Вопрос дня - Яровой: какой «русский национальный костюм» надеть 12 июня?

На модерации Отложенный

Сцена у железной дороги. В. Перов.

Во что оденутся наши сограждане, чтобы отпраздновать по призыву депутата Яровой День России.

Этим вопросом задался в ФБ публицист Дмитрий Петров:

«Заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая призвала россиян 12 июня надеть национальные костюмы, чтобы так отметить День России.

 

Она, видно, думает, что русский народный костюм - это тот, в котором плясал советский ансамбль «Березка» - кокошники, сапожки, ленты, бусы да красный сарафан. Но это - от незнания. А вот русские художники Василий Перов и Илья Репин знали всё. И оставили нам свидетельства.

 

И впрямь, было б весело, если б россияне массово надели б лапти, онучи, зипуны, шушуны, опорки. Не говоря уж о драных рубахах и портах... (В XXI веке половина семей вынуждена выбирать: что купить - еду или одежду). Праздник бы удался...»

Крестный ход в Курской губернии. И. Репин.

 

А социолог Алексей Рощин нашел другой, не менее забавный выход из положения:

«Мой патриотически настроенный собеседник вдруг вспомнил, как в проклятом совке зажимали русский народ, в частности, через картинки в школьных учебниках:

«Я вот помню, как Илья Глазунов пример приводил, по телевизору показывали, говорит: вот был учебник географии для 6 класса, на нем изображены дети всех республик СССР в своих национальных одеждах. Красиво и все такое. Русский мальчик изображен в трусах и майке. Национальная одежда - трусы и майка. Да еще наверное, с пионерским горном в руках!» - горько жаловался комментатор.

Дворник. В.

Перов.

 

Поскольку я к страданиям русского народа в изложении Глазунова традиционно равнодушен, я сначала как-то пропустил коммент мимо ушей, а потом вдруг «загрузился»: стало интересно - а во что же, по мысли национально озабоченного патриота, этот самый русский мальчик должен быть одетым? Пришлось почесать репу, вспоминая.

Первой приходит в голову рубаха-косоворотка. Я, правда, всегда путаю ее с «вышиванкой» - почему-то эти понятия для меня нераздельны. Но нет! "Вышиванка" - она ж у хохлов! А косоворотка, значит, наше исконное-посконное. Исконное-посконное исподнее. Гм...

А еще? Кафтан? Но «кафтан» не подходит точно: еще в детстве я усвоил, что ВСЕ слова с буквой «ф» - иностранные, исключений нет. Значит, кафтан нам чужд!

Потом меня осенило: шуба! Вот истинно русская одежда! И если шуба, то сразу напрашивается еще и исконно-русская пара обуви - валенки. А на голову тогда - шапка-ушанка! Блестяще. Разве что шуба на мальчике все-таки смотрится как-то вызывающе. Правда, и тут решение находится быстро: конечно, ВАТНИК!

«Национально одетый» мальчик, правда, в таком наряде становится как-то подозрительно похож на дворника... Может быть, это и отвратило неведомых советских художников учебника географии?

 

Ну и тут всплыла в памяти известная в позапрошлом веке хохма, рассказанная Герценом Александр Ивановичем (он, правда, ссылался при рассказе на Чаадаева). Так вот, по Чаадаеву, известный славянофил и страстный поклонник русского народа Аксаков (который «Аленький цветочек») однажды, чтобы проявить свою любовь к подзащитному народу, специально нарядился, как он считал, национально и пошел в таком виде гулять по улицам Москвы. Герцен пишет: «Народ, увидев национально одетого Аксакова, крестился и принимал его за персиянина».

Вообще-то все попытки «слиться с народом» заканчиваются примерно так же...».