Коррупция и мы. Какой вырос позитив?

На модерации Отложенный

19 Марта 2016 07:20 / Социальная сфера

Коррупция и мы. Основания для осторожного оптимизма
  • Коррупция и мы. Основания для осторожного оптимизма

 

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Борьбу с казнокрадством в России пора подавать в мажоре

Автор:
Нильский Николай

Коррупционный скандал, разразившийся в Министерстве культуры, если вдуматься, показывает не столько удручающе печальное положение вещей, сколько является еще одним свидетельством движения общества к оздоровлению.

О ЕСТЕСТВЕННОСТИ КОРРУПЦИИ

 

Как бы ни печально было это осознавать, но коррупция - явление естественное. Если есть некий механизм, регулирующий работу социума, всегда найдется тот, кто захочет этим механизмом воспользоваться в личных интересах за счет интересов общества. В зависимости от уровня культурного развития населения число тех, кто "честно жить не хочет", может колебаться в довольно широких пределах, но вряд ли мы найдем государство, где не было бы преступности или нечистых на руку чиновников вовсе. Да, их может быть не "каждый второй", а "один из тысячи", но они есть везде. И государства сегодня делятся на тех, где общество коррупцию в основном взяло под контроль, и тех, где этого еще не произошло.

Безусловно, Россия относится, скорее, ко второй группе. Кристально чистым и честным наш бюрократический слой назовет разве что патологический оптимист. Но значит ли это, что "все пропало"?

На первый взгляд, чуть ли не ежедневно освещающиеся в СМИ факты коррупционной деятельности российских чиновников свидетельствуют о третьей стадии коррупционного рака, разъевшего организм власти. Но это лишь на первый…

КАК ЧИТАТЬ КОРРУПЦИОННУЮ СТАТИСТИКУ

Проблема оценки уровня коррупции заключается в том, что мы не можем измерить его, этот уровень, статистически. Особенность данного вида преступлений заключается в том, что часто они совершаются двумя сторонами, которые лишь на первый взгляд выглядят антагонистами. Если кому-то кажется, что в даче взятки или, например, получении отката есть две стороны - пострадавший (взяткодатель) и преступник (взяткополучатель), - то он сильно заблуждается. В коррупционных преступлениях пострадавшим является государство (общество), а взяткодатель и взяткополучатель являются соучастниками этих преступлений (конечно, есть и случаи вымогательства, но очень часто взяткодатель, вслух жалуясь на то, что его заставили, внутри понимает, что, "по гамбургскому счету", он и сам был не против взятки - чтобы упростить себе жизнь). Строго говоря, этот факт прописан в Уголовном кодексе, о нем сообщается во всех информационных антикоррупционных кампаниях, но обыватель, как правило, забывает об этом, когда оценивает ситуацию с коррупцией. А помнить об этом важно, поскольку нужно понимать, что соучастник преступления, скорее всего, не пойдет доносить о своем участии в преступлении, а значит, число этих преступлений оценить невозможно. Точнее, возможно, но лишь по косвенным признакам.

 

 

Фото: Александр Щербак/ТАСС

Одним из таких косвенных признаков является так называемый уровень восприятия коррупции. Это когда у респондента социологического исследования спрашивают, насколько он оценивает уровень коррупции в стране. Понятно, что когда в СМИ ежедневно обсуждается чиновничья коррупция, то респонденту будет казаться, что все крайне плохо, даже если он сам никогда в жизни не давал взятку. Поэтому, как представляется, ценность такого рода оценок весьма невысока.

Другой косвенный признак распространенности коррупции - это собственно количество (и качество) уголовных дел, связанных с такого рода преступлениями. И хотя он тоже не дает возможности точно оценить размах коррупции, понятно, что рост числа подобных уголовных дел может говорить о какой-то из двух тенденций - либо коррупции стало больше, либо с ней стали сильнее бороться. Как же оценивать российскую коррупцию через призму статистики правоохранительной системы?

Кажется, наиболее адекватной оценкой должна быть такая: коррупции много, но с ней все-таки пытаются активно бороться. Есть все основания считать, что в оценке происходящих в этой области изменений можно быть оптимистом. Пусть осторожным, но оптимистом.

ВСЕ ТЕЧЕТ, ВСЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ

Откуда проистекает этот осторожный оптимизм? Во-первых, из собственно "сводок с фронтов". Вот только часть новостей этой недели:
- следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Владимирской области в тесном взаимодействии с региональным Управлением ФСБ России возбуждено новое уголовное дело в отношении бывшего начальника регионального Управления МВД России полковника полиции Сергея Губарева. Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.160 УК РФ (присвоение и растрата вверенного имущества с использованием служебного положения);

- следственными органами Следственного комитета РФ по Красноярскому краю продолжается расследование уголовного дела в отношении заместителя министра экономического развития, инвестиционной политики и внешних связей Красноярского края Надежды Маршалкиной, обвиняемой в получении взятки в особо крупном размере (ч.6 ст.290 УК РФ);

- следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Оренбургской области возбуждено уголовное дело о халатности, повлекшей причинение особо крупного ущерба, в действиях должностных лиц управления градостроительства и архитектуры Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (ч.1.1 ст.293 УК РФ);

- следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Чувашской Республике возбуждено уголовное дело в отношении 43-летнего бывшего начальника колонии-поселения №8, расположенной в Алатырском районе.

Он подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями);
- следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области главе Степнинского сельского поселения Пластовского района Михаилу Пименову предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий). По данным следствия, Пименов в июне 2015 года подписал с ЗАО " Южуралавтобан" договор о передаче в безвозмездное пользование земельного участка площадью 25000 кв.м для разработки грунта. При этом Пименову было достоверно известно, что данный земельный участок не может использоваться для хозяйственной деятельности, так как находится на территории Санарского государственного природного заказника;

- следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Липецкой области возбуждено уголовное дело в отношении сотрудника муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" города Ельца, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), ч.2 ст.292 УК РФ (служебный подлог). По версии следствия, подозреваемый, временно исполняя обязанности начальника МКУ " Управление капитального строительства" города Ельца и достоверно зная о невыполненных подрядной организацией договорных обязательствах по строительству детского сада, подписал документы, содержащие заведомо ложные сведения об объеме и стоимости выполненных работ;

Фото: Михаил Почуев/ТАСС

- следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва предъявлено обвинение 38-летнему заместителю руководителя службы по финансово-бюджетному надзору Республики Тыва в совершении преступлений, предусмотренных п. "в" ч.4 ст.290 УК РФ (получение должностным лицом лично взятки в виде денег в крупном размере), ч.1 ст.174.1 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств, полученных лицом в результате совершения им преступления).

Пусть читателя не смущают формулировки типа "халатность" или "злоупотребление служебным положением". Как мы уже указали выше, коррупция - это преступление с двумя соучастниками, следовательно, доказать факт той же взятки довольно сложно. Хотя понятно, что, предположим, подписывать акт приема работ, содержащий заведомо ложные сведения, бесплатно будет только очень странный чиновник.

О чем говорят нам эти новости? Они говорят нам о том, что с нечистыми на руку чиновниками борются, причем борются если не системно (а вполне может статься, что и системно), то уж точно не случайно. Они говорят нам о том, что другой чиновник, прочитавший информацию Следственного комитета, что его коллега поплатился (положением ли, деньгами или даже сроком) за попытку мухлежа, 100 раз подумает, прежде чем совершить подобное. (Кстати, именно с точки зрения влияния на колеблющихся - нарушать или нет закон - представителей органов власти, подавать и оценивать новости о новых уголовных делах стоило бы по-другому. Не с посылкой "Ах, как у нас все плохо, опять поймали бюджетоеда!", а с назиданием: "Еще один сгорел на работе! Так будет с каждым, кто покусится!" - то есть в некотором смысле освещать борьбу с коррупцией стоило бы не в миноре, а в мажоре…).
Они говорят нам, что общество начинает быть более нетерпимым даже к самым, казалось бы, "не страшным" и "невинным" нарушениям законов со стороны чиновников. Кого бы еще лет  …дцать назад вообще заботил бы какой-то там подложный подписанный акт, а сегодня - уже заботит.

ТОРЖЕСТВОВАТЬ РАНО

Да, для головокружения от успехов, наверное, еще нет оснований. В конце концов, только серьезных скандалов за последнее время было очень много: "Дело Роскосмоса", "Дело Оборонсервиса", "Дело Саммита АТЭС", "Дело Росагролизинга", "Дело РусГидро", "Дело Росреестра", "Дело Росрыболовства" - и это только то, что попало в интернет. Фактически такое количество крупных коррупционных дел намекает на то, что подобное есть везде, куда ни ткни. Но обществу важнее не это. Для всех нас гораздо важнее именно то, что начали "тыкать". И мы сами как налогоплательщики и граждане, и государство, кажется, не просто осознали реальный размер проблемы и необходимость ее решения, но действительно начали ее решать.

В конце концов, в рунете можно прочитать много историй от людей, которые посещают Россию после долгого перерыва, где присутствует неподдельное удивление не только от неожиданно приличного качества дорог, но и от того, что полиция не берет взятки, врачи не вымогают "подарки", а устроить ребенка в детский садик можно без "подношений". Это значит, что если у нас еще и нет полного и окончательного решения коррупционного вопроса, но ситуация уже не так плоха, как может показаться, либо как нам хотели бы ее преподать.