«Афганский синдром» современной России

На модерации Отложенный

30 лет назад, точнее – 15 февраля 1989 года, последний советский солдат покинул землю Афганистана. Однако спор о последствиях той войны продолжается по сей день.

Некоторые убеждены, что присутствие русских в Афганистане в период с 1979-го по 1989 год стимулировало развал советской империи. По их мнению, вторжение СССР в сопредельное государство без какой-либо геополитической необходимости и убийство около миллиона афганцев стало одним из череды последовательных действий в рамках большой холодной войны с Западом. Другие говорят, что вторжение было необходимо и оно предотвратило приближение блока НАТО к границам СССР. Первые утверждают, что Союз потерпел сокрушительное поражение в той войне – вторые твердят, что это был грандиозный успех. Что до российских СМИ, то в лучших традициях Оруэлла они привыкли представлять любой свой провал — победой, а любой чужой успех – поражением.

Новый российский фильм «Братство», вызвавший беспрецедентный резонанс в России, основан на воспоминаниях Николая Ковалева, который и сам принимал участие в боях в Афганистане, а впоследствии (1996-1998 гг) был директором ФСБ. Он скончался 5 апреля 2019 года. Этот фильм режиссера Павла Лунгина – реалистичное описание последних дней 108 дивизии советской армии в Афганистане. Описание случаев грабежа и мародерства, предположительно совершенных советскими военнослужащими. Это, разумеется, рассердило критиков, которые назвали эти сцены «непатриотичными» и призвали заново отредактировать фильм, или даже цензурировать его.

Так современная Россия, которая превратила День победы над нацистской Германией в неотъемлемую часть общественной повестки дня, вновь столкнулась с тем, что неудобные для нее проблемы были вынесены на всеобщее обозрение этим фильмом. Сама суть той войны была поставлена под вопрос! А потому неудивительно, что фильм, премьера которого была запланирована на 9 мая, в рамках празднований Дня победы в Москве, «столкнулся с трудностями», и российское министерство культуры пыталось предотвратить его показ. Генерал Борис Громов, в те годы командовавший в Афганистане советской 40-й армией и бывший уполномоченный правительства СССР в этой стране, направил в минкульт России письмо, в котором резко осудил фильм и назвал его «классическим примером русофобии». Громову, который пошел в политику после завершения той войны, показалось, что фильм изображает советских солдат, как «сборище дегенератов, воров, мошенников, убийц и злодеев».

За интервенцию в Афганистан СССР заплатил жизнью 15 тысяч своих граждан. А в 2018 году был найден живым пилот, самолет которого был сбит 30 лет назад — с тех пор он числился погибшим… В 1989 году съезд народных депутатов СССР признал афганскую кампанию «политической ошибкой». Но в наши дни Россия, живущая попытками «возродить империю», уже не может позволить себе признать ее ошибкой! И потому готовит ревизию той войны, только теперь — с целью ее оправдать.

Павших во Второй мировой войне в России поминают 9 мая — а для солдат, сложивших головы в Афганистане, такой даты нет. В отличие от США, например, где День памяти относится ко всем военным кампаниям американцев. То, что Россия не уделяет должного внимания своим потерям в других войнах – например, в Сирии, Украине, Грузии – имеет еще и материальную подоплеку, ведь это касается льгот и компенсаций, на которые могут претендовать семьи погибших.

Подобно другим авторитарным режимам, Кремль контролирует и искусство. Здесь чинили препятствия показу и других фильмов, таких как «Матильда» (где последний российский монарх Николай II изображен не в том свете, в каком это желательно официозу) или «Смерть Сталина» (британская комедия о последних днях «вождя народов» и борьбе его окружения за пост преемника).

Несмотря на все усилия министра культуры Мединского, фильм «Братство»все же не был подвергнут цензуре и показан в кинотеатрах. Но, несмотря на это, режиссер Павел Лунгин назвал резкую реакцию на фильм «возвращением в темные времена». Пытаясь объяснить происходящее, Лунгин высказал мнение, что люди в России не умеют выносить внутренние проблемы на всеобщее обсуждение, высказываться о них вслух, поэтому множество тем вообще не выносятся на повестку дня.

Единственное, что дает этим людям повод для гордости – воспоминания о славных днях в истории, днях их побед.

Историческая память играет главенствующую роль в современной российской политике. Россияне разделены и разобщены по политическим вопросам, включая аннексию Крыма, военную интервенцию России на востоке Украины, образ Сталина, отношению к Советскому Союзу, и многим другим. Фильм «Братство» показывает сложность российского общества, в котором к спору экспертов о том, была ли вообще нужна афганская война, присоединился спор бывших советских солдат – о самой сути той войны.

В исторической памяти многих россиян Афганистан занимает то же место, что для американцев – Вьетнам. И об этом «афганском болоте» не прекращаются споры — только в 90-е власти ту войну осуждали. Но в эти дни, когда американцы отмечают 17 лет с момента ухода из Афганистана, для Путина это – возможность «укусить» их за то, что все администрации – Буша, Обамы и Трампа – все еще не смогли создать стабильность в этой стране. Трамп в Афганистане разрывается между желанием «заниматься самой Америкой» и «защищать Америку от террористов» — а Путин дает в это время понять мировому сообществу, что имеет какое-то решение для тамошних проблем. Администрация Трампа дала указание своей армии реагировать со всей силой на любой инцидент – после того, как Талибан взял под свой контроль новые обширные территории в этой стране. А Путин приглашает талибов в Кремль в надежде создать еще одну площадку, на которой, как в Сирии, конфликт нельзя будет разрешить без участия России. Как и в годы холодной войны, Афганистан снова превращается в арену противостояния международного сообщества, возглавляемого США, и России, стоящей за спиной талибов. И Кремль уже дал указание подконтрольным СМИ называть Талибан не «террористической организацией», а народно-освободительным движением.

Когда глава МИД России Сергей Лавров пожимает руки представителям талибов, не время напоминать россиянам о двойных стандартах и лжи, сопровождавших всю афганскую кампанию. Тактика Кремля в том, чтобы имя Путина осеняла аура победоносца. Но критики властей уверены в обратном: внешняя политика России в Сирии и в Украине может стать «началом конца», тикающей бомбой, которая, взорвавшись, нанесет смертельные раны этому режиму.

Брежнев стоял за афганским лидером, диктатором Хафизуллой Амином, убившим множество людей во имя идей коммунизма. Советские руководители знали, что он из себя представляет, но решили поддержать его в войне против мусульман-экстремистов, за которыми стояли США и суннитскин монархии. Теперь же Талибан включен в список террористических организаций странами Запада, а Россия смотрит на него, как на национальное движение.

Таким образом, агрессивную реакцию на фильм «Братство» стоит оценивать, как очередной показатель милитаризации российского общества. Она заметна и в детских садах, где малыши маршируют в форме солдат Второй мировой войны, и в публикациях СМИ, освящающих Великую Победу. И эта волна используется Путиным для оправдания сегодняшних войн, в которые вовлечена Россия, и прежних, зачинщиком которых она становилась.

В последние месяцы в России были приняты сразу несколько законов, требующих от общества уважать власть. Кремль всегда прав. Раз вмешательства в Грузии, Молдове, Украине, Сирии не считаются ошибкой, то и советское вторжение в Афганистан, по версии Кремля, было не ошибкой, а символом могущества. Российская пропаганда не желает признавать Афганистан «кладбищем империй», а Кремль отрицает новую реальность, в которой США, страны Запада и суннитские монархии готовят для России «Афганистан 2.0» в Сирии. Хотя, по замыслу американцев, продолжение поддержки повстанцев в Идлибе создаст для русских «сирийское болото», наподобие «афганского» — то есть такой проект, который экономически и политически способен уничтожать целые империи.

Евгений Клаубер, «Детали». Фото: Mario Laporta, Reuters