Уроки труда.
На модерации
Отложенный
Включить в школьную программу ручной труд придумал педагог Уно Сигнеус. В начале 1860-х годов «слойд» (швед. Slöjd — «ремёсла») как дисциплина появился в финских школах, вскоре распространился в Скандинавии, а уже оттуда перекочевал во многие страны мира. Идея слойда прижилась не везде (в США она вышла из моды в начале XX века), но в России её оценили высоко и в 1895 году ручной труд сделали общеобразовательным предметом. Слойд включал в себя деревообработку (что объясняет повальную одержимость скандинавов мебелью), вязание и вышивание — таким образом, за полтора века уроки труда и рукоделия принципиально не изменились.
Из имперской системы образования ручной труд перебрался в советскую, где разделение его на мужской и женский оформилось окончательно в середине пятидесятых: в 1943-м на время войны в школы вернули раздельное обучение, в 1954-м женские и мужские классы соединили обратно, но для труда было сделано исключение. При этом очевидцы вспоминают, что при желании девочки могли работать рубанком, а мальчики — вышивать болгарским крестом. Школьные уроки труда были, помимо прочего, ещё и подготовкой к поступлению в техучилище: к синим воротничкам в СССР было принято относиться с уважением (по крайней мере, на уровне идеологии) и клеймо «пэтэушников» появилось сильно позднее.
В начале 90-х уроки труда исключили из обязательной программы и попробовали осовременить, введя образовательную область «технология», но не сказать чтобы ребрендинг возымел эффект. Те, кого официально именуют учителями технологии, в народе так и остались «трудовиками», а внятную замену деревообработке и домоводству в большинстве общеобразовательных школ или не придумали, или не смогли осуществить из-за нехватки денег.
Точно так же, по инерции, сохранилось и гендерное разделение, начинающееся с пятого класса: мальчикам — столярное дело и работа на станках, девочкам — готовка, кройка и шитьё.
Комментарии
Но занятия должны вызывать интерес!