«“Израильтяне” напуганы, - призналась главарь «израильской» оппозиции Ливни. Действительно, Ливни указывала на следующее, если перефразировать Франца Фанона: «Мама Америка, смотри – араб! Я боюсь! Боюсь! Боюсь!» Это типичная сценка из колониальной жизни, когда «напуганные жертвы» участвуют в игре, которая включает и негуманное отношение к людям, и злоупотребление полномочиями, и молчаливых и опасных игроков. Однако в случае с «Израилем» более уместна ирония. Ритуал самопожертвования стал определять главную хронику колониального дискурса «Израиля» и его внешнюю политику.
«Израиль» стал "страной", само существование которой зависит от подавления арабских и мусульманских народов. Согласно логике «Израиля», вполне "разумно" уничтожить 300 млн. человек и обеспечить так называемую «безопасность» нескольких миллионов «израильских» евреев.
По иронии судьбы, пока «Израиль» продолжает афишировать революцию в Египте как угрозу национальной безопасности, палестинцы, которые в течение десятилетий считаются внутренними «опасными жертвами», идут на улицы и празднуют победу египетских братьев. Руководствуясь чувством национальной солидарности, палестинцы сейчас, как никогда раньше, чувствуют себя в состоянии безопасности. Так как перспектива арабского и мусульманского деспотизма является единственным гарантом «израильского» самолюбования и этнического превосходства в регионе, ее нужно поддерживать любыми средствами, а именно использовать жесткую силу, так как «арабы понимают только язык силы», как считают сионисты. Навязчивое упорство быть «единственной демократией на Ближнем Востоке» - не только фантазия «Израиля», но и эффективная колониальная стратегия. Именно такое представление нравственно оправдывает колониальную политику «Израиля» в регионе. Его «цивилизованная миссия» в регионе полностью зависит от восприятия арабов и мусульман явно не в демократическом духе. Именно культивированное «Израилем» восприятие арабского деспотизма позволяет бывшему премьер-министру Бараку бахвалиться, что «Израиль» является раем на земле», а президенту Пересу противопоставить демократию миру: «Мубарак – великий человек, нацеленный на мир, но египетской молодежи захотелось демократии».
Когда «израильский» премьер Натаняху предупреждает о перспективе Египта «стать вторым Ираном», он, вероятно, оперирует той же империалистической логикой. Здесь уже амбиции «Израиля» о преобразовании мира при помощи грубой силы сионистской пропаганды доходят до абсурда. На самом деле именно в «Израиле» угнетение эквивалентно стабильности. Именно здесь Египет, его народ, история и культура сводятся к одному слову: Кэмп -Дэвид. И именно в «Израиле» международная солидарность с борьбой египтян за свободу и собственное достоинство представляется, как сказал один «израильский» журналист, «предательством Запада».
«Израиль» продолжает видеть себя хранителем цивилизации, окруженным дикими бескультурными врагами и неуправляемыми демонстрантами. Нет сомнения в том, что опасения «Израиля» относительно будущей демократии в арабских странах насквозь пропитаны расизмом. А все потому, что арабская демократия просто угрожает представлению «израильтян» об арабах. А так как очевидное трудно отрицать, это начинает пугать «израильского» наблюдателя. Страх «Израиля» приобретает форму коллективной фобии и расистской истерии. «Израиль», прежде всего, напуган тем, что арабы выбираются из железной клетки и разрушают якобы существующее спокойствие.
2 февраля 2011 года в Haaretz появилась статья, в которой говорилось следующее:
«Эдвард Саид был совершенно прав. Мы все заражены ориентализмом, не говоря уже о расизме. И когда народ сбрасывает ярмо тирании и требует проведения свободных выборов, нас это не воодушевляет, наоборот, нас охватывает страх, и всё потому, что они - арабы». Это иллюстрация того, как с течением обстоятельств «Израиль» унаследовал расизм на базе восточного ориентализма и стал производить своих собственных «приверженцев Востока». Действительно,
именно в «Израиле», как выразилась Наоми Кляйн, «евреи превратились из жертв в мучителей». Такое ироничное узаконивание западного ориентализма, представленное сионистскими расистами, и дает возможность Биньямину Фуаду Бен-Элизеру, арабскому еврею, родившемуся в Басре в Ираке, сокрушаясь по поводу падения режима Мубарака, заявить, что «арабы не готовы к демократии».
Через неделю после начала египетской революции Мубарак тоже представил свою версию ориентализма. Его речь ненамного отличалась от послания президента Обамы по ABC: «Вы не знаете египетской культуры, и представьте, что может произойдет, если я уйду». Интересно, что осталось от египетской культуры во время режима Мубарака, кроме кучки коррупционных муфтиев и однобокой интеллигенции? Даже революция не нужна, чтобы понять: Мубарак – последний в Египте. кто поймет, в чем суть египетской культуры.
Когда для того, чтобы разогнать и устрашить протестующих, Мубарак задействовал верблюдов, он тем самым хотел показать своим друзьям на Западе: вот они , египтяне, неуправляемые варвары, которые надеются только на себя, и никакая демократия и цивилизация им не нужны. Такой варварский ответ на цивилизованную революцию в регионе показывает, насколько глубоко Мубарак верит в то, что делает. Представляя египетских протестующих в качестве коллаборационистов и иностранных агентов, Мубарак следует арабской пословице: «Он ударил меня и заплакал, а потом заставил извиниться».
Мубарак прекрасно знает, так же как и его «израильские» и западные друзья, что одной из причин начала революции является его скандальная позиция яркого коллаборациониста в регионе. Революция против режима Мубарака становится антиколониальной борьбой. Его бесчеловечное отношение к своему народу, а также жестокое обращение с мирными гражданами явно указывают на проявление колониальных тенденций. Недавние события в Тунисе и Египте не должны заставить нас забыть о той жестокости, которую Запад перенес в арабский мир еще с колониальной эпохи и до наших дней. Авторитарные арабские режимы продолжают лицемерно использовать такие понятия, как демократия и свобода, те же лозунги, которые обеспечили платформу для западной экспансии в регионе. Мы также не должны забывать тот навязчивый упор в арабских и западных СМИ на формальность заявлений США, а ответы на события в Египте и Тунисе только показывают, насколько глубоко неоколониализм проник в регион.
Не будет ли горькой иронией ожидать, что США освободят египтян от условий, обеспечивающих американское присутствие в регионе? Но те же самые рассуждения об освобождении арабов позволили имперским интересам хорошо обосноваться в регионе! А критика «израильской» поддержки режима Мубарака вообще выглядит абсурдной, если учитывать тот факт, что «Израиль», оказывая поддержку бывшему президенту Египта, руководствуется колониальными интересами в регионе. А любая критика «израильской» поддержки должна начинаться с критики принципов колониализма, а не с политического лицемерия.
- Серадж Асси – аспирант Джорджтаунского университета, занимается научной деятельностью в сфере арабистики и исламоведения.
Комментарии