Будь ты хоть Никсон, хоть Мао Цзэдун

Только не склонные к компромиссу политики способны нарушать неписанные запреты.

Никсон в Китае. Опера с таким названием впервые была поставлена на сцене Хьюстонского театра в октябре 1987 года. Ее автор американский композитор-минималист Джон Адамс вдохновлялся хроникой визита президента Никсона, его жены Пэт, Генри Киссинджера и других представителей американской администрации в коммунистический Китай в феврале 1972 года.

Один из главных героев пьесы — китайский премьер Чжоу Эньлай, отец многих реформ. Опера Джона Адамса заканчивается именно его арией. Обычно эту партию поют довольно молодые актеры, но Чжоу Эньлаю на момент визита Никсона было почти 74 года.

Он всюду сопровождал американских гостей и вообще представлял китайскую сторону. Он предложил 5 принципов мирного сосуществования Востока и Запада. Вершиной этой политики и стал визит Ричарда Никсона, который многим казался невозможным, но все же состоялся благодаря усилиям Чжоу Эньлая.

Этот китайский политик увлекся идеями социализма после революции 1917 года в России и вступил в коммунистическую партию Китая. В 20-е годы он познакомился с Мао Цзэдуном.

Чжоу Эньлай прошел гражданскую войну в качестве руководителя военного отдела ЦК, возглавлял многие операции. За его голову правительство Чан Кайши назначило огромную награду, но Чжоу Эньлаю было суждено уцелеть: и тогда, и уже в новом Китае во время культурной революции, хотя у него были могущественные противники.

Чжоу Эньлай потерял дочь Сунь Вэйши, которая была актрисой и режиссером и погибла в тюрьме во время репрессий 1968 года. Отец не смог ничего сделать для ее спасения. Он остался у власти. Ему еще удастся вызволить из ссылки Дэн Сяопина, одного из блестящих китайских политиков, семья которого тоже стала жертвой культурной революции.

Чжоу Эньлай считал, что Китай не должен замыкаться на коммунистическом блоке. Именно поэтому он добивался и добился потепления отношений с США. Визит Никсона в Китай продолжался неделю. Гости посетили зоопарк, ездили к Великой Китайской стене, смотрели балет.

В один из дней Чжоу Эньлай пришел к Киссинджеру без предупреждения и сказал, что планируется провести встречу Мао Цзедуна и Ричарда Никсона. Она состоялась в присутствии Киссинджера, который был поражен тем, какой авторитет Мао имеет среди соратников.

Вечером того же дня в доме народных собраний состоялся прием, на котором с китайской стороны прозвучали слова: «Американцы — великая нация. Китайцы — великая нация. По многим причинам мы не общались 20 лет, но теперь путь к дружественным контактам открыт».

После провозглашения этой речи Чжоу Эньлай и Ричард Никсон выпили за дружбу.

По итогам визита Никсона в Китай две стороны выпустили Шанхайское коммюнике, в котором декларировалось уважительное отношение друг к другу и взаимное невмешательство.

Крупнейшие сделки на сотни миллиардов долларов в сфере энергетики, сельского хозяйства, поставок самолетов и автомобилей, которые были подписаны во время трехдневного визита президента США Дональда Трампа в Китай пару лет назад, кажутся сейчас немыслимыми. Да и тогда это, словно во времена поездки Никсона в Китайскую Народную Республику, называли «настоящим чудом».

Нынешним лидерам двух самых крупных экономических держав мира стоило воспользоваться опытом прошлого: произнести речь о величии наций, дружбе народов, долгосрочных отношениях и побольше выпить за дружбу. Тогда, возможно, их речи не звучали бы так голословно.