Как победить спрута

На модерации Отложенный

 

Без малого двадцать лет прошло с тех пор, как в постсоветской России впервые на высшем государственном уровне было признано, что коррупция стала серьезной государственной проблемой. Первым документом, направленным на борьбу с этим спрутом, стал указ Ельцина от 4 апреля 1992 года «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Через два месяца этому документу исполнится девятнадцать лет. Изменилось ли что-то за это время, и если изменилось, то что именно?

Изменилось, пожалуй, только одно – стали больше говорить. Я не случайно употребил слово «спрут». Кто не помнит бесконечного итальянского сериала про непотопляемого комиссара Катани, который так мафию и не победил. Похоже, наша отечественная чиновничья мафия не менее, если не более, живуча, чем сицилийская. Почему?

Прежде всего, конечно, потому что, несмотря на многочисленные декларации, борьба с коррупцией ведется, в основном, методом «большой говорильни». Указы, советы, комиссии, отчеты… Невольно вспоминается Хлестаков с его тридцатью тысячами курьеров. Много ли толку от того, что с некоторого времени подразделения Следственного комитета отчитываются отдельно о количестве расследованных дел «коррупционной направленности»? Много ли толку от того, что в системе МВД действует система отделов собственной безопасности? Спросите об этом у водителей, которые с сотрудниками МВД (ГИБДД ведь тоже – подразделение МВД) сталкиваются чаще всех. Дошло уже до того, что взятки берут положительные герои фильмов («Глухарь»), и этих персонажей называют лучшим воплощением образа милиционера. Какая уж тут борьба с коррупцией, скорее это следует назвать пропагандой коррупции.

Однако, представляется, что причины непобедимости коррупции значительно глубже. То есть, причина-то одна, но как ее ликвидировать, наверное, не сможет придумать никто.

Разве что время поможет решить проблему.

Причина всеохватывающей коррупции, по мнению автора, скрыта в тех изменениях общественной нравственности, которые произошли за прошедший век. Причина в исчезновении из нашего лексикона и мышления такого понятия, как честь. Не честность – это понятие (да и само качество), слава Богу, пока еще не исчезло. А вот честь…

— Обидно мне, что слово честь забыто… — пел Высоцкий. Оно и в самом деле забыто напрочь. Никто не откажет в рукопожатии чиновнику, уличенному в казнокрадстве или взятке. А если все же найдется кто-то – сам казнокрад не почувствует от этого ни малейшего неудобства.

Куда же девалось это такое простое и столь необходимое для нормальной жизни общества слово и понятие? Уверен, что многие возложат вину за это на те преобразования, которые произошли в стране после 1985 года. Дескать, отказ от советского строя, советских образа жизни и нравственности, ориентация на рыночные отношения и абсолютизация наживы к этому и привели. Но разве это будет верно?

Увы! Коррупция в нашей стране родилась отнюдь не с рыночными реформами. Они только придали ей невиданный в советское время размах и наглость. Да, все верно, с тех пор, как единственным мерилом успеха и достоинства стали деньги, исчезли все и всяческие препоны к обогащению любой ценой. Но заложены основы этого как в раз в те времена, по которым многие и многие испытывают ностальгию.

Так сможет ли наше общество победить коррупцию? Мой прогноз пессимистичен: нет. До тех пор, пока не вернется к нам всеобщее нравственное чувство, пока не вернется умение испытывать стыд, мы обречены жить под властью казнокрадов и взяточников. И это очень грустно.