«Восточное партнерство» - русофобия без перспектив

Прошедший на прошлой неделе в Брюсселе юбилейный саммит участников инициативы Европейского Союза «Восточное партнерство» был мало похож на праздник. Скорее уж, «высокое собрание» напоминало то ли поминки по дальнему родственнику, о котором, собственно, никто особо и не скорбит, то ли вовсе вынужденную встречу чужих людей, которым взаимное общение ни малейшего удовольствия не доставляет.
Что саммит продемонстрировал однозначно – так это полнейшую бесперспективность «партнерства», запущенного под аккомпанемент лозунгов о «евроинтеграции», но изначально преследовавшего при этом исключительно антироссийские цели.
Провозглашено «Восточное партнерство» было в 2009 году в Праге по инициативе бредящей превращением в лидера Восточной Европы Польши и непонятно как затесавшейся в эту крайне сомнительную компанию Швеции. Цели изначально провозглашались самые, что ни на есть замечательные: укрепить отношения со странами постсоветского пространства, способствовать продвижению в них реформ, укреплению демократии и прочего «верховенства права». В общем – типичный набор европейской словесной шелухи, призванной скрыть истинные намерения. На деле же проект был направлен на как можно более полный отрыв от России как раз тех бывших республик Советского Союза, которые вполне могли (и при нормальном развитии событий должны были!) стать ее самыми надежными партнерами и союзниками в новом геополитическом раскладе.
Азербайджан, Армения, Грузия, Белоруссия, Молдавия, Украина… Судьбы и, соответственно, отношения с Москвой всех этих стран сложились совершенно по разному, в силу чего говорить сегодня о каком-либо монолитном и едином «Восточном партнерстве» просто немыслимо. И это – даже без учета конфликта между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, который с огромным трудом (в том числе и стараниями России) удается удерживать в относительно мирном русле. Условно говоря, все перечисленные страны можно уверенно разделить на несколько совершенно разных групп. В одних (Украина, Грузия), «демократия» все-таки победила - путем инспирированных Западом «цветных революций». При этом Россия в них немедленно была объявлена «агрессором» и «врагом». Другие (Азербайджан, Белоруссия), пока пытаются вести более-менее самостоятельную и многовекторную внешнюю политику, стараясь при этом не разрушать сотрудничество с Москвой
Третьи, такие как Армения и Молдавия, условно говоря, пока не определились. В Кишиневе идет вялотекущее противостояние между окопавшимися в парламенте и правительстве «евроинтеграторами» с явными признаками русофобии, и президентом, усиленно, хотя и все более неубедительного изображающим из себя «лучшего друга России». Куда качнется после смены власти в результате какого-то непонятного «полумайдана» Ереван, пока сказать сложно. Если до последнего времени страна четко относилась к условной «второй группе», то сейчас вполне может пополнить собой ряды «партнеров», занимающих антироссийские позиции. Самое неприятное, что все более отчетливые признаки дрейфа к этой компании появляются и в поведении Минска. Это, кстати, полностью подтверждается приглашением на юбилейный саммит, отправленным из Брюсселя Александру Лукашенко, до недавнего времени числившегося там по разряду «нерукопожатных диктаторов».
Честное слово – Евросоюз в данном случае действует в стилистике изрядно осточертевшей всем в свое время рекламы «тети Аси»: «Вы еще не окончательно испортили отношения с русскими?! Тогда мы идеи к вам!»Надо отдать должное Александру Григорьевичу – этим приглашением он не воспользовался. Очевидно, чутье ветерана большой политики все-таки безошибочно подсказывает, в каком качестве и по какому назначению Белоруссию намерены употребить в Брюсселе, несмотря на все сладкие посулы и выражения заверений в самых теплых чувствах. Или же роль играет, скажем прямо, не самый завлекательный пример тех государств, которые с головой бросились в омут «евроинтеграции»?
Будем откровенны – что реально получили от нее Киев, Тбилиси или тот же Кишинев, в разное время и при разных обстоятельствах подписавшие с ЕС Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли (DCFTA)? Невиданное экономическое процветание?
Да не смешите… Права на участие в решении хотя бы даже не третьестепенных, а десятистепенных европейских вопросов? Ага, как же… Перспективу вступления в Европейский Союз? В Брюсселе все чаще отвечают на робкие попытки «восточных партнеров» поднять этот вопрос железобетонным: «И речи быть не может!» Ах, да, чуть не забыл. Есть же еще «безвиз»! Пусть, по правде говоря, «второй свежести» - с массой оговорок, ограничений и постоянной угрозой его утратить, но есть. И что он дает этим странам – кроме массового оттока из них наиболее квалифицированных работников, да и, вообще, весьма значительной части трудоспособного населения? Непонятное какое-то партнерство получается, навевающее непристойные ассоциации, и явно не порождающее стремление к подражанию у здравомыслящих людей.
При всем при этом, нельзя сказать, что и Европейский Союз что-либо серьезно выигрывает от «Восточного партнерства»! Ну, толпы трудолюбивых и крайне неприхотливых гастарбайтеров (в случае с Украиной, усердно поднимающих народное хозяйство как раз Польши). Ну, рынки, открытые для тех товаров европейского производства, которые «дома» никто и даром бы в руки не взял. Но, с другой стороны – сколько там тех рынков? Да плюс к тому, покупательная способность местного населения, стремящаяся к абсолютному нулю. Приз, скажем прямо, не самый завидный. С геополитической точки зрения все еще хуже. Те же Грузия и Украина, по сути дела, стали не партнерами Европы, а полуколониями и откровенными марионетками Соединенных Штатов Америки. Продвигая через них свои глобальные планы и интересы, Вашингтон, вдобавок, стремится переложить на европейцев побольше проблем, которые возникают в результате. Где выгода?!
Несомненным результатом всего того комплекса действий, что предпринимаются в рамках «Восточного партнерства» и под его прикрытием, стало изрядное охлаждение отношений между Европейским Союзом и Россией. А вот как раз это лишает большинство входящих в него стран вполне конкретных, осязаемых и укладывающихся в рамки статистических подсчетов выгод. Убытки, понесенные ЕС из-за следования одним только проукраинским санкциям, колоссальны. Усталость от вечно что-то либо клянчащих, либо требующих «партнеров» нарастает – недаром же саммиты «Восточного партнерства» проходят все бледнее и невнятнее, а принятие их итоговых деклараций периодически превращается в натуральную склоку. Не исключением стал и «юбилей». Началось с того, что на совместном заседании министров иностранных дел государств ЕС и стран - участниц «партнерства» Федерика Могерини гораздо больше внимания уделяла кризису в Ливии, чем «круглой дате», показав таким образом ее «ценность» для европейской дипломатии.
Дальше стало еще забавнее. Почтеннейшую публику немало потешил Петр Порошенко, который приперся (по-другому и не скажешь) на саммит уже непонятно в каком качестве. С трибуны он нес какую-то ахинею, предлагая создать на базе «партнерства» некий «новый Шенген», а также таможенный и даже «цифровой» союзы. С кем? С Украиной?! Сдерживать смех собравшимся, надо полагать стоило немалых усилий. Впрочем, вряд ли Порошенко вообще кто-то слушал. Выступавшие вслед этому политическому недоразумению европейцы неизменно ограничивались самыми общими фразами о необходимости «продолжать», «укреплять» и «развивать», старательно избегая любой конкретики. Ну, разве что глава МИД Польши Яцек Чапутович соловьем заливался насчет необходимости «обновления формата» и превращении «Восточного партнерства» в очередную бюрократическую структуру ЕС (под водительством Варшавы, надо полагать). Впрочем, в итоге снова сбился на привычную тему «российской агрессии». Распорядители мероприятия наверняка пожалели о том, что не выпустили его дуэтом с Порошенко…
Европа, похоже, по горло сыта своим неуклюжим «Дранг нах Остен», приводящим, в конечном итоге, к геополитическим выгодам для США и сплошным потерям для нее самой. Там, наконец-то начинают осознавать вполне очевидную истину: единственным перспективным и выгодным Восточным партнерством для Европейского Союза может и должно быть восстановление нормальных отношений с Россией.
Александр Неукропный специально для Planet Today
Св
Комментарии