Израильская школа
Начнём с того, что, по моему мнению, каждый учитель Израиля, как хороший, так и плохой, должен получить «Приз Израиля» за то, что они согласны проводить ежедневно, несколько часов в одной комнате с сорока маленькими чудовищами, которых ласково называют «израильские дети». Я думаю, что так же как в случае с ДТП, в которых обвиняют качество дорог, разметку и погоду, и не рискуют указать, что причина номер один это агрессивность израильского водителя, точно так же и образование в Израиле: Не рискуют сказать, что главная причина того, что государственные школы стали концентрацией общественного идиотизма в том, что израильский ученик, который их посещает, агрессивен, разбалован, иногда идиот, который думает – так его учили дома – что он центр мира и ему всё полагается без всякого напряжения с его стороны.
Была у нас в «Гаареце» телефонистка по имени Шошана Лум, циничная и высохшая «йекит» (приехавшая в Израиль из Германии, так их называли), которая умерла три года назад. Однажды она меня спросила, после того, как одна из её подруг с гордостью рассказывала, какой гений её внук: «Как можно объяснить, что все младенцы умные, и всё-таки в мире столько идиотов?» Жаль, что её больше нет потому, что у меня появился ответ на её вопрос: Тот, кто родился идиотом, умрёт идиотом, но сегодняшняя педагогическая мода, это не называть ребёнка идиотом, дураком или лентяем, как когда-то, а наоборот, гладить его по шёрстке и окружать его кучей надуманных суперлативов. Вместо идиота, говорят, что ему трудно прислушаться. Несносные «психи» - гиперактивны. Лентяи называются «дети со сложностью сосредоточится». Название игры – «уравниловка» и самое грубое слово в сегодняшней педагогике - «элитизм». Запрещено говорить, что есть хороший ученик и есть плохой ученик. Это учителя и система виноваты в том, что ученик плохой. Если он, случайно, хороший ученик, весь кредит идёт родителям. Но они не возьмут себе этот кредит, если их ребёнок просто дурак, лентяй или псих.
Я, конечно, немного преувеличиваю, но принцип таков: система образования опустила планку, чтобы как можно больше детей попало под её крылышко. В те дни, когда я учился в школе, многие бросали школу после восьмого класса, в результате единого экзамена и не шли в среднюю школу. Средняя школа была тогда относительно элитным заведением, как в других странах. Во Франции или Германии, только некоторые идут в среднюю гуманитарную школу и сдавать экзамены на аттестат зрелости считается достижением потому, что учиться трудно и требования не снижаются. Для тех, кто не выдерживает, есть профессиональные школы, которые тоже разделяются на два уровня. Низкий уровень, это Hauptshule (в Германии). Те, которые учатся в этой школе, составляют фундамент европейского общества, ремесленники, крестьяне и т.д. Они этим гордятся и не чувствуют себя ущербными от того, что они не врачи, не адвокаты и не инженеры. Только у нас, в Израиле, создалась такая норма, что каждый обязан быть адвокатом, врачом или инженером, а если он не сумел стать одним из них, то, не имея другого выхода, он открывает магазинчик и чувствует себя ущербным всю оставшуюся жизнь. И обвиняет в этом, естественно, учительницу в начальных классах, которая его недостаточно любила.
Во Франции, страна, на которую стоит походить в смысле образовательной системы, количество материала для сдачи аттестата зрелости таково, что израильский школьник содрогнулся бы при взгляде на него.
И, кстати, тот, кто провалился там на одном из экзаменов на аттестат зрелости, только по одному предмету, должен сдавать все предметы заново в следующем году. В Израиле на это бы посмотрели как на издевательство на учениками и создали бы комиссию по расследованию.
Результаты налицо. Должен признаться, несколько месяцев назад мой сын должен был сдавать аттестат зрелости по Танаху. Я ему помогал пройти материал. Я клянусь, мы прошли весь материал за три дня! И ещё оставалось время для споров и анекдотов. Он сдал экзамен и сказал, что он был намного легче, чем я его стращал.
Вывод: давайте перестанем относиться к слову «элитизм» как к ругательству. Если мы хотим, чтобы образование в Израиле вернулось к его бывшему высокому уровню, нет другого выхода, кроме поднятия планки и оставить более слабых снаружи и дать меньшему количеству хороших учеников более качественное образование. Пусть выкидывают из школ, как когда-то, гопников, мешающих, «психов», вместо того, чтобы гладить их по шёрстке. Проблема в том, что должно пройти одно или два поколения, потому, что сегодняшние молодые родители сами являются продуктами плохого и не селективного образования, которые считают, что их детям полагается всё, так же, как им полагалось всё, в своё время. Это те самые родители, которые жалуются на то, что учителя идиоты, в то время, как они сами не менее идиоты. Это родители, которые не посылают детей в первый класс без мобильника, чтобы ребёнок, не дай бог, не почувствовал себя неполноценным потому, что у одноклассников есть, а у него нет. Это родители, которые дают своим детям эти чудовищные имена, которые слышатся как названия хай-тековских компаний. Это родители, которые привозят детей в школу на угрожающих внедорожниках, как будто они везут детей на сафари. Это родители, которые, как уже было сказано, результаты не селективной системы просвещения, десяти- и двадцатилетней давности и уже некому их «чинить» и просвещать.
Что делать? Один раз будьте решительны и скажите ребёнку «Нет» и не покупайте ему игрушку, когда он топает ногами. Со временем ребёнок скажет вам спасибо за это «Нет». Из вашего маленького «Нет», есть шанс, что вырастут новые национальные приоритеты и в конце концов, это подействует так, что люди следующего поколения скажут: «Я помню, что мой папа правильно сказал мне «Нет», когда я хотел очередную компьютерную игрушку.» (Тут идёт политическая ремарка, которую я выкинул. «Гаарец» - вы поняли J )
Я уже вижу первый день школы, матерей, которые втискиваются с детьми в классы и не согласны с ними расстаться, как будто детей отправляют в концлагерь.
Когда я был малышом, меня не провожали в первый класс. Родители работали, папа инженером в электрической компании, мама в поликлинике и у них не было времени для этих глупостей. Мне выдали старый ранец, мешочек с завтраком, книжки и тетрадки выдавали в школе, но зачем я об этом говорю, ведь мне скажут, что я старый ворчун.
Комментарии