Как сохранить Россию?

Ликвидировать нацреспублики или...

На прошлой неделе Манежная площадь в Москве уже традиционно оказалась оцеплена милицией. Власти пытаются не допустить рецидивов стихийного митинга 11 декабря. Совпадение или нет, но именно 11 февраля в Уфе прошло заседание президиума Госсовета на тему сохранения межнационального мира. «АиФ» попробовал разобраться, что делать с ростом ксенофобии в России.

Ситуация тревожная. Об этом говорят данные опросов общественного мнения. 47% граждан (ВЦИОМ) считают, что за 2010 год межнациональные отношения в стране ухудшились. 32% (ФОМ) думают, что «многонациональность» России скорее приносит больше вреда, чем пользы, а 24% испытывают раздражение или неприязнь по отношению к представителям той или иной национальности. 56% (Левада-центр) считают, что массовые кровопролитные столкновения на национальной почве возможны.

Судя по новостям, Россия не одинока в своих проблемах. На днях о провале европейской политики так называемой многокультурности (безусловной терпимости к инородцам, уважения их культуры, обычаев и т. д.) заявил президент Франции Николя Саркози. Кстати, с подачи президента во Франции недавно было запрещено ношение паранджи. Раньше в таком же провале своим гражданам признались премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и канцлер Германии Ангела Меркель.

«Многокультурность в Европе, - поясняет политолог Дмитрий Орешкин, - до сих пор понимали так: обретая новую родину, мигранты вправе полностью сохранять своеобычность. То есть говорить на своём языке, носить свою одежду и вообще вести себя так, как у них было заведено на старой родине. Результат - появление в европейских городах анклавов, в которых перестают действовать европейские законы, люди ничего не знают о стране пребывания, не говорят на языке этой страны, живут на пособия по безработице.

А если им что-то не нравится, идут жечь машины и магазины, как это было в арабских пригородах Парижа».

Очевидно, что, говоря о многокультурности в России, мы имеем в виду нечто иное - право людей разных национальностей, издавна населяющих нашу страну, на сохранение своих традиций и культуры. Это удавалось нам на протяжении веков - и при царе, и при коммунистах.

Однако трудно отрицать: Россия, как и Европа в своё время, стала привлекательной страной для мигрантов - из бывших советских среднеазиатских республик. Их становится всё больше, многие пытаются получить российское гражданство, они также предпочитают селиться компактно, плохо говорят по-русски. Разница между людьми разных культур в нашей стране становится всё заметнее, когда речь идёт и о коренных народах Российской Федерации.
Стоит ли нам и дальше идти по европейскому пути, до поры до времени закрывая глаза на эту разницу? Или попытаться скрепить страну и построить единую нацию - российский народ? Но как это сделать? Среди предложений есть радикальные. Например, перекроить границы регионов, убрав из их названий ссылки на национальность коренных жителей. Кстати, графа «национальность» вполне безболезненно несколько лет назад исчезла из наших гражданских паспортов. Ещё одна идея - закрепить в Конституции статус русских в качестве государствообразующего народа.

Рассуждать о межнациональных отношениях до сих пор для одних у нас кажется неприличным, для других - вредным и разрушительным. Однако национальный вопрос в поле легальной политики вывел недавно сам президент. Кто и какой ответ на этот вопрос даст?