Императоп Юлиан - "Чем вам не угодили наши Боги, что вы переметнулись к иудеям?"
На модерации
Отложенный
"Мне кажется правильным изложить перед всеми людьми те доводы, которые убедили меня, что коварное учение галилеян (христиан-иудеев) - вымысел людей, злостно придуманный.
Не заключая в себе ничего божественного, используя склонную к вымыслам детскую, неразумную часть души, оно придало выдумкам видимость истины…
Христиане говорят, что они отличаются от нынешних иудеев, но что именно они - истинные израильтяне, в согласии с (еврейскими) пророками, и что они больше всех следуют Моисею и последовавшим за ним в Иудее пророкам…
Бог у них говорит о сотворении Адама, а затем о создании для него жены. "Нехорошо быть человеку одному, создадим ему помощника, соответственного ему." а она вообще оказалась ему вовсе не помощницей, а явилась причиной, что и он, и она сама были выброшены из рая.
Это, конечно, совершенно глупо.
Разве мыслимо, чтобы бог не знал, что создаваемая им помощница послужит получившему ее не во благо, а во зло?...
А то, что их иудейский бог запретил созданным им людям познание добра и зла, разве это не верх нелепости? Ведь что может быть глупее, чем не уметь различать добро и зло? Ведь такой человек, очевидно, не будет избегать дурного и стремиться к хорошему.
А главное - их бог запретил человеку пользоваться рассудком; ведь, что различение добра и зла - дело рассудка, ясно и дураку…
(так же подобное у Цельса про христиан : "... не хотят ни давать, ни получать объяснения насчет того, во что веруют. Они отделываются (фразами вроде): "не испытывай, а веруй", "вера твоя спасет тебя"; (ср. Мф., 9:22) они говорят: "мудрость в мире - зло, а глупость - благо" (ср. 1 Кор., 3:19) ")
Вдобавок (их) бога надо признать завистливым; в самом деле, когда он увидел, что человек обрел рассудок, то, чтоб он не вкусил, как говорит бог, от древа жизни, он изгнал его из рая, так-таки прямо заявив: "Вот Адам стал, как один из нас, зная добро и зло; а теперь, может быть, он прострет руку и возьмет также от древа жизни и вкусит и станет жить вечно". (И выслал его господь бог из сада Эдемского.)
...О богах, которые были до сотворения мира, Моисей вообще ничего не говорит, и даже о существе ангелов он ничего не решился сказать; он во многих местах часто говорит, что они славят бога, но рождены ли они от него, не созданы ли они одним богом, а приставлены славить другого или как-нибудь иначе - ничего не указано…
При этом Моисей ничего не решился сказать о происхождении или сотворении самого духа; он только говорит: "И дух божий носился над поверхностью воды"; а изначален ли он или рожден - этого он не разъясняет нисколько.
"Вначале сотворил бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над поверхностью бездны, и дух божий носился над поверхностью воды. И сказал бог: "Да будет свет", и стал свет. И увидел бог свет, что хорош….".
При этом Моисей не говорит, что бездна, тьма и вода созданы богом.
К тому же он не упоминает ни о происхождении, ни о сотворении ангелов, ни о том, каким образом они были обольщены, а говорит только о материальном, касающемся неба и земли.
Таким образом бестелесного (их) бог ничего не создал, а лишь упорядочил (уже) существовавшую до того материю. Ведь слова "земля же была безвидна и пуста" означают не что иное, как то, что жидкое и твердое вещество у него - материя, а бога он выводит лишь как организатора ее….
Итак, поскольку Моисей, очевидно, не разобрал всего относящегося к подобающему Творцу этого мира, сопоставим между собой мнение евреев и наших предков насчет наций.
Моисей говорит, что "создатель мира" избрал еврейский народ, заботится только о нем, только о нем думает, ему одному отдал свою заботу; об остальных же народах он и не вспоминает, как бы они ни жили и каким богам ни поклонялись; можно разве только допустить, что он позволил им пользоваться солнцем и луной. Но об этом ниже.
Пока я покажу, что он сам (Моисей) называет его богом только Израиля и Иудеи, а евреев - избранниками, то же говорят бывшие после него пророки, и Иисус Назорей, и даже превзошедший всех когда-либо и где-либо живших шарлатанов и обманщиков Павел.
Послушаем их речи и прежде всего Моисея: "И сказал фараону: Израиль первенец мой. Я сказал тебе: отпусти народ мой, чтобы он совершил мне служение. Ты же не захотел отпустить его". Исх., 4:23;
(цитаты из Библии даны Юлианом неточно, но по смыслу верно.)
И несколько дальше: "И говорит ему: бог евреев явился к нам. Мы хотели бы пойти в пустыню на три дня пути, чтобы принести жертву господубогу нашему".
И ниже опять в таком роде: "Господь бог евреев послал меня к тебе сказать: отпусти народ мой, чтобы он совершил мне служение в пустыне"... Исх., 5:3; 7:16.
А что бог с самого начала заботился только о евреях и что это был его излюбленный участок, говорят не только Моисей и Иисус, но, очевидно, и Павел.
Как полипы в соответствии со скалами меняют окраску, так он в зависимости от случая - меняет свое учение о боге; то он настаивает на том, что только иудеи - удел бога, то он, убеждая эллинов присоединиться к нему, говорит: "Бог есть не только бог иудеев, но и язычников; конечно, и язычников". Рим., 3:39.
Уместно поэтому спросить Павла: если то был бог не только евреев, но и язычников, чего ради он послал евреям обильную пророческую «благодать», и Моисея, и помазание, и пророков, и закон, и чудеса, и «чудесные мифы»?
Под конец он и Иисуса к ним послал, а к нам - ни пророка, ни помазания, ни учителя, ни вестника предстоящей попозже и нам некогда "милости" от него.
Итак, в течение десятков тысяч лет он не обращал внимания,
что ВСЕ ЛЮДИ, пребывая в таком "невежестве", поклоняются, как вы выражаетесь, "идолам", причем ВСЕ (люди на земле) - от востока до запада и от севера до юга, - за исключением небольшого племени, живущего неполных две тысячи лет в уголке Палестины.
Если он бог всех нас и творец всего, почему он на нас не обращал внимания?
Приходится думать потому, что бог евреев в действительности не творец всего мира и не властвует над вселенной,
но что он ограничен и властью он, надо полагать, обладает ограниченной…
(т.е. обладает властью только над евреями и только над землей Израиля, будучи всего лишь еврейским племенным божком.
И после этого мы еще будем прислушиваться к вам, что бога вселенной вы или кто-то из вашего корня - вообразил себе до тонкости?
А теперь посмотрите опять-таки, что у нас (эллинов) говорят об этом.
Что понятие о боге у человека не приобретено учением, а присуще ему по природе, доказывается тем, что у всех людей и в частности и в общественной жизни, у каждого человека и у каждого народа существует тяга к божественному.
Наряду с этим общим для всех людей понятием есть еще одно: мы все как-то стихийно до такой степени привязаны к небу и к являющимся на нем Богам, что, если даже кто-нибудь почитает другого бога помимо этих, он обязательно отводит ему жилище на небе; он не удаляет его с земли, но, посадив царя вселенной как бы на самое почетное место в мире, думает, что тот сверху взирает на земные дела.
Нет никого, кто не простирал бы руки к небу, когда молится или клянется богом либо богами;
вообще, когда у человека является мысль о божественном, он устремляется к небу.
И это вполне естественно.
Наши предки говорят, что Творец - общий Отец и Владыка всего, и прочие народы распределены им между богами народов и городов, и каждый управляет своей долей, как ему свойственно.
Но в Отце все совершенно и все едино, а частичные божества обладают каждый другой силой... и сообразно с характером того или иного бога управляемые ими народы следуют им.
И если опыт не подтверждает наших представлений, мы признаем, что наша теория - выдумка и лишена достоверности, и будем хвалить вашу.
Если же, напротив, опыт от века подтверждает то, что мы говорим, а в ваших рассуждениях нигде нет ничего складного, что же вы цепляетесь за свои претензии на преимущество?
Пусть мне скажут, почему кельты и германцы храбры, эллины и римляне обычно - обходительны и гуманны, будучи вместе с тем непреклонными и воинственными, египтяне - более смышленый и склонный к искусствам народ, сирийцы невоинственные, изнеженные и вместе с тем умные, горячие, легкомысленные и понятливые люди.
Если не видеть никакой причины такого различия между народами и утверждать, что оно скорее дело случая, то как можно в таком случае верить, что провидение управляет миром?
Откуда же у народов различия в нравах и законах?
Моисей приводит (лишь) совершенно баснословную причину различия в языках. Он говорит, что сыны человеческие, собравшись вместе, захотели построить город, а в нем большую башню; но бог сказал, что надо сойти и смешать их языки.
А чтобы не подумали, что я клевещу, прочтем подряд, что сказано в книгах Моисеевых:
"И сказали они: ну, построим себе город и башню, а вершина ее до небес; и сделаем себе памятник, чтоб нам не рассеяться по лицу всей земли.
И сошел господь посмотреть город и башню, которую строили сыны человеческие.
И сказал господь: вот один народ, и один язык у всех; и вот что они начали делать, и теперь не будет для них затруднения ни в чем, что они задумали бы делать. Сойдем же и смешаем там их язык так, чтобы один не понимал другого.
И рассеял их господь по лицу всей земли, и они перестали строить город и башню".
Так вот вы хотите, чтобы мы верили подобным вещам, а вы не верите тому, что Гомер говорит об Алоадах (братья полубоги-гиганты),что они вознамерились взгромоздить три горы одну на другую, чтобы приступом небо взять…
Вы же, признавая первое, на каком основании, ради бога, отвергаете сказание Гомера?
И вот вы, принимая такую явную басню за истину, приписав богу, что он испугался, как бы люди на него не покусились, и ради этого спустился и смешал их языки, вы после этого еще смеете хвалиться, что познали бога!
А что касается различия в нравах и обычаях, то ни Моисей и никто другой этого не разъяснил.
А ведь различие в национальных обычаях и законах среди людей вообще больше, чем разница в языке.
...Но если эти более важные и ценные свойства создаются без божественного провидения (еврейского бога), чего же мы напрасно хлопочем и поклоняемся тому, кто ни о чем не промыслит?
Имеет ли право на наше уважение тот (бог), кто не печется ни об образе жизни, ни о нравах, ни об обычаях, ни об установлении законного порядка и государственности?
Решительно нет.
Поэтому, если иудейский бог пренебрег нашими душевными свойствами, да и о материальном нашем снаряжении не позаботился, не послал нам учителей и законодателей, как евреям, согласно Моисею и последующим пророкам, - то за что нам его благословлять?...
А ведь и нам Бог дал тех Богов, которых вы не знаете, и добрых покровителей, - не хуже того, которого чтут с древних времен у евреев, покровителя Иудеи, - о которой ему единственно и досталось заботиться.
Как мы уже говорили, если различия в законах и нравах создали не национальный бог каждого народа, не ангел и демон, находящиеся под его началом, и не особое свойство душ подчиняться и покоряться лучшим,- то пусть мне укажут, кто же другой и как породил это?
Для этого недостаточно ведь утверждать: "Бог сказал, и стало"; надо еще, чтобы природа творения не противоречила приказаниям бога….
…
Зачем я, не желая распространяться об этом, столько наговорил?
Чтоб показать, что если считать надлежащим творцом вселенной того, о ком возвестил Моисей, то мы (эллины) имеем о нем (т.е. о Творце Вселенной) лучшее мнение, считая его всеобщим владыкой всего и признавая, кроме того, национальных богов, Ему подчиненных,являющихся как бы наместниками Царя, причем все они по-разному осуществляют свою задачу.
И мы Его не ставим в положение соперника поставленных Им богов...
(Еврейское писание противопоставляет еврейского бога и богов других народов.Требует уничтожения культа других богов, их храмов и изображений).
...Удивления достоин закон Моисея (тут у Юлиана саркастически), его знаменитое десятисловие: "не укради, не убий, не лжесвидетельствуй". Впрочем, выпишем все заповеди его собственными словами, как они записаны, по его словам, самим богом:
"Я - господь бог твой, который вывел тебя из Египта"; (Исх., 20:2 сл)
затем вторая заповедь: "да не будет у тебя других богов кроме меня; не делай себе кумира"; к этому указывается и основание: "потому что я господь бог твой, бог-ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего поколения".
"Не произноси имени господа бога твоего напрасно". "Помни день субботний". "Чти отца твоего и мать". "Не прелюбодействуй". "Не убий". "Не укради". "Не произноси ложного свидетельства". "Не желай принадлежащего ближнему твоему".
Да есть ли такой народ, который не считал бы необходимым соблюдать все эти заповеди, за исключением "не поклоняйся другим богам" и "помни день субботний"?
ВСЮДУ установлены наказания за нарушение их - в одних местах более суровые, в других такие же, какие установлены Моисеем, кое-где и более мягкие.
Но заповедь "не поклоняйся другим богам" заключает в себе немалую клевету на бога.
"Ибо я бог - ревнитель", говорит он;...
Что же, если человек ревнив и завистлив, ты его порицаешь, а когда бог оказывается завистником, ты это прославляешь?
Ведь если он ревнив, то, значит, все боги пользуются почитанием и все прочие народы почитают богов - вопреки его воле.
Так почему же он не воспротивился, будучи столь ревнивым (завистливым) и не желая, чтобы почитали других богов, а только его?
Что же, или он не в силах был?
Истинный Бог заботился не только об евреях, но и о всех народах, но евреям Он не дал ничего важного, великого, а нам - гораздо лучшее и отличное, вы можете усмотреть из нижеследующего…
Разве дал Он вам начало знания и философскую образованность?
И в чем это выразилось?
Наука о небесных явлениях получила развитие у эллинов, а первые наблюдения сделаны в Вавилоне.
Геометрия достигла высокого развития, возникши из размежевания земель в Египте. Арифметика, которой положили начало финикийские купцы, стала у эллинов образцом науки.
Эллины сочетали эти три дисциплины с музыкальной ритмикой, соединив астрономию с геометрией и к ним обеим приложив науку о числах и их гармонии...
Надо ли перечислять отдельно всех людей и все их достижения?
Надо ли называть таких людей, как Платон, Сократ, Аристид, Кимон, Фалес, Ликург, Агесилай, Архидам, или, лучше, ряд философов, полководцев, строителей, законодателей?
Можно убедиться, что даже самые дурные и бесчестные из (наших) вождей гораздо мягче относились к обидчикам, чем Моисей к невинным.
О каком мне царстве (в первую очередь) говорить? Говорить ли о Персее, или об Эаке, или о Миносе Критском, который очистил море от пиратов, изгнав и оттеснив варваров до Сирии и Сицилии,
А когда после его (Рима) основания возникли многие войны, Рим всюду одерживал верх, всегда побеждал; сильно благодаря этому разросшись, Рим нуждался в более прочной безопасности; тогда Зевс дал ему мудрейшего (царя) Нуму, того самого прекрасного Нуму, который проводил время в безлюдных рощах, общаясь с богом в чистых размышлениях о нем...
...Таким образом, Зевс дал городу (Риму) эти законы, людям воздержным и вдохновенным, через Сивиллу и других пророков, бывших в то время, на родном языке.
И вот, жалкие вы люди….вы отказываетесь поклоняться Ему и чтить Его, а поклоняетесь дереву креста, делая его знамение на лбу и вырезывая его на жилищах.
Не следует ли ненавидеть разумных среди ваших последователей и жалеть глупых за то,
что они дошли до такого падения и, отвернувшись от Вечных Богов, обратились к еврейскому Трупу?
А сколько вы потом еще придумали, прибавив к старому трупу свежие трупы! (т.е. к почитанию трупа Иисуса прибавили культ трупов-мощей.)
Можно ли достойным образом оценить эту мерзость? Вы все заполнили могилами и гробницами… вы на них призываете бога.
-------------------------------
(Христианские церкви строились на могилах и это происходит до сих пор - при закладке церквей в основание обязательно кладут кусок трупа ("мощей").
---------------------------------------
Какими же такими дарами своего бога могут похвастать евреи, что вы переметнулись от нас и следуете за ними?
Если бы вы держались их учения, вы бы не были окончательно несчастны; вам было бы хуже, чем раньше, когда вы были с нами, но все же ваше положение было бы сносно и терпимо.
Находясь под властью жестоких, суровых и в значительной мере диких и варварских (еврейских) законов, вместо наших мягких и человеколюбивых, вы бы в прочих отношениях были хуже, но ваш культ был бы чище и безупречнее.
А теперь вы, как пиявки, отсосали оттуда ( у евреев) испорченную кровь, а более чистую им оставили.
... вы подражаете их (евреев) гневу и суровости, (подобно им) разрушаете (наши) храмы и жертвенники и убиваете не только тех из наших, которые остаются верны религии наших отцов, но и принадлежащих к вашему же заблуждению еретиков, которые оплакивают (еврейский) труп не таким же самым образом, как вы сами.
Вы (христиане) - привержены низшим силам, которые безошибочно можно назвать демонами!
Не знаю, откуда на меня как бы вдохновение нашло, когда я выступил и сказал,
что "Чем вам не угодили наши Боги, что вы переметнулись к иудеям?"
Не тем ли, что Боги Рима дали нам властвовать (над миром и иудеями), иудеев же Боги освободили только на короткое время, но всегда делали их рабами эллинов и пришельцами?
Посмотри на Авраама: разве не был он пришельцем на чужбине?
Разве Яков не был рабом сначала у сирийцев, потом у филистимлян, а на старости у египтян?
Не говорит ли Моисей, что выведет их из Египта, из дома рабства, простертой рукой?
Поселившись в Палестине, они изменили свою участь не прочнее, чем, как говорят наблюдатели, хамелеон - цвет кожи, то покоряясь своим судьям, то пребывая в рабстве у чужеземцев...
А теперь ответьте мне на следующее: что лучше - быть постоянно свободным и властвовать над большей частью земли и моря или быть рабом и жить по чужой указке?
Не найдется такого бесстыдника, который предпочел бы второе.
(ср. у Цельса о христианах : "...если иудеи так защищают свой собственный (родной) закон, то их за это нечего презирать; скорее заслуживают презрения те, которые отказываются от своей родной веры и примыкают к (чужой) иудейской". (с)
Ср. так же распространенное у христиан самонаименование "раб божий". Какого же именно бога он раб? Он добровольный раб бога евреев, а через него - он раб и самих евреев.)
А на войне одержать победу хуже, чем потерпеть поражение?
Нет такого глупца, который бы так думал.
А если это так, то назовите мне у евреев одного такого полководца, как Александр, как Юлий Цезарь.
Нет у вас такого!
А в отношении гражданского законодательства, характера суда, управления городами, красоты, успехов науки, развития свободных искусств - разве евреи не являются жалкими варварами?
Существовала ли у евреев медицинская школа, как у эллинов школа Гиппократа и других?
Разве можно сравнить "мудрейшего" Соломона с эллинами Фокилидом, Феогнидом или Исократом?
Если сравнить притчи Соломона с изречениями Исократа, ты убедишься, я уверен, что сын Феодора выше "мудрейшего" царя...
Зачем же вы присасываетесь к эллинской науке, раз для вас достаточно чтения вашего Писания?
...Ведь благодаря нашей науке всякий из вас, кто имеет благородные задатки, отступается от своей нечестивости;
и у кого сохранилась хоть капля дарования, тот тем скорее отказывается от вашей нечестивой религии.
Но вы и сами, как мне кажется, знаете, что разница между вашими писаниями и нашими - в смысле знания - не в вашу пользу, что от ваших писаний никто не может стать порядочным человеком, а от наших - человек делается лучше самого себя, даже если он был во всех отношениях бездарным.
А кто по природе талантлив и к тому еще получил образование у нас, тот становится для людей Даром Богов, человеком, разжегшим Светоч Знания, совершенствующим государственный строй... в качестве полководца он поражает многих врагов в героических походах на суше и на море.
Это можно точно доказать: соберите всех ваших детей и заставьте их изучать (только ваше) Писание; и если, выросши и став мужчинами, они окажутся чем-нибудь более достойным, чем рабы, то скажите, что я болтун и безумец."
Комментарии
- Ну вот и хорошо, что вы сами предупредили : отныне галияне, явные враги наши, не должны занимать высших должностей в Империи, особенно военных. Справедливо ли, чтобы суд римским законам творили ученики Того. Кто сказал :"не судите. да не судимы будете " или чтобы христиане принимали от нас меч для охраны империи, когда Учитель предостерегает :"взявший меч- от меча и погибнет", а в другом месте столь же ясно :"не противься злому насилием !"
Вот почему, заботясь о спасении душ галилейских, отнимем у них и римский суд, и римский меч,да вступят они, с тем большей легкостью, беззащитные и безоружные, чуждые всего земного, в Царствие Небесное !..
"Смерть богов " Дмитрий Мережковский