Рабочий класс

Духовной— в точном смысле слова — продукции рабочего класса не существует вообще; его интеллектуальная продукция ничтожна.

Рабочий класс — не венец человечества, а его трагедия, его memento mori, грозное напоминание о том, что миллионы людей, потенциально ничем не отличавшихся от остального полноценного общества, осуждены этим обществом на духовное скопчество, на культурное вырождение, смягчаемое лишь тем, что эти несчастные в подавляющем большинстве сами не понимают всего ужаса своего положения.

Утратившие связь с матерью-землей и не вознагражденные за это приобщением к мировой культуре, психически искалеченные вечной возней с машинами, эстетически колеблющиеся от красот индустриального пейзажа до частушки и пошлой олеографии, эти люди становятся жертвами одуряющей скуки, как только оказываются наедине с самими собой.

Они, как огня, боятся тишины, ибо тишина ставит их лицом к лицу с их душевной опустошенностью.

Природа для них мертва, философия смертельно скучна, искусство и литература доступны им лишь в самых сниженных своих проявлениях, религия возбуждает в них лишь высокомерную насмешку невежд, и только наука вызывает чувство инстинктивного уважения, как нечто, бесспорно высшее, чем они.

Их отдых—карты, водка, домино, спорт, примитивный флирт да кинематограф.

 

                                                                                               (Д.Андреев)