Охрана больше не котируется: Кремль разочарован в губернаторах-выходцах из ФСО
На модерации
Отложенный
Президента России перестал устраивать стиль работы своих бывших охранников, ставших региональными руководителями
О том, почему проект «охранники Путина» на губернаторских постах завершился неудачей, пишет журналист Андрей Перцев на сайте Московского Центра Карнеги.
Двое из четырех фэсэошников, назначенные главами регионов, ушли досрочно, покинув посты еще до выборов, а подавший 5 июня в отставку врио астраханского губернатора Сергей Морозов в ответ на просьбу о дополнительной поддержке для своей области получил от Владимира Путина жесткий отказ. Кремль перестали устраивать губернаторы, которые не стесняются пользоваться своим особым статусом приближенного к президенту человека. Новым временным главой области стал замполпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе Игорь Бабушкин, бывший сотрудник ФСБ, который до этого никакого отношения к Астрахани не имел.
Морозов не самый обычный тип российского губернатора, он не молодой технократ и не крепкий хозяйственник. Он – бывший охранник Владимира Путина, выходец из ФСО. Три его бывших коллеги уже получали губернаторские посты в 2016 году. Алексей Дюмин, назначенный в Тульскую область, успел избраться в том же году. Кампании еще двух врио-охранников – Евгения Зиничева (Калининградская область) и Дмитрия Миронова (Ярославская область) были запланированы на лето 2017 года, но кандидатом в итоге стал только Миронов.
Зиничев, поработав чуть больше двух месяцев, понял, что губернаторская публичная работа не для него, и попросил у президента увольнения с переводом на новое место службы. По некоторым формальным признакам истории Сергея Морозова и Евгения Зиничева очень похожи – «обстоятельства», переход на новое место. Но ситуация в Астрахани намного серьезнее: уже в сентябре в области должны пройти выборы губернатора, до старта кампании всего ничего, и власти теперь нужно будет спешно подбирать нового кандидата. Как любит говорить Владимир Путин, времени на раскачку не осталось.
Сергей Морозов отработал губернатором восемь месяцев и явно до последних дней собирался баллотироваться. В первые месяцы своей работы он встретился с ключевыми фигурами из федерального правительства и крупного бизнеса, продемонстрировал свой особый статус приближенного к президенту человека. «Газпром» и «Лукойл» пообещали построить в области социальные объекты, Росрыболовство гарантировало льготы и преференции астраханским рыбакам.
В мае в область приехал Владимир Путин – такие визиты традиционны в выборных регионах. Как правило, президент обещает поддержку проектам кандидата от власти, но в этот раз что-то пошло не так. Сергей Морозов попросил выделить области федеральные средства, но получил строгий отказ. «Не нужно по каждому поводу просить дополнительных ресурсов. У нас в рамках нацпроектов запланированы приличные деньги, сотни миллиардов и триллионы рублей», – раздраженно ответил Путин.
Главе государства не понравилось, что его бывший охранник пользуется своим приближенным положением и просит для своего региона дополнительных дотаций. Отставку Морозова нельзя назвать дружественной – ему не дали соблюсти политес и самому объявить об уходе и, кажется, вообще не предупредили об увольнении. Рейтинг у уволенного был, кстати, достаточно неплохой – по данным ВЦИОМ, в области за него готовы были проголосовать 62% респондентов.
Уход Сергея Морозова – доказательство того, что проект «губернатор из охраны» закрывается. Когда назначали тройку Дюмин – Зиничев – Миронов, многим казалось, что сотрудников ФСО, как людей особо доверенных и приближенных к президенту, сначала научат управлению в регионах, а потом вернут на гражданские федеральные посты. Однако практика показала, что двое назначенцев (пусть и по разным причинам) не доработали и года и вернулись в силовые и околосиловые структуры.
В Ярославской области, где пост губернатора занимает еще один выходец из ФСО, Дмитрий Миронов, дела тоже обстоят не лучшим образом. Почти все кресла в правительстве региона достались варягам – выходцам из Подмосковья. Варяги занимают даже посты спикера заксобрания и мэра Ярославля. Людей беспокоит «экспансия Москвы» и более насущные вопросы: оптимизация медицинских учреждений и приход на рынок транспорта и переработки мусора подмосковных фирм, в том числе связанных с семьей Чайки. Это воспринимается как отрицательная сторона правления варягов. Кстати, Путин и ему тоже уже учинил публичный разнос.
Относительно удачным на этом фоне кажется назначение в Тульскую область Алексея Дюмина, но в наследство ему досталась команда и проекты предыдущего губернатора, выходца из московского бизнеса (сеть «Седьмой континент») Владимира Груздева. Плюс ко всему Дюмин из всей четверки охранников считается наиболее приближенным к Путину, одно время его даже называли в числе возможных преемников президента. Однако у регионального бизнеса уже появляются свои претензии к главе области – например, к экспансии в области фирм Евгения Пригожина.
Переход с доверительных отношений к раздражению показывает, как изменилось отношение Путина к своим приближенным из ФСО на губернаторских постах. Они не стеснялись использовать свой особый статус и в ответ получили разнос.
Так спокойнее и самому президенту, поскольку просьбы о помощи из регионов начали его раздражать, а формула «успешно управлять – значит уметь просить деньги» больше не устраивает. Есть огромные суммы в рамках нацпроектов, чего вам еще. Точно так же его могут не устраивать намеки на близость к первому лицу в качестве метода управления – работайте сами. Поэтому среднестатистический губернатор, пусть даже из средних чинов ФСБ, лучше: он не заикнется о дополнительной финансовой поддержке из центра и не станет намекать на особую близость к президенту, - резюмирует автор.
Комментарии
с другой стороны, что бы Путин не делал
Вася его хаять будет всегда
Вася он такой
криворукие