Финляндия, которая была Ленинградом.Военно-морская база Порккала-Удд
Финская территория в примерно 1000 (!) квадратных километров несколько десятков лет назад официально была частью Ленинграда!

19 сентября 1944 года в связи с прекращением военных действий со стороны Финляндии 4 сентября и со стороны Советского Союза 5 сентября 1944 г., в Москве было подписано Соглашение о перемирии, согласно которому Финляндия обязалась отвести свои войска за линию советско-финской границы, определённой Мирным договором 12 марта 1940 года. При этом Советский Союз отказывался от своих прав на аренду полуострова Ханко, предоставленных ему Мирным договором 1940 года, а Финляндия обязывалась предоставить Советскому Союзу на правах аренды сроком на 50 лет территорию и водные пространства для создания советской военно-морской базы в районе Порккала-Удд.
Это Соглашение было подтверждено Мирным договором, заключённым в Париже 10 февраля 1947 года. Под аренду было отдано около 100 км². Туда вошли практически вся община Дегербю, частично Сиунтио, Инкоо и Эспоо.
Стоимость аренды — 5 миллионов финских марок в год
База на Порккале была более выгодна, чем база на Ханко. Появилась возможность возродить известную ещё с царских времён Центральную минно-артиллерийскую позицию, блокирующую в случае чего прорыв вражеских кораблей к Ленинграду: береговые батареи на Порккала-Удде и батареи на противоположном эстонском острове Нарген огнём перекрывают вход в Финский залив в самом узком месте, при необходимости ставятся ещё и мины.
На основании директивы начальника Штаба Балтийского флота от 18 сентября 1944 г. 23 сентября началось формирование военно-морской базы Порккала-Удд, вошедшей в состав Таллинского морского оборонительного района (ТМОР) Балтийского флота.

Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов 20 сентября приказал:
«На территории Порккала-Удд развернуть военно-морскую базу в следующем составе: отряд бронекатеров (пять катеров), два дивизиона малых охотников БМО, МО и сторожевых катеров типа КМ (25 катеров), дивизион тральщиков (девять тральщиков), два дивизиона катеров-тральщиков (19 катеров), кроме того, тралбаржи и их буксировщики, отряд транспортов (пять транспортов), сектор береговой обороны (дивизион железнодорожной артиллерии — четыре трехорудийные батареи 180—305-мм, дивизион стационарной артиллерии в составе батарей: трехорудийной 130-мм, одной трехорудийной 127-мм, четырех четырехорудийных 45-мм), бригада противовоздушной обороны в составе пяти зенитных артиллерийских дивизионов (76 стволов калибром 85—25 мм).
Если финская береговая артиллерия района Порккала-Удда окажется исправной, то ее укомплектовать личным составом флота»
6 сентября в Порккала-Удд через Хельсинки самолетом ПС-84 двумя рейсами была доставлена опергруппа ВМБ Порккала-Удд (33 человека) во главе с комендантом сектора Береговой обороны ВМБ полковником Терещенко. Опергруппа должна была заняться предварительной рекогносцировкой района базы, составлением на месте предварительной схемы дислокации соединений и частей, а также обеспечением встречи соединений и частей, прибывавших в Порккала-Удд.

30 сентября 1944 г. к 12.00 финны полностью закончили эвакуацию населения Порккала-Уддского района. Всего за 10 дней было эвакуировано 7272 местных жителя вместе с урожаем и скотом. Финляндия выплатило своим гражданам компенсации за утрату имущества и земли.Наши контрразведчики, подключившись к финской телефонной сети, зафиксировали разговор эвакуируемых крестьян: «Лучше бы Финляндия присоединилась к Советскому Союзу, тогда бы мы возвратились в свои дома». Финны оставляли в домах записки с инструкциями о том, как следует ухаживать за растениями в их садах.
В Порккала-Удде единственным удобным местом для стоянки больших кораблей с осадкой 3—6 м была бухта Ботвикен с бухтами Уантвик и Пикала-фиорд. Однако причальных пирсов в районе базы не было, и разгружать прибывавшие из СССР транспорты приходилось вручную.Финны оставили в исправном состоянии все жилые помещения, дороги, колодцы, электрическую сеть, а из всех близлежащих хуторов жители были выселены.
Вся береговая артиллерия острова была вывезена. Осталась только 305-мм башенная двухорудийная установка, да и то «в запущенном состоянии».
К 1 декабря на полуостров Порккала-Удд прибыло 11 транспортов и 5 барж. Поскольку, как уже говорилось, пирсов и разгрузочно-погрузочных средств не было, приходилось с судов перегружать грузы на баржи с помощью штатных стрел, а с барж на берег — вручную, «силами личного состава». Также использовался сооруженный на месте из надувных лодок «А-3» паром грузоподъемностью до 9 т. Все это сильно увеличило сроки разгрузки транспортов, несмотря на то, что работы велись круглосуточно. Грузы складировались прямо под открытом небом.
Финны не оставили в Порккала-Удде автомобилей, а советское командование поначалу не додумалось их туда завезти. Посему солдаты и матросы использовались в качестве «кули».

Офицеры прибыли для строительства базы со своими семьями, была организована инфраструктура - школы, магазины и т.д.
Начальником Управления строительства военно-морской базы в Порккала-Удде был назначен полковник административной службы Леонид Александрович Тарханов (бывший начальник «Воркутлага»).
В сентябре 1947 года на межамериканской конференции в Рио-де-Жанейро США и страны Латинской Америки заключили Договор об обороне Западного полушария, предусматривавший включение в «зону его безопасности» Северного Ледовитого океана и северной части Атлантического океана с прилегающими к ним территориями европейского Севера.
Возникла идея крепче «привязать» Финляндию к СССР дополнительными обязательствами. 22 февраля 1948 г. президенту Финляндии Ю. К. Паасикиви было сделано официальное предложение, заключить Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, совпавшее по времени с коммунистическим переворотом в Чехословакии.
Это вызвало тревогу в Скандинавии, усугублявшуюся распространившимися в марте—апреле 1948 г. слухами о том, что «следом за Финляндией наступит очередь Норвегии и Дании». Правительства этих стран стали выяснять возможность военной помощи США и Великобритании, что заставило западные страны ускорить создание военного союза, который и был оформлен уже 17 марта 1948 г.

Чтобы удержать Данию и Норвегию на позициях нейтралитета, правительство Швеции в конце апреля 1948 г. представило проект по созданию альтернативного Скандинавского оборонительного союза, призванного играть роль буферной зоны между Востоком и Западом.
Активность военных приготовлений в Скандинавии и осложнение советско-финляндских отношений отразились в разработанном для ВМБ ПУ задании по решению заочных оперативно-тактических задач в летний период 1948 г. Советское командование рассматривало следующий вариант: иностранные государства под предлогом «дружественного визита в Скандинавские страны» вводят в Балтийское море сильную группировку своего флота и, продолжая сосредотачивать на территории Скандинавского полуострова экспедиционные силы, без объявления войны начинают военные действия против СССР. В связи с этим также предполагалось, что потребуется ультиматум, чтобы получить разрешение Финляндии на ввод советских войск.

Данный план допускал захват Таллина, главной базы ВМС. После этого советское командование должно было развернуть вооружённые силы в направлении Ювяскюля, Тампере, Пори, Турку, Ханко, Хельсинки, Порво, Ловиз, чтобы подготовить фланговые удары по противнику с севера и организовать десант на эстонское побережье. В подобных обстоятельствах ВМБ Порккала-Удд становилась главной базой Балтийского флота. Именно на неё ложилась основная задача по подготовке десантной операции, для выполнения которой она должна была собственными силами организовать военно-морские базы Ханко и Хельсинки. Таким образом, данный план выявил резко возросшее военно-стратегическое значение ВМБ Порккала-Удд. Это заставило советское руководство уже осенью 1948 г. пересмотреть темпы её строительства, усилить боевую готовность и приступить к большим реконструктивным изменениям. В состав базы были введены дополнительные части и соединения с большим объёмом новой техники и вооружении.
Советский Союз для начала обнес объект аренды колючей проволокой и устроил контрольно-следовую полосу, граница территории тщательно охранялась. На демаркационной линии было установлено 111 пограничных знаков. С 1947 года стали размешать мощные 100-мм казематные пушки, спаренные с пулеметом «Максим». Дальность стрельбы этих орудий превышала 20 километров.

Для выезда и въезда на охраняемую территорию военно-морской базы даже старшему офицеру и членам его семьи было необходимо оформить большое количество документов. Несанкционированный выход за пределы территории расценивался как чрезвычайное происшествие.
На территории базы располагались 2 пивные (одну офицеры звали «Зайди, голубчик», вторую — «Лови момент» (она же «Кровавая харчевня») и магазин типа сельпо. Расположенные недалеко от пирсов, они имели широкую популярность, несмотря на скудность ассортимента. Завсегдатаи пользовались кредитом по записи. Два магазинчика типа "сельпо" в военно-морском варианте дополняли сферу услуг. В середине месяца у вышеуказанных точек было особенно оживленно, и патрулям приходилось оборонять их от страждущих, даже прибегая к стрельбе. Обстановка обострялась острым дефицитом женского пола.
Арендованная территория захватывала и участок железной дороги Хельсинки-Турку. На этом участке пути использовался советский паровоз, а окна было необходимо закрывать специальными ставнями, чтобы за советской базой не подсматривали шпионы. Финны шутили, это самый длинный железнодорожный туннель в мире.
Политический кризис, возникший в Скандинавии в 1948 г., разрешился вступлением Дании и Норвегии в апреле 1949 в НАТО. В январе 1950 г. они заключили с США соглашение о военной помощи, а в начале 1951 г. приняли участие в создании единого командования и общих вооружённых сил НАТО.

Советско-финляндские отношения с 1950 г., напротив, начали постепенно улучшаться. Это было связано с деятельностью нового премьер-министра Финляндии У. К. Кекконена. В 1952 г. он предложил вернуться к идее Скандинавского нейтрального союза, выдвинув Финляндию на роль посредника между СССР и Скандинавскими странами в мирном урегулировании.
Однако в условиях присутствия советских вооружённых сил на финляндской территории эта идея была практически неосуществима.
Из мемуаров Н. С. Хрущёва: «Я считал, что не лучший способ завоевания доверия финского народа — держать у них под горлом ножик в виде военной базы… Как же мы можем призывать американцев вывести свои войска с других территорий, если наша база расположена в Финляндии? Она выполняет ту же роль, что и американские базы, к примеру, в Турции».
С 1955 года руководство СССР выступало с призывом прекратить гонку вооружений и созвать всемирную конференцию по этому вопросу. В подтверждение нового внешнеполитического курса Советский Союз сократил численность своих Вооруженных сил с 5,8 млн человек на начало 1955 года до 3,6 млн к декабрю 1959 года.

19 сентября 1955 года в Москве было подписано соглашение между СССР и Финляндией об отказе Советского Союза от прав на использование территории Порккала-Удд для военно-морской базы и выводе советских вооружённых сил с этой территории. В ходе советско-финляндских переговоров, проходивших в Москве с 16 по 20 сентября 1955 в обмен на соглашение о ликвидации военно-морской базы Порккала-Удд, советское руководство добилось продления на 20-летний срок Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.
В ноябре 1955 г. советско-норвежские переговоры, состоявшиеся в Москве привели к официальному отказу Норвегии от размещения на её территории иностранных баз и ядерного оружия.

Сохранились воспоминания проживавших в Поркала-Удд членов семей советских военнослужащих, которые успели уже завести скотинку и вообще обжиться на новой территории. Советские люди записок финнам не писали. Эвакуация проводилась в большой спешке. Бетонные оборонительные сооружения были взорваны, окопы и землянки срыты. Был отдан приказ вернуть территорию в том же виде, в каком она была арендована. На практике это означало, что уничтожались все сооружения, построенные за время аренды.
База покидалась в спешном порядке, офицерам было придано по 2-3 солдата для помощи в сборах.

Тем не менее, сих пор на полуострове сохранилась "Дорога Кабанова" построенная под руководством генерал-лейтенанта артиллерии Сергея Ивановича Кабанова (1901—1973), возглавлявшего базу в 1951—1956 гг.

Комментарии
За одно это бы не отдал.
Но вообще, отдельная Финляндия в качестве российской дачи лучше чем в составе - больше шансов сохранить неповторимый колорит.
Пусть во всем мире будет так же замечательно, как у нас в РФ!
Правда ведь?
А счастья-то, у них всё равно нет.
Вот освободим их, и будет от этого им такого счастья полна жба, что заикаться начнут, и болезнью Паркинсона заболеют.
И вот что вычитал:
"Я против учреждения гармонии в свином хлеву."
(Б.Брехт)