Минсельхоз Казахстана включает заднюю
На модерации
Отложенный
Приоритетом развития агропромышленного комплекса Казахстана Минсельхоз РК снова делает производство мяса с упором на экспорт. Заметьте, не переработку (о необходимости развития которой в последнее время не раз говорил Глава государства), а всё ту же торговлю сырьём. Причем, в совсем уж безумном варианте: покупка товарного (!) поголовья за границей при поддержке госсубсидий, откорм, забой - и экспорт говядины в обратном направлении.
Более неэффективного способа потратить бюджетные деньги представить сложно, отмечает собкор издания «КазахЗерно.kz». И кто бы вы думали, стоит за разработкой этой «гениальной» схемы освоения бюджетных денег? Правильно, экс-министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков.
Логичный акцент
«Для нас Минсельхоз РК - это обезьяна с гранатой. И мы понимаем, что держаться от него нужно как можно дальше», - говорят казахстанские аграрии. Причина такого скептического отношения к агарному ведомству в том, что не существует даже малейшей преемственности между стратегиями, которые предлагает каждый новый министр сельского хозяйства. Правила игры (система субсидирования и акценты господдержки) меняются чуть ли не ежегодно. При этом, настоящим профессионалам понятно - сельское хозяйство это та отрасль, где результат не приходит сразу. Поэтому и стратегия развития для нее нужна долгосрочная. Шатания Минсельхоза из стороны в сторону говорят о том, что либо ведомство возглавляют непрофессионалы, либо им просто нет дела до реального развития, а цель их действий другая. Например, освоение бюджетных средств максимально полезным для них самих образом.
В период подготовки Государственной программы развития АПК РК на 2017-2021 годы Минсельхоз (под руководством тогдашнего министра Аскара Мырзахметова) провел анализ животноводческой отрасли.
Напомним, что предыдущий глава ведомства Асылжан Мамытбеков обещал в 2016 году не только полностью закрыть потребность в говядине внутреннего рынка, но и экспортировать излишки мяса в объёме 60 тыс. тонн.
Что получилось в реальности? По итогам 2015 года обеспеченность внутреннего рынка - лишь 98%. Отгружено за рубеж мяса на 2,3 млрд. тенге, тогда как ввезено - на 12,3 млрд! Отрицательный баланс - 10 млрд. тенге!
При этом 75% мяса было произведено сельчанами на личных подворьях - тех самых, кто до этого практически не пользовался никакими инструментами господдержки (ни субсидиями, ни льготными кредитами). Крестьянские и фермерские хозяйства дали 18% объёма, а сельхозпредприятия - 7%.
Логичным выводом из этого анализа стало то, что команда Аскара Мырзахметова решила перенести внимание (в том числе, финансовое) на поддержку частных подворий (ЛПХ).
При этом, помогать решили двумя путями. Во-первых, натурными субсидиями сельхозкооперативам на каждый килограмм сданного мяса. Во-вторых, (и это главное) - через развитие кормопроизводства в стране. Предполагалось, что через субсидирование производства семян многолетних трав и их сева, а также производства фуража и комбикормов, удастся создать кормовую базу в стране. А где корма - там повышенные надои и привес. А значит, больше продукции горожанам и денег сельчанам.
Спиной к сельчанам
Однако новый министр сельского хозяйства Умирзак Шукеев словно бы не заметил всех этих исследований, проведённых командой его предшественника. Вместо анализа он стал слушать советы… Асылжана Мамытбекова. Не случайно экс-глава МСХ РК уже через несколько дней после назначения Умирзака Шукеева вице-премьером - министром сельского хозяйства покинул свой пост в банке и устроился нештатным советником в Минсельхоз, одновременно заняв должность главы Мясного союза - общественного объединения, созданного в бытность Мамытбеков министром и объединившего хозяйства, которые и получали щедрое финансирование от государства на импорт зарубежного скота.
Что именно советует бывший глава МСХ РК нынешнему? Очень скоро стало понятно, что курс взят на полный отказ от политики Мырзахметова и возвращение к линии, начатой самим Мамытбековым.
Во-первых, это поддержка только крупных сельхозтоваропроизводителей и отказ от хоть какой-то денежной подпитки ЛПХ.
Реальная причина такой позиции понятна - крупный сельхозбизнес так или иначе контролируется чиновниками или их близкими. Перенаправление господдержки с мелких хозяйств на крупные - это просто финансирование за государственный счёт личного бизнеса приближенных к власти людей.
На словах же такая позиция «красиво» объясняется тем, что мелкие хозяйства бесперспективны с точки зрения роста производительности труда - новую технику себе купить не могут, современные агротехнологии не внедряют.
Но как бы ни объясняли такой разворот Минсельхоза спиной к рядовым аграриям, итог очевиден - ни к чему хорошему он не приведёт.
Извините, но министр - это не только менеджер, это еще и в какой-то мере политик. И он должен понимать, что сельское хозяйство в Казахстане - больше, чем просто одна из отраслей экономики. При общей численности населения страны порядка 18 млн. человек, в сельской местности живёт 7,7 млн. (более 46%). Причем, в южных регионах доля сельчан намного выше, чем горожан, и достигает, например, в Алматинской области 76%.
При этом для многих сельчан личное подворье (а именно - производство мяса и молока) - единственный источник средств к существованию. Лишить их внимания государства и субсидий - это значит отказать в перспективах роста уровня жизни на селе, стимулировать дальнейший отток населения в города. Да и просто - подогреть социальную напряженность в обществе. Мы же помним, что пятилетнее «правление» Мамытбеков закончилось массовыми земельными митингами по всей стране. Неужели Умирзак Шукеев захочет прийти к тому же, слушая советы Мамытбекова?
Толеутай Рахимбеков, работавший вице-министром в команде Аскара Мырзахметова и отвечавший за сельхозкооперацию, в соцсетях дал такой комментарий по этому поводу:
«Суммы, необходимые на господдержку СХК, небольшие. Это недобросовестные критиканы ГАП (Госпрограммы развития АПК на 2017 - 2021 годы) раздули на всю страну шум о том, что по ГАП все деньги у сельского хозяйства, у крупных и средних аграриев отобрали и кинули на поддержку только СХК и ЛПХ. Даже по официальным данным самого МСХ в 2017 году на кредитование 342 СХК выделили 3,4 млрд. тенге, то есть по 10 млн. тенге на один СХК на приобретение молприемных, убойных пунктов, транспорта и тракторов. Половина этой суммы вернулась в качестве инвестсубсидий 50% их стоимости, для этого было выделено 1,7 млрд. тенге. На субсидирование услуг СХК своим членам выделили менее 500 млн. тенге (например, за сбор, хранение, сдачу молока молзаводам из расчета 10 тенге за 1 литр). Итого вся господдержка 342 СХК за 2017 год по ГАП составила 3,4 млрд. кредитов и 2,2 млрд. тенге субсидий. При том, что всего субсидий АПК за этот же год выплачено около 200 млрд. тенге, то есть на СХК субсидий всего около 1%!».
На старые грабли
Но спорить, видимо, поздно. Политика Минсельхоза уже определена - внимание сосредоточено на крупном агробизнесе. При этом, выбор акцента тоже вызывает удивление у аграриев. Им в очередной раз стало мясное скотоводство. Запущенная еще при Мамытбекове программа повышения экспортного потенциала по говядине с треском провалилась. И вот, Умирзак Шукеев решает ее реанимировать. В прошлом году шла речь о таких акцентах, как обеспечение собственной продовольственной безопасности страны, а также производстве и экспорте растительного масла, бобовых культур, мелкого рогатого скота. Сейчас все опять сведено к говядине. Почему и зачем нужно наступать на старые грабли? Специалистам непонятно.
- Политика Минсельхоза, на мой взгляд, должна состоять в том, чтобы в приоритетном порядке поддерживать те направления, по которым у нас внутренний рынок не закрыт, - говорит владелец крупной молочной фермы. - Обеспеченность Казахстана собственным молоком официально - не более 30%.
А реально и того меньше, процентов 20. И в первую очередь Минсельхоз должен думать о том, чтобы собственную страну качественной продукцией обеспечить, а кормить кого-то за границей! А мы видим какой-то абсурд. Если с молоком такие проблемы, то почему эта отрасль практически не поддерживается? И при этом, субсидию на мясо поднимают в 4 раза! Где логика? Что такое субсидия? Это не только поддержка крестьян, но и стимулирование их к развитию в нужном направлении. Мы, молочники, уже пять лет получаем субсидии на литр в неизменном размере: для ферм первой категории 25 тенге, для второй - 15 тенге. При этом, в проекте субсидирования мясного скотоводство, как мы узнали, предложено повысить субсидии на мясо сразу от двух до четырёх раз! То есть, если в прошлом году за голову сдаваемого бычка платили 20 тыс. тенге, сейчас предложено сделать градацию по весу скота и выплачивать от 45 тыс. тенге до 75 тыс. тенге за голову!
Давайте глянем на север и вспомним о том, что правительство России в текущем году сделало производство молока особым приоритетом. Поставлена задача прийти к полной самообеспеченности внутреннего рынка. И это при том, что сейчас РФ закрывает внутреннюю потребность своим молоком на 75%. То есть, ежегодно там производят 31 млн. тонн молока при необходимых 40 млн. тонн.
Казахстан же производит молока лишь процентов 25 - 30 от потребности, дефицит составляет 70 - 75%! Но власти почему-то не озабоченны таким дисбалансом, и делают упор на необходимости производить мясо на экспорт. Зачем?
Казахстанский фермер указывает на то, что при грамотном подходе, мясным животноводством отдельно вообще заниматься не надо. Намного эффективнее разводить универсальные, мясомолочные породы крупного рогатого скота. Ведь понятно, что половина ежегодного приплода молочных ферм - это бычки. Фермеры их откармливают и сдают на мясо, только тёлочек оставляя для пополнения дойного стада. Всё! Если вкладываться именно в такие проекты, то и молоком, и мясом Казахстан себя обеспечит намного быстрее.
- Да, говорят, что говядина именно мясных бычков лучше, - отмечает фермер. - Но, извините, это где-нибудь на западе публика пресыщенная, и они там могут выбирать, что сегодня хотят на ужин именно стейк из ангуса. У нас вопрос стоит просто в обеспечении внутреннего рынка качественной говядиной по доступной цене, без всех этих лишних наворотов.
Отрезать по-живому
Базой развития животноводческой отрасли должно стать развитие кормопроизводства. Это тот самый вопрос, про который «забыл» Асылжан Мамытбеков, внедряя программу повышения экспортного потенциала по мясу КРС. И нынешняя команда аграрного ведомства почему-то не хочет двигать этот краеугольный камень развития.
Позиция учёных однозначна: современное животноводство подразумевает заготовку сочных кормов (силоса и сенажа), чтобы в зимний период не прекращалось доение молочных коров и набор веса мясными бычками. Никакие надежды на свободное содержание скота на пастбищах круглый год (транслируемые соратниками Асылжана Мамытбекова по сей день) не сработают: скоту в обязательном порядке нужны силос и сенаж (содержащие каротин), плюс полноценное сено и фураж. Государственная поддержка должна идти сюда, а не на закуп поголовья (товарного ли, породистого ли) за границей.
Напомним, что проведенный в 2017 году анализ Минсельхоза при создании Карты кормопроизводства показал, что скот в стране голодает. Из-за отсутствия кормов животные недополучают половину необходимого питания - при необходимом для имеющегося поголовья 20,4 млн. тонн кормовых единицы, в стране реально производится 11,9 млн. тонн.
Вывод исследования был таким: «Недокорм животных в размере 1 к.ед./сутки в среднем снижает продуктивность на 4-5%. Таким образом, имеющийся дефицит корма в 8,5 млн.т к.ед является причиной недополучения 14% ВП на общую сумму 211 млрд. тенге».
Для решения проблемы Картой кормопроизводства перелагался ряд мер, в том числе повышение за пять лет производства силоса на 4 млн. тонн - с 1,3 до 5,3 млн. тонн. Добиться этого следовало мерами господдержки: охват погектарным субсидированием кормовых и фуражных культур предлагалось увеличить с 830 тыс. га в 2016 году до 1 500 тыс. га в 2021 году. Сумма ежегодного субсидирования кормопроизводства устанавливалась в размере порядка 10 млрд. тенге.
Однако новый глава МСХ РК Умирзак Шукеев уже высказал позицию за отмену всех погектарных субсидий (а они оставались лишь на некоторые виды культур, в том числе кормовые и фураж). Он отметил, что в прошлом году из 65 видов субсидий 11 видов уже были сокращены, осталось 54.
- Из них мы видим еще 15 субсидий, которые можем сократить. Это все натуральные субсидии. Погектарные, это, безусловно, их осталось четыре субсидии - это хлопок, это рис, это корма. И эти субсидии мы просто убираем. Мы считаем, что тут и спорить не о чем, - сказал глава аграрного ведомства.
Бессмысленный импорт
Цель сокращения - экономия средств и перенаправление их на «более нужные» (по мнению Минсельхоза) направления. И в первую очередь - это реанимированная программа ввоза импортного поголовья в страну. При этом, она изначально «затачивается» таким образом, чтобы все щедрые потоки госсубсидий шли через один канал - Мясной союз Казахстана. Который в конце января возглавил известный в стране специалист по говядине - Асылжан Мамытбеков.
- По поводу импорта скота - это же бессмысленно, - говорит фермер. - Завезти его, конечно, можно. Но зачем? При имеющемся дефиците кормов - просто загубить. Через всё это мы уже прошли в бытность Мамытбекова министром. И вот - опять. И снова - при участии Мамытбеков, хоть и в новой роли. Я был в Минсельхозе, на обсуждении предложенной системы ввоза скота. Они там замутили такую кашу! Выбрали четырёх операторов по мясному скотоводству. Из них один - это «СК-Фуд», главный член Мясного Союза. То есть контора Мамытбекова и Бактибаева. Уже практически принято решение о выделении им денег на закуп скота. А это - миллиарды тенге.
Они будут импортировать скот, чтобы уже здесь продавать его местным хозяйствам. И зарабатывать на этом. Причём, я очень сомневаюсь, что будет возможность проконтролировать, какого качества и по какой цене скот завозится. Но у многих выбора не будет - придётся брать скот у них. Так же хотят и в молочном скотоводстве сделать - назначить оператора, у которого своего хозяйства даже нет! Он занимается тем, что реализует семенной материал. И он хочет ввозить тёлок, имеющимся у него материалом проводить осеменение - и продавать. Понятно, что тоже никого чёткого контроля тут не будет - чем провели осеменение, каких тёлок привезли. По сути, это просто схема для освоения денег. Никакой пользы животноводству Казахстана она не принесёт.
Чтобы понять, о каких суммах идёт речь, достаточно знать, что только одна область страны, Актюбинская, планирует ввезти в нынешнем году 11 тыс. голов КРС, в том числе 1 тыс. быков. Об этом заявил глава региона Бердибек Сапарбаев 10 марта на совещании, посвященном созданию Актюбинского мясного кластера. Субсидировать всё это будет республиканский бюджет. Посчитать сумму несложно: согласно проекту правил, «приобретение импортного племенного и чистопородного маточного поголовья» субсидируется в размере 300 тыс. тенге на голову. За 11 тыс. голов казне придётся выложить 3,3 млрд. тенге. И это - только в одной области страны! При аналогичных аппетитах других регионов, ввоз скота обойдется Минсельхозу в сумму под 50 млрд. тенге в год. При этом, напомним, что субсидирование кормопроизводства, согласно Карте развития, предполагалось на сумму в 10 млрд. тенге в год. То есть, гораздо меньшие деньги принесли бы гораздо больше пользы. Ведь накормленный по нормативам скот давал бы больше мяса, даже без увеличения поголовья.
Но, видимо, Минсельхозу важнее, через чьи руки будут осваиваться государственные миллиарды, а не то, какую пользу они принесут…
Комментарии