенный Ментухотепом II из XI династии, стоит на остатках каменного храма архаического периода – самого древнего из известных нам храмов Верхнего Египта. Храм виден издалека, от начала дороги в Долину Царей, но добраться до него можно только пешком или верхом на осле (1 час 30 минут – 2 часа) по крутой пятикилометровой тропе, начинающейся от дома Говарда Картера.
Храм Дейр-эль-Бахри
Из всех памятников западного берега ничто не сравнится по своей пышности с Дейр-эль-Бахри. Построенный внутри природного амфитеатра, образованного Фиванскими холмами, храм поднимается вверх величественными террасами, а подчёркнутые тенями вертикали его колонн, кажется, берут силу у массивных скал над ними. Величественные пандусы и дворы в своей подчёркнутой простоте выглядят вполне современно, однако в древние времена их формы были смягчены садами благовонных деревьев.
Рельефы, покрывающие колоннады и стены молелен, рассказывают о необыкновенной женщине и династических интригах. Дейр-эль-Бахри («Северный монастырь») – это арабское название поминального храма Хатшепсут, знаменитой женщины-фараона (период правления: 1503-1482 годы до нашей эры). Она была дочерью Тутмоса I, вышла замуж за его наследника, Тутмоса II, но осталась вдовой, не успев родить сына. Не желая уступать место второй царской супруге, которая уже имела сына, Хатшепсут провозгласила себя соправительницей юного Тутмоса III и вскоре сосредоточила в своих руках абсолютную власть.
Чтобы узаконить своё положение, она приказывала изображать себя в облике фараона-мужчины – в набедренной повязке и с накладной бородкой. Однако её власть зависела в конечном счёте лишь от её собственной силы воли и преданности её фаворита Сененмута, человека незнатного происхождения, поднявшегося до должности управляющего поместьями храма Амона и затем попавшего в опалу по невыясненным причинам. Когда Тутмос наконец пришёл к власти после смерти Хатшепсут, он приказал уничтожить её изображения и картуши, предав забвению всякую память о ней. Деяния Хатшепсут стали вновь известны лишь благодаря археологам.
В 1995 году в храме была поставлена опера Верди «Аида». Идея закончилась финансовым крахом из-за плохой рекламы и колоссальных расходов, в том числе и на строительство дороги до берега Нила, чтобы высокопоставленные гости могли прибывать из Карнака по воде. С тех пор эта дорога почти не используется, а многочисленные группы туристов приезжают по трассе, идущей вдоль Дра Абуль-Негга, и превращают Дейр-эль-Бахри в самое многолюдное место Фиванского некрополя.
В ноябре 1997 года все газеты мира написали о том, что 58 туристов и 4 охранника погибли от рук исламских экстремистов на средней террасе храма. Полиции потребовался целый час, чтобы прибыть на место преступления, и террористы даже могли бы скрыться на захваченном ими автобусе, если бы не преднамеренная авария, устроенная водителем около Долины Цариц, и не местные жители, бросившиеся в погоню за преступниками.
Этот день до сих пор помнят жители западного берега, особенно проводники групп, путешествующих на ослах – они видели резню с высокой скалы над храмом. С тех пор все памятники усиленно охраняются, а на Фиванских холмах установлены наблюдательные посты. Этот режим безопасности, похоже, сохранится ещё долгое время.
Хатшепсут называла свой храм «джесер джесеру» – «чудо из чудес». В древние времена от Нила к нижней террасе, по-видимому, тянулась Аллея сфинксов с мирровыми деревьями и фонтанами (сохранились пни нескольких деревьев 3500-летнего возраста). В начале и в конце пандуса, ведущего на следующий уровень, стояли пары каменных львов (до наших дней сохранилось по одной фигуре из каждой пары). Прежде чем подниматься на следующую террасу, осмотрите портики, рельефы которых были обезображены сначала Тутмосом III, а затем Эхнатоном.
Изображения Амона, в отличие от портретов Хатшепсут, были восстановлены после фиванской контрреволюции. За северной колоннадой (справа от пандуса) можно увидеть идеализированные сцены сельской жизни; рельефы южной (левой) колоннады изображают перевозку из Асуана по реке двух обелисков – несомненно, тех, которые Хатшепсут установила в Карнаке.
Средняя терраса тоже некогда была усажена мирровыми деревьями, которые по заказу Хатшепсут были привезены из страны Пунт во время знаменитой экспедиции, изображённой на стенах одной из боковых колоннад. Вместе с рельефами второго портика, изображающими рождение Хатшепсут, и сценами в молельнях на другом конце террасы эти сюжеты относятся к главным достопримечательностям храма.
Справа от пандуса находится так называемый портик Рождения, рельефы которого утверждают божественное происхождение Хатшепсут. Осматривая их слева направо, сначала мы видим Амона в облике Тутмоса I и царицу Яхмес, мать Хатшепсут (сидит на кушетке), их колени соприкасаются. Дальше божества причудливого вида ведут царицу в родильный покой, где бог Хнум лепит на гончарном круге саму Хатшепсут и её «ка» (представлены двумя фигурками мальчиков). При рождении Хатшепсут присутствуют бог Бэс и богиня-лягушка Хекет; богини нянчат ребёнка, а Тот записывает подробности правления царицы. Выразительность лиц и тонкая моделировка фигур создают впечатление искренности, выходящей за пределы политической целесообразности.
Лестница на дальнем конце колоннады ведёт вглубь, в молельню Анубиса, украшенную желобчатыми колоннами и красочными росписями. Тутмос III и солнечный бог с головой сокола видны над нишей справа, Хатхор – на фасадной стене, дары Хатшепсут и Тутмоса, предназначенный Анубису – на остальных стенах. Здесь, как и в остальных местах, изображения Хатшепсут были сбиты после её смерти по приказу Тутмоса.
В противоположной части террасы находится знаменитая колоннада с изображениями экспедиции в страну Пунт (считается, что это территория современного Сомали). Из Пунта привозили драгоценную мирру – благовония для храмов, но Хатшепсут нужны были живые деревья для её храма. Рельефы побледнели от времени, но мы по-прежнему можем прочитать по ним всю историю экспедиции (слева направо).
Следуя приказанию Амона «создать Пунт в его доме», египетская флотилия отплывает от берегов Красного моря, её встречают правитель Пунта и его необычайно толстая супруга (возможно, страдающая слоновьей болезнью). В обмен на металлические топоры и прочие товары египтяне получают мирровые деревья, благовонную смолу, чёрное дерево, слоновую кость, коричное дерево и шкуры пантер; бабуины резвятся среди корабельных снастей. По возвращении домой всё привезённое приносится в дар Амону, а драгоценные деревья высаживают в садах храма.
Из колоннады мы попадаем в молельню Хатхор, лики и священные систры (музыкальные инструменты) которой украшают капители колонн. В первом зале богиня является и в человеческой, и в животной ипостасях. На левой стене Хатхор кормит грудью Хатшепсут (изображение которой здесь не было уничтожено). В следующем помещении находятся изящные рельефы со сценами праздничных процессий, сохранившие первоначальную раскраску. Вглядевшись вглубь святилища, вы увидите ещё одну нетронутую фигуру Хатшепсут, поклоняющейся божественной корове (слева), и нишу с портретом Сененмута (справа), которой не было бы видно при открытых дверях.
По некоторым сведениям, именно это посягательство на царский храм привело к его опале. В конце царствования Хатшепсут, после пятнадцати лет близких отношений с царицей и её дочерью Нефрура (о чём свидетельствует статуя из Каирского музея, которую некоторые считают доказательством отцовства Сененмута), его имя внезапно исчезает из всех текстов. В начале XX столетия археологи, раскапывавшие святилище, нашли корзины с деревянными изображениями мужских гениталий, вероятно, использовавшимися в обрядах плодородия.
- Верхняя терраса и святилища
Современное состояние верхней террасы, к которой ведёт пандус с фигурами хищных птиц наверху – результат исследовательских и восстановительных работ, проводившихся польскими и египетскими учёными на протяжении нескольких десятилетий. За портиком с осирическими колоннами находится внутренний двор, к которому с двух сторон примыкают колоннады и святилища. Молельню Хатшепсут (слева) украшают изящные рельефы с изображениями жрецов и людей, несущих дары. С другой стороны располагается святилище Солнца – открытый двор с алтарём в центре.
Центральное святилище Амона вырублено в скале и ориентировано в направлении гробницы Хатшепсут, расположенной по другую сторону горной гряды, в Долине Царей. В эллинистический период святилище было расширено и посвящено Имхотепу и Аменхотепу, полубожественным советникам Джосера и Аменхотепа III. Под ним находится ещё одна погребальная камера Хатшепсут, которую она, возможно, предпочла официальной усыпальнице в Долине Царей, поскольку эта гробница была сооружена несколько позже.
С верхней террасы храма Хатшепсут хорошо видны руины двух сходных построек, расположенных к югу. Поминальный храм Тутмоса III был ещё в давние времена разрушен оползнем, раскрашенный рельеф, найденный здесь археологами, можно увидеть в Луксорском музее.
Лучше сохранился более ранний храм Ментухотепа II (XI династия), первого фараона, избравшего своим местом погребения Фивы. В отличие от подражателей из XVIII династии, Ментухотеп действительно был похоронен на территории своего поминального храма; его заупокойная статуя выставлена в Каирском музее.
Останки Ментухотепа были обнаружены уже в новейшее время, но многие из царских гробниц эпохи Нового царства подвергались разграблению вскоре после похорон фараонов. В конце правления XXI династии жрецы спрятали сорок мумий в тайнике, расположенном к югу от храма Ментухотепа. Жители Гурны нашли тайник в 1875 году и спокойно торговали древностями на протяжении нескольких лет, пока власти не узнали об этом и не потребовали открыть местоположение тайника.
Здесь были обнаружены мумии Аменхотепа I, Тутмоса II, Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II и Рамсеса III. Находка гроба XXII династии за проходом, путь через который перегораживали царские мумии более раннего периода, поставила археологов в тупик. Когда пароход с мумиями на борту плыл вниз по реке к Каиру, крестьяне провожали его причитаниями и ружейным салютом в знак почтения. Это незабываемое зрелище можно увидеть в фильме «Мумия» Шади Абдель Салема, причисленном к классике египетского кинематографа (1975 год).
Постарайтесь уговорить охрану Дейр-эль-Бахри открыть для вас гробницу Сененмута, находящуюся по соседству с храмовыми комплексами. Наклонная шахта круто спускается вниз мимо помещения с бюстом Сененмута и великолепным астрономическим потолком, на её стенах изображены сюжеты из «Книги мёртвых». Непонятно, почему Сененмут построил эту гробницу, когда у него уже была готовая усыпальница в Гурне. В любом случае, недостроенная погребальная камера так и не была использована по назначению.
К сожалению, Служба древностей предпочитает не выставлять на обозрение редкий образец древнеегипетского «сортирного юмора», находящийся в пещере к северу от храма Хатшепсут. Среди прочих каракулей и надписей есть рисунок человека, совокупляющегося с персонажем в мужском царском парике и женском белье. Есть предположения, что изображение указывало на реальные отношения Сененмута и Хатшепсут или было порождено мстительной фантазией юного Тутмоса.
Некрополь Асасиф
На полпути между Дейр-эль-Бахри и гробницами вельмож расположен некрополь Асасиф, на территории которого работает несколько археологических экспедиций. Всего в некрополе 35 гробниц, из них лишь несколько относятся к XVIII династии, а остальные – к Позднему периоду (XXV-ХХVI династии), когда Фивы сначала находились под властью нубийцев, а затем – правителей из Дельты. Билеты в эти гробницы продаются в кассе Дейр-эль-Бахри.
Чаще всего бывает открыта гробница Пабеса (№ 279), «правителя дома божественной почитательницы Амона» в эпоху XXVI династии. В его гробнице отразилась одержимость Саисской династии эпохой Древнего царства – она имеет сходную планировку с усыпальницами Северной Саккары. Массивный портал ведёт в окружённый колоннами двор, украшенный сценами охоты, рыбной ловли и возделывания виноградников (обратите внимание на изображение хозяйства пчеловода на центральной колонне). В передней камере находятся изображения погребальной процессии и путешествия в Абидос.
Также заслуживает внимания гробница Херуэфа (№ 192), управляющего хозяйством царицы Тэйе (Амарнская эпоха). Её рельефы, изображающие празднество сед, Тэйе и Аменхотепа III, музыкантов, танцоров и резвящихся животных, столь же лиричны, как сцены из гробницы Рамеса.
Гробницы вельмож
Гробницы вельмож – яркая противоположность царским усыпальницам. Если фараоны предпочитали прятать свои гробницы в укромных долинах, представителей фиванской знати и высших чиновников с пышностью хоронили у подножия холмов, возвышающихся над заупокойными храмами царей. Места погребения фараонов опечатывали и охраняли, последние пристанища вельмож оставались открытыми, чтобы их потомки могли совершать поминальные приношения. В оформлении царских гробниц господствуют сюжеты посмертного суда и воскресения, знать предпочитала сцены земной жизни и её вечного продолжения.
Пользуясь большей свободой творческого выражения, художники превосходили самих себя в живописности фресок (невысокое качество известняка не позволяло использовать технику рельефа). Общим мотивом для всех этих гробниц является изображение голубого лотоса, который, по мнению одного шведского египтолога, использовался как стимулятор в обрядах сексуального характера: это растение содержит биофлавоноиды, сходные по действию с экстрактом гинкго.
Планировка гробниц демонстрирует дальнейшую эволюцию погребальной архитектуры по сравнению с усыпальницами Среднего царства в Бени-Хасане. Многие из них имеют двор, поперечный зал перед входом и расположенное за ним святилище с нишей, в которой стояло изображение умершего (или всех членов семьи). Строго говоря, это скорее молельни, чем собственно гробницы, поскольку их погребальные камеры располагаются на дне глубоких шахт и, как правило, недоступны.
За исключением гробниц некрополя Асасиф около Дейр-эль-Бахри все открытые для посещения памятники сосредоточены вокруг полуразрушенной деревни Гурна. Они делятся на четыре группы (для посещения каждой группы нужно купить отдельный билет в главной кассе), а именно: усыпальницы Рехмира и Сеннефера; Рамеса, Усерхета и Хаэмхета; Нахта и Менны; Хонсу, Усерхета и Бениа.
Первые две расположены западнее остальных, вдали от дороги; следующие три – вниз по холму в сторону Рамессеума; две последние группы гробниц находятся на северо-востоке, ближе к Дейр-эль-Бахри. Хотя указателей сейчас стало больше, ориентироваться на местности не так-то просто – гробницы перемежаются домами, окружёнными невысокими стенами. Хорошей стартовой точкой послужит автостоянка, расположенная ниже по склону холма от гробницы Рехмира.
Чтобы посетить все гробницы и музей, потребуется примерно два часа, поэтому большинство туристов ограничивается только одной группой усыпальниц или наиболее интересными памятниками. В отличие от смотрителей в Долине Царей, местные сторожа могут попросить бакшиш или даже устроить какой-нибудь трюк с освещением, поэтому фонарик вам, определённо, пригодится.
По дороге к гробнице Сеннефера (идите вверх по холму от автостоянки и возьмите левее у мечети) находится музей «Открытие Гурны» (ежедневно, кроме вторника, 8.00-12.00 и 14.00-17.00), экспозиция которого рассказывает, как менялся облик деревни на протяжении тех столетий, когда здесь шли археологические раскопки.
Первоначально жители Гурны были бедуинами и приходили сюда с равнины в поисках сокровищ. Но поскольку европейские учёные искали папирусы, черепки и прочие вещи, которые раньше считались никчемными, ремесло грабителей превратилось в полноценный бизнес. Конфликт с властями усугубил недоверие жителей Гурны к чужакам.
Если археологи сокрушались по поводу торговли древностями, то зарубежные музеи и коллекционеры, наоборот, тайно поддерживали её. В настоящее время жители Гурны лишились основного блага цивилизации – водопровода, поскольку вода протекает в трещины в породе и разрушает гробницы. Она подаётся только в мечеть и дом, где живут немецкие археологи, поэтому деревенские женщины и девочки ежедневно взбираются по склону холма с вёдрами воды.
Экспозиция, состоящая из архивных фотографий и копий с рисунков Роберта Хея (оригиналы хранятся в Британской библиотеке), была организована Каролиной Симпсон, давно живущей в деревне, и местными жителями, надеждам и опасениям которых посвящён последний раздел выставки. Вход в музей бесплатный, пожертвования приветствуются.
Богато украшенная гробница Рехмира, расположенная справа от мечети, проливает свет на внутреннюю и внешнюю политику Тутмоса III и Аменхотепа II, при которых этот человек был визирем. Сильно повреждённые росписи поперечного зала изображают Рехмира, собирающего налоги в Верхнем и Нижнем Египте и осматривающего храмовые мастерские, отряды колесничих и поля с работающими там людьми. За изображениями предков Рехмира мы видим, как работники давят виноград в больших кадках, процеживают сок и разливают его в огромные кувшины.
Вдоль задней стены размещены сцены охоты в пустыне и знаменитая композиция, на которой Рехмир принимает дань от иноземцев. Среди даров изображены вазы с Крита и островов Эгейского моря (четвёртый ярус); жираф, обезьяны и слоновьи бивни из Пунта и Нубии (третий ярус), колесницы и лошади из Сирии (второй ярус).
Коридор, высота которого увеличивается по мере спуска к ложной двери, украшен сценами разнообразных работ и повседневной жизни. Рабы ссыпают зерно в хранилища, затем оно раздаётся в качестве платы оружейникам, плотникам, скульпторам и другим ремесленникам, работающим на государство. Идеализированная сцена пира с женщинами-музыкантами переходит в пейзаж загробного мира с озером и деревьями. Также обратите внимание на погребальную процессию Рехмира и дары, предназначенные для использования в загробном мире.
Пройдя 50 метров от гробницы Рехмира вверх и влево по холму, вы найдёте ещё одну красочную гробницу, сохранившуюся гораздо лучше. В неё ведёт извилистая лестница с низким потолком. Гробница Сеннефера известна также как «Гробница виноградных лоз» благодаря соответствующим изображениям на потолке передней камеры. Сеннефер, правитель Фив и смотритель угодий Амона при Аменхотепе II, отвечал, помимо прочего, за местные виноградники.
На стенах молельни изображена его погребальная процессия (слева), путешествие в Абидос (задняя стена, справа) и временное пребывание мумии у Анубиса (справа). На квадратных столбах мы видим изображения Хатхор, глаза которой «следят» за посетителями гробницы. На внутренней стороне дальней левой колонны можно увидеть небольшое изображение древесного божества.
Спустившись вниз по грунтовой дороге в юго-восточном направлении, вы придёте к гробнице Рамеса, который был визирем и правителем Фив непосредственно перед Амарнским переворотом и сразу после него. Его просторная гробница отражает момент перехода от почитания Амона к культу Атона – в ней есть как традиционные рельефы, так и памятники амарнского стиля (последние не закончены, поскольку Рамес последовал за Эхнатоном в новую столицу). Помимо рельефов гробница знаменита также тем, что в ней сохранился внутренний двор – характерный элемент всех гробниц знати.
На передней стене колонного зала находятся прекрасные рельефы, относящиеся к зрелому классическому стилю эпохи Аменхотепа III, отца Эхнатона. Традиционные изображения Рамеса с супругой и Аменхотепа III и царицы Тэйе, приносящих жертвы, выглядят почти живыми благодаря исключительной тонкости передачи фигур, распространяющейся также на изображения их пирующих друзей и родственников. Плавные жесты плакальщиц вносят лиризм в стандартную сцену погребения, на которой Рамес, его жёны и жрецы воздают почести Осирису.
Несмотря на плохую сохранность, рельефы задней стены ясно указывают на возникновение культа Атона и зарождение амарнского стиля. Те, что расположены слева, были изготовлены до того, как Аменхотеп IV взял себе новое имя Эхнатон и стал приверженцем культа Атона, поэтому царь изображён здесь вместе с богиней истины Маат. Он сидит под балдахином и принимает цветы от Рамеса (обратите внимание на красную сетку и чёрные контуры фигур, с помощью которых художник переносил рисунок на стену, прежде чем приступить к вырезанию фигур).
Однако соответствующая композиция справа изображает царя уже как Эхнатона, стоящего вместе с Нефертити у окна дворца под лучами Атона. Внизу мы видим набросок фигуры Рамеса, принимающего в дар от царской четы золотую цепь. Трактовка черт его лица уже определённо амарнская, но они не столь утрированы, как у фараона и его супруги. Из не совсем понятных соображений «безопасности» невысокая стена преграждает путь во внутреннее святилище, в то время как абсолютно ничего не предпринято для того, чтобы предостеречь посетителей от прохода в тёмный боковой туннель. Будьте осторожны – он внезапно обрывается над погребальной камерой Рамеса, расположенной на 15 метрах ниже пола.
Южнее гробницы Рамеса расположена усыпальница Усерхета, царского писца при Аменхотепе II. Хотя некоторые изображения были уничтожены христианскими отшельниками, которые жили в помещениях гробницы, сохранившиеся росписи удивляют своей яркостью и нетрадиционными розовыми оттенками. Гробница примечательна также своим освещением: солнечные лучи попадают внутрь, отражаясь от зеркала, так же как и в те времена, когда художники расписывали стены.
В переднем помещении по обе стороны от дверного проёма находятся сцены, на которых люди делают вино, собирают урожай, пасут скот, метят клеймом животных и собирают зерно для царских хранилищ, а также традиционные сюжеты принесения даров. На задней стене мы видим пекарей, оценщиков золота и – ниже – парикмахера, стригущего клиентов в тени дерева.
Сцена погребальной трапезы, особенно женские фигуры, была сильнее других испорчена отшельниками. Во внутреннем помещении находятся изображения Усерхета, охотящегося с колесницы на газелей, зайцев и шакалов, ловящего рыбу и птиц в зарослях тростника, а также сцены похорон. В нише дальней стены стоит лишённая головы статуя жены владельца гробницы.
Совсем рядом находится гробница Хаэмхета, царского писца и смотрителя хранилищ при Аменхотепе III, войти в которую можно через внешний двор. Некогда отсюда можно было попасть в две другие гробницы, ныне закрытые. Снаружи по бокам от дверного проёма находятся рельефы с изображениями Хаэмхета, поклоняющегося Ра, и полного набора инструментов для церемонии «отверзания уст» (справа). В поперечном зале с красно-чёрным орнаментированным потолком лучшие рельефы располагаются слева.
Фигура змееголовой Рененутет, богини урожая, практически не сохранилась, но пока ещё можно разглядеть сцену с кораблями, входящими в гавань Фив с грузом зерна (она находится ближе к нише со статуями Хаэмхета и Имхотепа). Слева от двери, ведущей в коридор, в нижнем ярусе фигур изображена Хатхор в окружении священных коров, кормящая грудью младенца-царя. Ловля рыбы, охота на птиц и сцены семейного быта украшают правую стену коридора, ведущего в молельню с тремя нишами, где стоят статуи Хаэмхета и членов его семьи.
К северо-востоку от последнего пристанища Рамеса находится гробница Нахта. В её переднем помещении располагается небольшой музей с прорисовками рельефов и копией заупокойной статуи Нахта, которая затонула при перевозке в Америку в 1917 году. Нахт был смотрителем виноградников и хранилищ Амона при Тутмосе IV, а также царским астрономом, однако, наблюдение за звёздами не входит в число видов деятельности, изображённых на стенах его гробницы. Единственная часть гробницы, украшенная росписями – это поперечная передняя камера. Декор потолка напоминает плетёную циновку, а над великолепными стенными росписями тянется фриз хекер.
С одной стороны мы видим насыщенную деталями сцену: Нахт наблюдает за сбором урожая. В нижнем ярусе крестьянин рубит дерево, в то время как другой жадно пьёт воду из бурдюка; выше две женщины подбирают колосья, у одной из них не хватает руки. Рядом со стелой, рассказывающей биографию Нахта, находится знаменитая сцена пира со слепым арфистом и гибкими танцовщицами, развлекающими гостей владельца гробницы, который изображён рядом с женой Тауи. Под его стулом кошка ест рыбу. К сожалению, сами фигуры Нахта и Тауи были сбиты.
Уничтожение фигуры Нахта и имени Амона обычно связывается с событиями Амарнской эпохи, однако выдолбленные отверстия на месте глаз в сцене охоты наводят на мысль о личной вражде. К счастью, ничего подобного не случилось с изображениями в углу, на которых крестьяне давят ногами виноград в кадках, ловят силками птиц и заготавливают дичь впрок (внизу). В простом внутреннем помещении находится ложная дверь, раскрашенная под асуанский гранит, и глубокая шахта, ведущая в погребальную камеру (недоступна).
Ещё больше сцен сельской жизни можно увидеть в соседней гробнице Менны, который был управляющим поместьями при XVIII династии. Во входном коридоре мы видим Менну с женой и дочерью, воздающих почести солнцу. На изображениях в левом крыле переднего помещения он наблюдает за работами на полях (обратите внимание на изображения двух девочек, дёргающих друг друга за волосы в дальнем конце третьего яруса), пирует и приносит жертвы в сопровождении супруги.
В сценах на противоположной стене супруги участвуют в религиозных церемониях вместе с Анубисом, Осирисом, Ра и Хатхор. Дальнее помещение, украшенное главным образом погребальными сюжетами, оживляет сцена охоты и рыбной ловли, находящаяся справа. От заупокойной статуи Менны в нише сохранились только ноги. Обратите внимание на сцену хаджа на стене дома, стоящего возле гробницы.
- Гробницы Хонсу, Усерхета и Бениа
Три небольшие усыпальницы возле гробниц Нахта и Менны были открыты для публики в 1992 году. Темы росписей стандартны: сцены жертвоприношений, охоты, рыбной ловли и погребальных обрядов. В гробнице Усерхета (не путать с Усерхетом, которому принадлежала гробница № 56!) смотритель за бакшиш покажет вам мумифицированную голову.
Некрополь Эль-Хоха находится в отдалении от остальных гробниц, к нему ведёт грунтовая дорога, начинающаяся у алебастровой мастерской в Шейх Абд эль-Гурна. Местные гробницы были построены для трёх чиновников эпохи Нового царства. Неферренпет (известный как Кенро) служил писцом в сокровищнице; на росписях во внутреннем помещении гробницы он проверяет поставки золота и продуктов. Здесь же изображены скульпторы и ткачи за работой.
Золотисто-жёлтые, красные и голубые тона росписей, яркий орнамент на потолке и наличие статуй владельца гробницы и его жён (сильно обезображенные) также характерны для соседней гробницы Неферсехеру. И в росписях (справа от входа), и в скульптуре этой гробницы (в нишах) жёнам владельца уделено большее внимание. История сохранила их имена: Маатму, Сехемуи и Нефертари. Мумии женщин были погребены в шахте сбоку от коридора, который ведёт в соседнюю гробницу Тхутмоси (сейчас недоступна).
Недавно были найдены две гробницы на краю Дра абуль-Негга, на расстоянии чуть больше километра от Эль-Хоха. Сюда можно добраться на маршрутке, следующей в Эль-Джебаннах; нужно сойти у рекламного щита с портретом Мубарака и идти дальше по тропе налево.
Росписи обеих гробниц сохранили удивительную яркость красок. Раи, верховный жрец при Хоремхебе, был владельцем небольшой прямоугольной усыпальницы (№ 255), украшенной изображениями плакальщиц, священных быков и заупокойных даров, контрастом к которым служит яркий потолок с жёлтыми, красными, чёрными и белыми крестами, расположенными в шахматном порядке.
Шураи, почти что его тёзка, отвечал за жаровни храма Амона при XIX династии и владел большей по размерам, Т-образной в плане гробницей (№ 13). Её росписи сохранились во фрагментах или в виде предварительных набросков, наиболее интересен фриз с карликами в верхней части стены переднего зала (слева).
Храм Рамессеум
Рамессеум – заупокойный храм Рамсеса II – был построен, чтобы внушить благоговейные чувства подданным, обеспечить фараону вечную жизнь после смерти и навеки связать его с богом Амоном. Если бы Рамессеум сохранился в первозданном виде, он ничуть не уступал бы великому храму в Абу-Симбеле ни в монументальности, ни в проявлениях беззастенчивого возвеличивания Рамсесом собственной персоны. Но, основав его рядом с более ранним храмом на ежегодно затопляемой территории, Рамсес невольно обрёк свой монумент на уничтожение. Впоследствии его обвалившиеся колоссы будут выглядеть как издёвка над самоуверенностью правителя и вдохновят Шелли на создание сонета «Озимандия».
Писатели XIX столетия знали эти руины как Мемноний. Их современное название вошло в моду лишь в конце столетия. К этому времени из Рамессеума было вывезено немало скульптур, в том числе голова одного из упавших колоссов весом в семь тонн (ныне – в Британском музее Лондона). Но запустение придавало традиционной архитектуре романтическую окраску, тот оттенок грусти, который заставил Гарриет Мартино задуматься о том, как «насилие, немыслимое для нас, использовалось для разрушения того, что было создано непостижимым для нас искусством».
Поскольку набеги больших групп туристов происходят нечасто, Раммесеум кажется тихим и спокойным местом. Безмятежность обстановки усиливается группой деревьев, растущих у Первого пилона. Они создают приятный контраст к пустынной суровости остальных памятников некрополя. Чтобы увидеть знаменитые колоссы и лучшие рельефы, хватит и получаса, но многим хочется задержаться здесь подольше. В соседнем доме для отдыха Ramesseum подают прохладительные напитки и горячие обеды, здесь есть туалеты. Не забудьте купить билет в центральной кассе, прежде чем отправляться сюда.
Как и другие поминальные храмы Фиванского некрополя, Рамессеум обращён фасадом к Нилу. Входом в храм первоначально служил первый пилон. Повреждённый тем же землетрясением, что и колоссы, этот пилон сейчас одиноко стоит среди зарослей кустарника рядом с засыпанной галькой впадиной, которая некогда была первым двором храма. В 1983 году Рол нашёл здесь свидетельства для своей «новой хронологии»: на самом верху пилон есть каменный блок с надписью, сообщающей, что на восьмом году правления Рамсес разграбил город под названием Шалеем. Рол считает, что это Иерусалим эпохи царя Соломона.
Посетители входят в храм через левое крыло второго двора и сразу видят перед собой упавшую колоссальную статую Рамсеса II. Эта каменная глыба на троне некогда возвышалась над ступенями, соединявшими первый двор со вторым. Статую высотой 18 метров и весом примерно в 1 тысячу тонн превосходили только колоссы Мемнона, и то благодаря их постаментам. Приблизительно во II веке нашей эры статуя рухнула, её верхняя часть проломила второй пилон и упала во дворе.
Голова и торс колосса лежат там и поныне; ширина плеч статуи составляет 7 метров, картуш на бицепсе гласит: «Царь царей». В нижнем дворе находятся другие фрагменты, главным образом куски рук и ног. В 1852 году Дин Стэнли писал: «Сидя на его груди и глядя на статуи Осириса, поддерживающие портики храма, понимаешь, что те перед ним – пигмеи».
За коренастыми осирическими пилястрами возвышается то, что осталось от второго пилона, на внутренней стороне которого сохранились сцены битвы при Кадеше и празднества в честь бога урожая Мина. На дальнем конце второго двора, где три лестницы поднимаются к колоннаде портика, находится ещё один упавший колосс Рамсеса, меньший по размерам и более фрагментированный. Однако на лице статуи пострадал только нос. Первоначально здесь стояло два таких колосса, но второй – прозванный «Молодым Мемноном» – был в 1816 году вывезен Джованни Бельцони в Англию. Имя «Озимандия» происходит от одного из царских титулов – Усер-Маат-Ра, – неправильного прочтённого древними греками.
Расположенная дальше основная часть Рамессеума сохранилась довольно хорошо. Первая группа рельефов, заслуживающих внимания, находится на стене портика, между центральным и левым дверными проёмами. Над нижним ярусом с изображениями одиннадцати царских сыновей появляется сам Рамсес в компании Атума и Монту (который подносит к его носу иероглиф «жизнь»). Справа он преклоняет колени перед фиванской триадой, в то время как Тот записывает имя царя на пальмовом листе (в центре). В верхнем регистре Рамсес совершает жертвоприношение Птаху и подносит дары итифаллическому Мину.
В Большом гипостиле насчитывалось 48 колонн, 29 из них всё ещё стоят на своих местах. Более высокие колонны центрального нефа имеют форму связок папируса, увенчанных бирюзовыми, жёлтыми и белыми капителями в форме цветов лотоса; они поддерживали выступающую часть крыши. Боковые колонны ниже, их капители выполнены в форме бутонов папируса. Рядом с входом на стене находятся рельефы с изображениями египетских воинов, которые штурмуют стены хеттского города Дапур, защищаясь щитами от стрел и камней.
Рельефы в дальней части зала изображают богиню-львицу Сехмет (крайняя справа), которая ведёт Рамсеса к сидящему на троне Амону; тот одаряет царя дыханием вечной жизни с помощью знака анх. В нижней части мы видим нескольких сыновей Рамсеса. Обратите внимание на имена охотника за древностями Бельцони и его покровителя, британского консула Генри Солта, вырезанные на правом косяке двери.
Дальше располагаются два меньших по размеру гипостиля. В первом из них сохранился потолок с астрономическими изображениями, среди которых – самый древний из известных нам календарь с двенадцатью месяцами (был ли он лунным или солнечным – спорный вопрос). Обратите внимание на ладьи Амона, Мут и Хонсу, а также фигуру Рамсеса под священным деревом, рядом с Атумом, Сешет и Тотом. Из многочисленных надписей, нацарапанных посетителями на колоннах за тысячелетия, самая странная – «Puckler Muskau».
Предполагают, что разрушенные молельни были посвящены Амону, божественному Рамсесу и его славным предкам, поскольку всё сооружение было построено рядом с более ранним храмом Сети I, тоже включавшим в себя святилища Сети и его отца Рамсеса I, тесно связанных с Амоном. Скудные остатки этого храма находятся к северо-востоку от портика и гипостиля. Весь комплекс был окружён подсобными постройками из кирпича-сырца. Некогда они занимали территорию, втрое превосходившую площадь самого храма, и включали в себя мастерские, кладовые и жилища работников. Эти постройки сохранились гораздо лучше, чем царский дворец и примыкавший к гипостилю храм Туйи, от которого остались лишь основания стен и колонн.
В древности Рамессеум был лишь одним из полудюжины заупокойных храмов, стоявших на краю плодородной равнины. Храм Мернептаха, четырнадцатого (или тринадцатого) сына Рамсеса II, расположен непосредственно к югу от Рамессеума. При его постройке использовался камень из огромного комплекса Аменхотепа III, который некогда простирался за колоссами Мемнона. Памятник был недавно открыт для посетителей после тридцати лет исследовательских и реставрационных работ, проводившихся швейцарскими археологами.
Он состоит из отдельных фрагментов храмового комплекса, помещённых на их первоначальные места и дополненных для устойчивости современной кладкой. Вход в комплекс (идти пешком мимо Marsam Hotel) отмечает местоположение первого пилона. В музее выставлены рельефы с территории храма (сорок процентов из них первоначально украшали храм Аменхотепа III) и документы, рассказывающие о реставрации памятника (1971-2001 годы).
Далее с левой стороны стоит копия знаменитой стелы Израиля, содержащей самое раннее упоминание об Израиле за пределами библейских текстов (ещё одна копия стелы находится в Карнакском храме). Охранники могут открыть для вас ещё одну часть комплекса, где находятся остатки монументальных ворот из храма Аменхотепа III, повторно использованных Мернептахом.
От храмов Тутмоса IV, Тутмоса II, Эйе и Хоремхеба, в древности длинной чередой стоявших вдоль края равнины, ничего не осталось, но возле деревни Гурна Таариф сохранился храм Сети I (доехать до него можно на маршрутках от Старой Гурны или Гезиры). На территории памятника работают немецкие египтологи, но в храм пускают посетителей. Внутри можно посмотреть на грубые рельефы, посвящённые Амону, Сети и Рамсесу I. В этом случае билет тоже нужно покупать заранее в центральной кассе.
Дейр-эль-Медина (посёлок работников некрополя)
В посёлке Дейр-эль-Медина жили каменщики, живописцы и скульпторы, которые создавали царские гробницы в Долине Царей. Поскольку многие из них были грамотными и оставили после себя записи на папирусе и остраконах, мы знаем об их спорах, вражде, личной жизни. Находясь на службе у государства, они раз в две недели получали продуктовый паёк, состоявший из пшеницы, вяленого мяса и рыбы, лука, бобов и пива. Общая стоимость продуктов равнялась цене одного быка. Когда выплаты задерживались (что часто случалось при XX династии, когда царская власть пришла в упадок), рабочие откладывали свои инструменты и устраивали сидячие забастовки в Мединет-Абу или демонстрации в Луксоре.
Обычно они работали по восемь часов в день, ночевали в лачугах рядом с гробницами и после десяти дней работы возвращались к семьям в Дейр-эль-Медину. Этот порядок соблюдался из поколения в поколение, многие профессии были наследственными. В свободное время ремесленники выполняли заказы частных лиц или вместе с товарищами строили свои собственные гробницы, над которыми сооружались пирамиды высотой в рост человека. Для росписи этих гробниц использовались сюжеты из царской иконографии и усыпальниц вельмож, спародированные в знаменитом Сатирическом папирусе (в нём можно увидеть животных, судящих души умерших, собирающих налоги и играющих в ceнeт).
Великолепную панораму поселения можно увидеть с холма во время поездки на ослике в Долину Царей, но всё же главной достопримечательностью являются гробницы. Нужно иметь в виду, что билет для посещения Дейр-эль-Медины (6 фунтов) не подразумевает осмотр гробницы Пашеду – туда продают отдельные билеты (11 фунтов). И те, и другие билеты можно купить только в центральной кассе. До Дейр-эль-Медины нетрудно дойти пешком от главной дороги, а также от Долины Цариц или Мединет-Абу.
Ближайшая к входу пирамида обозначает местоположение гробницы Сеннеджема (или Сеннутема), на пути в её сводчатую погребальную камеру находятся крутые лестницы и два передних зала. Красочные росписи изображают итифаллических бабуинов (справа в конце стены), Осириса и Поля Иару, Анубиса, совершающего обряд над мумией Сеннеджема (передняя стена, с левого края). Гробница Инхерхаа (№ 359) имеет сходную планировку, потолок её передней камеры украшен сложным абстрактным орнаментом.
На левой стене погребальной камеры изображён владелец гробницы вместе с Упуаутом и Хепри; Анубис наделяет жизненной силой его мумию; супруга Инхерхаа поклоняется Хору-соколу; его обнажённые дочери совершают возлияния. В гробнице Пашеду (№ 3) можно увидеть фигуры умерших людей, молящихся под деревом возрождения, ниже которого изображены воды Аментет, «Скрытой страны», где судят души умерших. В отличие от остальных гробниц Дейр-эль-Медины в усыпальнице Ипуи (№ 217) вместо обрядовых сцен и изображений божеств мы видим картины повседневной жизни. Гробница Иринефера (№ 219) официально закрыта, но в неё можно попасть за бакшиш.
К северу от посёлка рабочих находится храм эллинистического времени, посвящённый Маат и Хатхор, лики которой украшают пилястры между внешним двором и наосом храма. Три молельни украшены сценами из «Книги мёртвых», в левом святилище мы видим похожее на гиену божество – «Пожирателя душ», – которое поджидает тех, кто будет признан виновным на суде Осириса. У входа в храм выцарапано множество греческих надписей. В начале христианской эпохи на территории храма и посёлка работников жили монахи, отсюда происходит арабское название Дейр-эль-Медина – «Городской монастырь».
Комментарии