Соловецкие юнги

25 мая 1942 г. народный комиссар Военно-Морского Флота адмирал Н. Г. Кузнецов подписал приказ о создании школы юнг на Соловецких островах на Белом море.
Флот Советского Союза в это тяжёлое для страны время остро нуждался в квалифицированных специалистах: боцманах, рулевых, радистах, мотористах, торпедных и артиллерийских электриках и т.д.
Еще в сентябре 1941 г. был блокирован Ленинград, тогда же начались ожесточённые бои за Севастополь, обстановка на Балтийском и Чёрном морях была тяжёлой. Поэтому базой обучения будущих и действующих военных моряков для всех советских флотов стал Учебный отряд Северного флота, располагавшийся на о. Большой Соловецкий в Белом море.
Именно при этом Учебном отряде и была сформирована Соловецкая школа юнг. Как говорилось в официальном приказе: «в целях создания кадров будущих специалистов флота высокой квалификации, требующих длительного обучения…». Юнги обучались в школе 12 месяцев, по её окончании они отправлялись служить в действующий флот, где по достижении совершеннолетия зачислялись в кадровый состав.
Широкого оповещения о наборе в школу не давалось, так как опасались излишнего энтузиазма среди юношей, самовольных побегов на флот. А ведь очень многие подростки были заняты тогда в тылу: работали на заводах, участвовали в тушении пожаров после ночных авианалётов и т.д. Конечно, было много и беспризорников, потерявших родителей на войне или вышедших лесами с оккупированных территорий. Поэтому набор производился по специальной разнарядке ЦК ВЛКСМ в г. Москве и еще восьми областях. Всего планировалось набрать 1,5 тыс. юношей 14-15 лет, имевших 6-7 классов образования.

Несмотря на все меры «секретности» желающих было очень много, конкурс был довольно велик. Но, к сожалению, на местах довольно нерадиво отнеслись к отбору кандидатов, поэтому уже на сборном пункте в Архангельске, да и по прибытию на Соловки, часть подростков отсеивалась по различным причинам: из-за недостаточности образования, по биометрическим показателям или здоровью. В 1942 г. пришлось даже в срочном порядке проводить донабор кандидатов в Архангельске и Молотовске (ныне г. Северодвинск). Самым большим набором стал последний, третий (1944-1945 гг.) — 1 тыс. 428 человек, а самым маленьким — второй (1943-1944 гг.) — 1,3 тыс. человек.
Тяжелее всего пришлось юнгам первого набора, так как материальной базы для школы ещё не было, и ребятам пришлось её создавать самим: они отремонтировали старое, полуразрушенное здание церкви, каменный корпус и бывшую деревянную гостиницу для богомольцев в д. Савватьево, которая располагалась в нескольких километрах от соловецкого кремля. Эти здания были отведены под учебные корпуса. Жить юнги должны были в землянках, но и их надо было сначала построить, а до этого момента они ночевали в палатках, все остальное время проводили на свежем воздухе.
Надо сказать, что юнги стойко переносили все испытания. Ходили в наряды, заставы. Строго следовали уставу. Учились прилежно, несмотря на то, что иногда на целый класс приходился всего один учебник.
В школе был подобран замечательный преподавательский состав — это были опытные военные моряки, как правило, имевшие уже опыт педагогической работы. Из 65 человек преподавателей 27 имели высшее образование, 4 — неоконченное высшее, 22 — среднее специальное, 12 — среднее образование. Они очень много сделали для материального оснащения учебного процесса: ими были смонтированы и оборудованы кабинеты радиоаппаратуры, военно-морского дела, мореходных инструментов и т.д.
Но в первую очередь они подготовили три выпуска высококвалифицированных специалистов для советского военного флота.
Помимо изучения специальности и обучения военно-морскому делу в образовании юнг много внимания уделялось общеобразовательным предметам и политподготовке. Постоянно велась работа по военно-патриотическому воспитанию будущих моряков.
При всей тяжести учебной нагрузки и быта ребята находили время и для занятий спортом и творчеством. Например, летом 1944 г. юнги в соревновании с взрослыми завоевали первенство по баскетболу, волейболу, метанию диска, копья, бегу на 5 км. А концерт под девизом «Ленинград», подготовленный юнгами, был очень популярен на Соловках.
Всего за 1942-1945 гг. в школе юнг было подготовлено 4 тыс. 111 специалистов: 946 радистов, 717 мотористов торпедных катеров, 534 электрика надводных кораблей, 411 боцманов надводных кораблей, 139 торпедных электриков и т.д. На действующем флоте выпускники школы юнг блестяще себя зарекомендовали. В своих воспоминаниях юнга Л Пшеничко, после обучения попавший на службу в Дунайскую флотилию, пишет: «командир, узнав, что мы являемся неплохими специалистами, заставил нас проводить занятия с матросами — на корабле служили матросы, которые воевали, но нигде не учились». И ребята 15-16 лет проводили занятия по обучению морскому делу для взрослых 30-ти и 40-летних матросов.
Многие выпускники были награждены боевыми наградами, некоторые за проявленный героизм получили ордена Красного знамени и Красной звезды, а Владимир Григорьевич Моисеенко за подрыв 8 японских дзотов и блиндажей был удостоен звания Героя Советского Союза. Помимо электрика В. Моисеенко это высокое звание было присуждено еще 5 соловецким юнгам.
Юнги проявили себя не только на полях сражений, но и в мирной послевоенной жизни. У всех на слуху имя выпускника Соловецкой школы юнг, известного писателя Валентина Пикуля. Одна из его повестей — «Мальчики с бантиками» — как раз посвящена этой странице его биографии. Литературное наследие Виталия Гузанова также тесно связано с историей школы юнг. Борис Штоколов, народный артист СССР и лауреат Государственной премии СССР, стал известным советским и российским оперным певцом. Николай Осокин дослужился до капитана первого ранга, а, выйдя в отставку, возглавил Музей Соловецкой школы юнг Северного флота.
Память о школе соловецких юнг сохранилась не только в литературе. В 1974 г. состоялась премьера фильма «Юнга Северного флота» (реж. Владимир Роговой), основанного на сюжетах автобиографических книг В Пикуля и В. Гузанова. Соловецким юнгам установлены памятники на о. Большой Соловецкий возле соловецкого кремля, в Архангельске — на набережной Северной Двины, недалеко от Вечного огня, в Москве — на площади Соловецких юнг.

История школы юнг Северного морского флота — одна из многочисленных, но очень ярких и значимых страниц истории Великой Отечественной войны. Выпускники этой школы внесли свой ценный вклад в дело победы, а преподаватели многому их научили и воспитали из них настоящих военных моряков.
Материал предоставлен Библиотекой гуманитарной и естественнонаучной литературы С(А)ФУ им. М. В. Ломоносова.
Комментарии
Юнга лидера эсминцев «Ташкент» Боря Кулешин.
БлагоДарю, Алёнка, за напоминание.))
Розенберг была его фамилия. Хороший был мужик. Светлая ему память.
Комментарий удален модератором
Такая сталь выдерживает любые нагрузки, но... ржавчины боится! А её сейчас с избытком...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Спасибо!