Казахстан по коррупции перегнал Россию

На модерации Отложенный

Об очередных астрономических убытках сообщил НУХ «КазАгро» в финансовом отчете за 2018 год. В документе, опубликованном в начале мая, указан чистый убыток почти в 120 млрд тенге! Если сложить все финансовые показатели холдинга за 12 лет его существования, с 2006 по 2018 годы, общая сумма убытка превысит 320 млрд тенге. Все эти потери можно смело записать на счет Асылжана Мамытбекова, который сначала лично руководил холдингом (с 2008 по 2011г.), а позже контролировал его деятельность, будучи министром сельского хозяйства (2011 – 2016гг.) и ответственным секретарем МСХ РК (2018 – 2019гг.).

Финансы поют романсы

Осенью 2008 года сначала в парламенте, а затем и в правительстве выступил тогдашний министр сельского хозяйства РК Ахылбек Куришбаев с идеей создания аграрного банка, который бы выдавал льготные кредиты на 9 лет под 5% годовых, напоминает эксперт ИА «КазахЗерно.kz».

«Другого пути у нас нет», - отметил тогда министр.

Однако, в отрасли тогда вдруг появился такой человек, как Асылжан Мамытбеков, возглавив НУХ «КазАгро». И указал другой путь  - использование холдинга как посредника между государственной казной и аграрной отраслью. Того самого пути, который в итоге привел отрасль в тупик.

Основная претензия аграриев состоит в том, что для них бюджетные средства стоят слишком дорого (порядка 14% годовых), тогда как сам холдинг «КазАгро» получает их практически бесплатно, под 0,1 % годовых. То есть, вместо поддержки аграриев, холдинг на них просто зарабатывает.

Именно поэтому идея создания Аграрного банка в Казахстане, озвученная Ахылбеком Куришбаевым более 10 лет назад, периодически возвращается. Ведь предложенные бывшим министром 5% годовых так и осталась недостижимой мечтой крестьян.

В очередной раз тему подняли мажилисмены в запросе от 23 января 2019 года, обратившись с ней к премьер-министру РК и попросив правительство рассмотреть возможность создания единого отраслевого специализированного сельскохозяйственного банка с филиалами во всех сельских районах республики.

Однако и в этот раз ответ правительства оказался ожидаемо отрицательным. Причины, названные в ответе - высокая концентрация недиверсифицированных рисков, трудность привлечения депозитов населения, необходимость больших вложений со стороны государства.

При этом, глядя на финансовые показатели холдинга, хочется ответить чиновникам - хуже, чем при «КазАгро», не будет в любом случае!

ГРМ - гора родила мышь

Так кто он и откуда, этот Асылжан Мамытбеков? Первые его следы обнаруживаются в 1992-м, кода он пришел работать в Институт государства и права Академии наук. В 1998 отправился в Костанай в составе команды Умирзака Шукеева, занявшего пост акима Костанайской области. И в итоге, стал его замом.  

В 2004 дуэт аким-зам перебрался в амикат Астаны, а в 2006 г. - в акимат Южно-Казахстанской области. В 2007 оба вновь вернулись в столицу, где Шукеев стал вице-премьером, а Мамытбеков занял должность заместителя руководителя канцелярии премьер-министра.

Пришествие Мамытбекова в аграрную отрасль случилось в 2008г., когда он стал председателем правления национального управляющего холдинга «КазАгро». Эта структура была создана еще в 2006 году, объединив все государственные активы аграрной отрасли. Но на первых порах никакого интереса не представляла. И только в 2008 году в холдинг пришли первые серьезные деньги, 120 миллиардов тенге, выделенные из Нацфонда на поддержание аграрного сектора в период кризиса. И тут же Асылжан Мамытбеков оказался во главе этого лакомого кусочка.

Оценку деятельности холдинга (и его руководителя) дал Счетный комитет РК в мае 2010. 

Глава Счетного комитета Омархан Оксикбаев обратил внимание на главное:  внутри «КазАгро» появилась структура дочерних организаций, которые как пиявки «присосались» к антикризисным 120 миллиардам. Естественно, с нулевой отдачей.

Ревизия выявила следующие подробности:

«Не осуществляется качественная экспертиза кредитуемых проектов. Нарушаются сроки реализации инвестиционных проектов в связи с отсутствием надлежащего мониторинга и контроля за их реализацией. По состоянию на 1 января 2010 года, из 82 проектов, запланированных на 2009-2010 годы, фактически реализация начата только 20. Установлены факты предоставления кредитов аффилированным лицам. Средства облигационного займа, заимствованные у Национального фонда, конечным заемщикам - субъектам АПК выдавались по ставке 12% годовых. Между тем, на уровне нацхолдинга «КазАгро» ставка вознаграждения устанавливалась в размере 1,02%, а на уровне дочерних организаций - 6,98 процента».То есть, изначально Асылжан Мамытбеков взял курс на то, чтобы зарабатывать кредитный процент, а не использовать бюджетные средства в качестве рычага развития сельского хозяйства страны.

Дальше - больше трэша. 11 апреля 2011 года Асылжан Мамытбеков был назначен министром сельского хозяйства. Через восемь дней после этого Омирхан Оксикбаев озвучил новые факты по деятельности крупнейшей дочерней структуры холдинга «КазАгро», Аграрной кредитной корпорации:

«Счетный комитет подвел итоги контроля эффективности использования бюджетных средств, выделенных АО «Аграрная кредитная корпорация» на поддержку субъектов агропромышленного комплекса… Отмечено, что ожидаемые результаты республиканских бюджетных программ не достигнуты. При организации кредитования субъектов агропромышленного комплекса допущены нарушения законодательства на общую сумму 585,1 млн. тенге. Работа Корпорации по контролю за использованием кредитных средств организована неэффективно, что привело к увеличению просроченной задолженности по кредитованию сельскохозяйственных производственных кооперативов и несельскохозяйственных видов предпринимательской деятельности в сельской местности за 2009-2010 годы более чем в 22 раза. По итогам 2009 года Корпорацией допущен убыток на сумму 4 млрд 631,3 млн тенге. Неэффективно реализуются мероприятия государственной политики по формированию доступной системы кредитования.. Из полученных кредитных средств в сумме 10 млрд 955,7 млн тенге не реализованы проекты на сумму 5 млрд 635,6 млн тенге. Из подлежащих возврату кредитов по линии сельхозкооперативов в сумме 2 млрд 744,8 млн тенге Корпорацией истребовано только 384,7 млн тенге, или 14%. По состоянию на 1 января 2011 года числится просроченная задолженность, составляющая 86% от общего числа проектов. Действующий механизм субсидирования крестьянских хозяйств и частного сектора не способствует поддержке отечественных предприятий, занимающихся выпуском продукции с высокой добавочной стоимостью, принуждает их к продаже полуфабриката.»

И даже покинув должность председателя правления НУХ «КазАгро», Асылжан Мамытбеков сохранил все свое влияние на деятельность холдинга теперь уже как министр сельского хозяйства. Ведь именно он определял государственную политику поддержки АПК страны,  которая финансировалась из бюджета через дочерние структуры «КазАгро».

Насколько удачной была его деятельность?

Сначала вспомним, как в разные годы оценивал работу Асылжана Мамытбекова Президент РК Нурсултан Назарбаев:

«Сегодня мы должны констатировать то, что мои поручения по развитию продовольственного пояса Астаны фактически не выполнены. Выделяемых денег на сельское хозяйство было достаточно, чтобы сначала решить эту проблему вокруг города. Никто ничего не делает».

«Во всем мире сельское хозяйство не существует без отрыва от переработки. В Казахстане такая структура еще не выстроена. Это у нас традиционный, исторический недостаток. Мы что-то делаем, но цельной, конкретной работы министерство сельского хозяйства еще не проводит».

«Минсельхозу поручалось принять меры по переводу ветеринарии на международные стандарты. Он (министр) ставил этот вопрос и правильно делал. Без этого экспорта мяса качественно не может быть. На начало 2012 года из запланированных в прошлом году 126 ветеринарных лабораторий построено всего 27. Гора родила мышь в результате твоей работы». Кстати, сокращение от этой фразы Президента, ГРМ (гора родила мышь) накрепко прилипло к деятельности министра сельского хозяйства.

Похороненные деньги

Терпение Президента Казахстана закончилось в 2015 году, когда в очередном Послании народу Казахстана он констатировал, что холдинг «КазАгро» превратился в неэффективного посредника между бюджетом и банками:

«Всё это сопровождается раздутыми штатами и потреблением огромных бюджетных ресурсов и в то же время приводит к вытеснению частных инвестиций и инициативы», - отметил Президент РК.

Красноречивее всего слова Елбасы подтверждают цифры. Они говорят о том, что, начав с хоть какой-то прибыли, холдинг год за годом увязал в долгах, которые в итоге привели к астрономическим убыткам в сотни миллиардов тенге.

Итак, взглянем на консолидированную финансовую отчетность НУХ «КазАгро».

В эти годы Асылжан Мамытбеков был председателем правления холдинга:

2009 – убыток 12 млрд 31 млн тенге

2010 – доход 4 млрд 20 млн

Далее стал министром сельского хозяйства РК:

2011 – прибыль 4 млрд 75 млн тенге

2012 – прибыль 2 млрд 284 млн

2013 – прибыль 1 млрд 685 млн

2014 – прибыль 5 млрд 633 млн

2015 – убыток 99 млрд 324 млн тенге (это треть от уставного капитала, составлявшего в том году  287 млрд 817 млн)

2016 – прибыль 18 млрд 551 млн тенге

Весь период «правления» Мамытбекова холдинг «КазАгро» наращивал объем средств в кредитных учреждениях. Так, если в 2008 году их было 6 млрд 734 млн тенге, то дальше они стремительно росли.

2009 – 11 млрд 789 млн

2010 – 18 млрд  20 млн

2011 – 18 млрд 702 млн

2012 – 15 млрд 255 млн

2013 – 115 млрд 853 млн

2014 – 330 млрд  331 млн

2015 – 415 млрд  544 млн.

Кроме того, при Мамытбекове  холдинг «КазАгро» активно занимал за границей в валюте, выпуская евробонды.

К чему это привело, мы помним: после девальвации тенге 2015 года вся система рухнула, как карточный домик. Ведь долги автоматически выросли в два раза. И продолжали расти с каждым новым ослаблением тенге. Выплаты по выпущенным при Мамытбекове евробондам продолжались и после того, как он покинул пост министра. Лишь в конце 2018 года наконец-то были закрыты все валютные обязательства холдинга.

Но к тому моменту были зафиксированы новые астрономические убытки «КазАгро»: по итогам 2017 года – 126 млрд тенге, по итогам 2018  - 119 млрд.

Помимо валютных рисков, еще одной миной замедленного действия под устойчивостью холдинга «КазАгро» стали средства, активно размещаемые в банках второго уровня. Зачем? Давайте вспомним, что Мамытбеков не уставал повторять, что холдинг должен зарабатывать, словно бы забыв о миссии «КазАгро», его основной задаче, обозначенной при создании - финансирование развития АПК РК.

В итоге, когда банки «посыпались», они утащили с собой десятки миллиардов тенге: Казинвестбанк, Дельта банк, Банк RBK, Банк Астаны… Каким образом принимались решения о размещении средств холдинга в том или ином банке, остается только догадываться. Но подсказку нам может дать такой факт: именно, на теплую должность независимого директора в Банке Астаны Асылжан Мамытбеков ушел из кресла министра сельского хозяйства в 2016 году… Налицо близкие связи. 

В долгах как в шелках

При этом, конечно же, были в стране и те люди, кому деятельность холдинга «КазАгро» приносила баснословные доходы. Это была  узкая группа лиц, близких лично к Асылжану Мамытбекову. В их карманы шла львиная доля господдержки, тогда как основная масса крестьян сводила концы с концами. Способствовала этому сложнейшая и запутанная система распределения бюджетного пирога, которую Асылжан Мамытбеков придумывал сначала на посту главы «КазАгро», а потом и в министерском кресле. Целью было лишь одно - полный контроль над доступом к бюджетной кормушке. Всех «посторонних» просто топили в бумажной волоките.

Давайте оценим только одну грань безумного механизма, изобретенного Мамытбековым: субсидирование процентной ставки по кредитам, выдаваемым самими же структурам холдинга «КазАгро». То есть, получив от государства деньги практически бесплатно, тот же «КазАгроФинанс» оформляли лизинг под 14% годовых. Если вдруг фермер проявлял понятливость и делал «правильные вещи», он мог получить субсидирование этой ставки через фонд «Даму», в размере 7%. То есть, скостить себе половину стоимости кредита. Заманчивая перспектива, и сельчане были готовы идти на что угодно ради нее.

Вот только возникает простой вопрос: для чего было Минсельхозу городить весь этот огород, привлекать фонд «Даму» и разводить кучу бюрократии? Не проще было бы сразу оформлять лизинг под 7%?!

Да, проще. Но в том-то и дело, что Мамытбеков не искал простых путей. Они искал выгоды - для себя и для тех приближенных.

Кто эти счастливчики, компетентным органам при желании выяснить очень просто - нужно просто посмотреть список основных получателей бюджетных средств, выделяемых на поддержку АПК.

Напомним, что разрабатывая  Государственную программу развития АПК РК на 2017-2021 годы, команда Аскара Мырзахметова (сменившая команду Мамытбекова в 2016 году) провела анализ и выяснила: в 2015 году через структуры холдинга «КазАгро» было выдано 203 млрд. тенге для 15 тыс. заемщиков. При этом, 50% прямого финансирования пришлось на 1% заемщиков!

То есть, за пять лет Мамытбекова на посту министра был сформирован целый пласт близких к власти «аграриев», в чьи карманы и текли бюджетные потоки. Эдакие олигархи от сельского хозяйства, богатеющие за счет господдержки, но не за счет грамотной работы. Итогом такого подхода стали всем известные проблемы зерновых холдингов, копивших долги, пока их владельцы копили баснословные состояния.

Закончилось все тем, что разруливать ситуацию пришлось все тому же Аскару Мырзахметову, сменившему Мамытбекова на посту министра. В феврале 2017 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев высказал своё мнение по поводу больших долгов аграрных холдингов страны и поручил новому министру сельского хозяйства решить проблему.

«До 1 марта совместно с акимами трёх зерновых регионов выработать согласованное решение по проблемным агрохолдингам. Что будем с ними делать? В долгах как в шелках. Как дальше они будут работать? Что должны мы сделать? Рассмотрите этот вопрос и примите меры», - поручил Президент РК Аскару Мырзахметову. Вскоре холдинги перешли в управление новым менеджерам, которым пока еще не удалось решить всех этих многомиллионных (в долларах) проблем.

Кстати, Елбасы в свое время давал поручение и по поводу судьбы холдинга «КазАгро» - провести приватизацию его «дочек», создав конкурентную среду в тех сферах, которые они занимают. В том числе, лизинг сельхозтехники, кредитование проектов и полевых работ, экспорт сельхозпродукции и так далее. Но монстр оказался неуязвим - холдинг существует по сей день. И по-прежнему сосет деньги из бюджета. Причем, с каждым годом их объем увеличивается.

В разрезе общего республиканского бюджета, доля сельского хозяйства выросла с 2,5% в 2001 году до 6,5% в 2005 году. В период с 2006 по 2015 годы рост составил еще 5%, в 2016 году - 4%.

Но, несмотря на такое мощное увеличение финансирования, доля сельского хозяйства в ВВП страны за период 2008 - 2016 годы (время работы Асылжана Мамытбекова сначала во главе холдинга «КазАгро», а потом Минсельхоза) неуклонно снижалась. Если в 2008 году она равнялась 8,7 %, то к 2016 году снизилась до 5,6%. Падение - на 3,1%, при том, что финансирование выросло в разы! Этот показатель одним только «неполным служебным соответствием» (вынесенным Мамытбекову в 2016 году Президентом РК) не объяснить. Дело тут явно нечисто и давно просит расследования компетентных органов. Ведь бюджетные деньги растворяются без всякой пользы стране. 

Прожорливые «дочки»

Тем временем, падение доли сельхозотрасли в ВВП страны продолжается - на старых дрожжах, погретых возвращением Мамытбеков в Минсельхоз уже в качестве ответственного секретаря. В итоге, 2018 год обновил минимумы.

Так что, не удивительно, что вопрос о необходимости существования холдинга «КазАгро» возникает постоянно. В очередной раз его поставили мажилисмены в середине апреля. Депутат нижней палаты парламента Роман Ким на заседании по доступности финансирования субъектов АПК обратил внимание на неэффективность квазигосударственного монстра. 

Депутат привел сравнение производительности труда в сельском хозяйстве Казахстан и России (где, кстати, успешно работает специализированный аграрный банк – Россельхозбанк, показавший по итогам 2018 года прибыль в 1,5 млрд рублей). Так вот, производительность труда в казахстанском АПК составляет $4,5 тыс. на каждого работающего, в российском - в 4,5 раза выше, порядка $24 тыс. И один из оснонвых болезненных вопросов для сельчан Казахстан - это доступность финансирования, которую должен был обеспечивать холдинг «КазАгро», но так и не сделал этого.

«На мой взгляд, самая большая проблема в самой структуре «КазАгро». Создается такое впечатление, что холдинг ориентируется только на себя и старается только ради себя – для получения прибыли. Они просто размещают деньги, выделенные государством, в банках второго уровня, и получают доход за счет процентов», - сказал Ким.

И конечно, при таком подходе не выполняется миссии холдинга – повышение роли АПК в экономике страны и увеличения производительности труда. Не удивительно, что на сегодня доля сельского хозяйства в общем объеме ВВП страны составляет всего 4,7%. Тогда как в прежние времена она превышала 25%!

Одну из проблем мажилисмен видит также в неверных акцентах, которым с подачи Минсельхоза РК руководствуется «КазАгро» при финансировании проектов. В результате, деньги опять уходят не в то русло, которое бы принесло реальную пользу развитию сельского хозяйства. Пример тому - набивший оскомину мясной «прожект».

«Мы выезжаем в регионы и видим там откормочные комплексы, на которые были потрачены миллиарды. Но при этом, мясоперерабатывающие предприятия, которые построили без учета обеспеченности сырьем, загружены всего на 36 - 40 процентов», - резюмировал Роман Ким.

Мажилисмен обратил внимание на то, что холдинг «КазАгро» имеет семь (!) дочерних организаций. Это Аграрная кредитная корпорация, КазАгроФинанс, ҚазАгроӨнім, Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства, Казагромаркетинг, КазАгроГарант, Продовольственная контрактная корпорация. При этом, никто не может объяснить, для чего была создана такая огромная неуклюжая структура, и чем конкретно каждая из компаний занимается - кроме «прокручивания» бюджетных денге. При этом, казенные средства, заходя в «КазАгро» почти бесплатно, выходят уже очень дорогими. Что сам холдинг объясняет необходимостью компенсировать риски.  А на самом деле содержит штат прожорливых бездельников числом более 2 тыс. человек, административные расходы которого выливаются в миллиарды

«Если бы они еще эффективно использовали государственные деньги, то ладно. Но ведь никакого результата нет!» - подчеркнул депутат. И поставил вопрос о том, существует ли в принципе целесообразность в сохранении холдинга «КазАгро». 

Вопрос справедливый и давно назревший, ведь на протяжении всей своей многолетней истории холдинг нес агропромышленному комплексу лишь убытки. И неплохо было бы правоохранителям провести расследование и ответить на принципиальный вопрос: создатель этой ущербной системы – дурак или вор?