Война на западе, дружба на востоке

По мере усиления геостратегического соперничества с Вашингтоном Пекин наращивает усилия по поиску поддержки со стороны региональных и глобальных игроков, таких как Россия и страны Центральной Азии.

Ожидается, что в следующем месяце председатель КНР Си Цзиньпин встретится с Владимиром Путиным во время визита в Россию для выступления на Петербургском международном экономическом форуме.

Это проходит на фоне усиления конкуренции между Китаем и США сразу на нескольких фронтах, куда входит торговля и технологии, вопросы Южно-Китайского моря и Арктики. В случае с Арктикой, критику Вашингтона вызывает партнерство Пекина и Москвы – финансирование и строительство портов, причалов и ледоколов у берегов России.

По мнению наблюдателей, учитывая сближение Китая и России, можно ожидать, что во время готовящейся встречи страны будут пытаться скоординировать национальные стратегии по целому ряду вопросов, в том числе связанным с Венесуэлой, Северной Кореей, ядерным оружием и контролем над вооружениями. С момента прихода на пост в 2013 году Си Цзиньпин встречался с Путиным чаще, чем с лидером любой другой державы.

Китай и Россия также будут стремиться укрепить экономические связи. В прошлом году объем двусторонней торговли достиг 108 млрд.

долларов США, что значительно ниже целевого показателя, установленного в 2011 году Ху Цзиньтао, предшественником Си на посту председателя КНР. Бывший лидер страны прогнозировал, что к 2020 году объем двусторонней торговли достигнет уровня 200 млрд. долл. США. На современном этапе в двусторонней торговле России и Китая доминирует китайский импорт газа и нефти.

Учитывая эскалацию торговой войны с Вашингтоном, Китай будет стремиться диверсифицировать свои инвестиции и рынки, направив их в другие части мира, в особенности в Россию и Европу.

В настоящее время Китай придерживается очень осторожного подхода к США, стараясь избежать усиления конфронтации и дальнейшего обострения ситуации. Для Китая важно продемонстрировать, что у него есть надежный друг – Россия, но это не стоит делать совершенно провокационным образом. Пекин и Москва также будут стремиться насколько это возможно сдерживать влияние США на страны Центральной Азии, где Китай увеличил свое участие за счет создания инфраструктуры в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Односторонний выход администрации Трампа из ядерной сделки с Ираном в 2018 году позволил Китаю и России легко представить себя в качестве сторонников мирного урегулирования конфликтов.