Госдеп запускает микроблог на русском языке
Госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что Америка будет активно поддерживать глобальную свободу интернета. В частности, будут запущены версии микроблога Госдепа на русском, фарси и китайском. Обращает внимание, что Вашингтон активизировал свою работу в соцсетях после того, как жители Египта и Туниса с помощью Facebook и Twitter сменили правящие там режимы. Впрочем, эксперты не склонны преувеличивать значение этой инициативы и роль интернета в акциях протеста, в целом.
Речь Клинтон была произнесена во вторник в Вашингтоне. Госсекретарь выступила против онлайн-цензуры, а также подчеркнула, что недавняя волна беспорядков в арабских странах наглядно демонстрирует возможности технологий по ускорению процессов "политических, социальных и экономических изменений".
Экспортер онлайн-свободы
"Соединенные Штаты продолжают помогать людям в угнетающих интернет-средах обходить фильтры, быть на один шаг впереди цензоров, хакеров и головорезов, которые избивают и заключают их в тюрьмы за то, что они сказали онлайн",— заверила собравшихся Клинтон.
Она отметила, что в настоящее время доступ к интернету имеют 2 млрд человек— треть населения Земли, – и что США поддерживают всеобщее право людей собираться и взаимодействовать онлайн — "свободу связи", как она это назвала. "Интернет стал публичным пространством 21-го века: глобальной площадью, классной комнатой, рынком, кофейней и ночным клубом",— сказала Клинтон.
Госсекретарь отметила, что роль интернета как направления внешней политики страны будет возрастать, и анонсировала создание отдельной службы по вопросам киберпространства, который возглавит Кристофер Пейнтер (Christopher Painter)— чиновник из Совета по национальной безопасности и бывшего федерального прокурора, специализировавшегося на компьютерных преступлениях.
Госсекретарь также объявила о намерении запустить в ближайшее время версии на русском, китайском и хинди. "Это позволяет нам наладить двустороннюю дискуссию с людьми из любой точки, где правительства не блокируют соединение",— уверена Клинтон.
Любимая тема Год назад Хиллари Клинтон уже выступала с речью, посвященной свободе в Интернете. В январе 2010 года она ставила цели продвижения интернет-свободы и отпора правительствам, которые ее ограничивают. Она призвала американские корпорации выстоять под давлением цензуры в других странах и стоять на защите личной информации, а также разрабатывать новые мобильные и онлайн-технологии, которые позволят избежать цензуры и репрессий. Она также выступила как ярая защитница онлайн-свобод, когда настаивала на том, чтобы власти Египта разблокировали Facebook и Twitter во время беспорядков, а в прошлогодней речи похвалила Google за сопротивление цензуре со стороны правительства КНР. За прошедший год она выступала с публичной критикой репрессий против онлайн-активистов и журналистов в Египте, Тунисе, Сирии, Азербайджане, Китае и других странах.
Освоение бюджета
Любопытно, что в январе Госдеп уже запустил микроблог Twitter на арабском, которые за несколько дней собрал аудиторию читателей (followers) в 570 тысяч человек, и фарси, заинтересовавшему 288 тысяч человек буквально в первые часы своего существования. Примечательно, что блог на фарси начал "вещание" в начале этой недели, когда начались массовые беспорядки в Иране. Первые сообщения содержали критику иранского режима. До февраля в Сети были запущены французская и испанская версии.
Госсекретарь США Хиллари Клинто Источник (c) AP Photo/ Manuel Balce Ceneta
Государственный департамент также обязался выделить порядка $25 млн в этом году на разработку технологий для обхода цензуры, защиты мобильных коммуникаций и поддержку диссидентов, которых преследуют за активность в онлайн-среде.
С 2008 финансового года Конгресс направил $50 млн на поддержку интернет-свободы и помощь зарубежным пользователям в обходе файерволов, воздвигнутых недемократическими режимами.
Инициатива Госдепартамента, впрочем, не всем пришлась по вкусу. Так, сенатор-республиканец Ричард Лугар раскритиковал кампанию Соединенных Штатов по борьбе с китайской интернет-цензурой. По его мнению, таким странам, как Китай, Куба, Белоруссия и Иран, удается контролировать потоки информации. В результате, из 50-миллионного бюджета около $30 млн остаются непотраченными. Лугар призвал передать руководство программой Совету управляющих вещанием (Broadcasting Board of Governors)— организации, занимающейся зарубежным вещанием США. В прошлом году председатель совета Уолтер Исааксон (Walter Isaacson) заявил , что бюджеты выделяемые на программы его организации, недостаточны: "Мы не можем позволить, чтобы нас перекричали наши враги. Есть каналы Russia Today, иранский Press TV, венесуэльский TeleSUR и... Китай запускает международный новостной канал с корреспондентами по всему миру и, как сообщается, выделил на это от шести до десяти миллиардов долларов".
В России к инициативе Госдепа отнеслись спокойно. Блогер и известный интернет-деятель Антон Носик рассказал GZT .RU, что американские власти больше интересует внутренняя политика, особенно в преддверии президентских выборов, в то время как "позиционирование Америки в русскоязычном „твиттере" не интересует ни одного избирателя". Он считает, что увеличение количества языков, на которых ведется Twitter Госдепа, является не более чем освоением бюджета. "У них есть пресс-служба, у которой есть бюджеты, и она их исправно отрабатывает",— пояснил он GZT .RU , а долю финансирования интернет-направления в общей структуре деятельности Госдепа он оценил как "микроскопическую".
Попытки поставить подобные вопросы на повестку дня в России не имеет под собой реальной почвы, полагает Носик. "Пристальное внимание к Государственному департаменту и его проискам— это вообще проект господина Суркова (заместителя главы администрации президента Владислава Суркова— GZT .RU ). Все эти разговоры про Госдеп и вашингтонский обком на самом деле являются асимметричным ответом на попытки серьезно обсудить проблему коррупции в России",— полагает он.
Интернет и свержение режимов
Скриншот страницы оппозиционного египетского "Движения 6 апреля" Источник Facebook
Издание Foreign Policy включило утверждение о том, что Facebook сверг Мубарака в список наиболее распространенных мифов о египетской революции . Автор отмечает важную роль, которую сыграли сообщества в Facebook, наподобие "Движения 6 апреля" или "Мы все Халед Саид" (египтянин, замучанный до смерти полицейскими— GZT .RU ) в преодолении барьера, который удерживал тысячи возмущенных граждан в своих домах. Однако свержение Мубрака не стало возможным в отсутствие таких факторов, как копившееся годами возмущение и недовольство коррупцией и существующую разветвленную низовую офлайн-сеть, которую, например, удалось мобилизовать для масштабного "марша миллионов". На руку организаторам сыграла и "глупость" верховной власти— панической решение отключить интернет, зайдействование провокаторов и неспособность предложить адекватную ситуации программу реформ.
Антон Носик поддержал точку зрения, что не стоит переоценивать вклад Facebook и Twitter в египетские события. Социальные сети, "там где они есть, полезны психологически и организационно". "С другой стороны, большое спасибо Мубараку за эксперимент их отключения по всей стране: он показал, что если их вдруг не станет, спокойно спать у режима все равно не получится",— отметил эксперт.
Комментарии