Губернаторов оценят по доверию населения к Путину.

За это они получат деньги на развитие региона

Получать предусмотренные правительством 20 млрд рублей ежегодно смогут те главы регионов, которые войдут в топ рейтинга по 15 критериям эффективности (KPI).

 

 

Об этом заявил министр экономического развития Максим Орешкин, ведомство которого курирует регионы в правительстве. Среди всех экономических показателей качества управления один политический — доверие к президенту Владимиру Путину.

В ситуации, когда основные деньги с налогов забирает федеральный центр, а губернаторам приходится выкручиваться для выбивания субсидий из правительства, федеральное финансирование — самый действенный способ погонять чиновников на местах для обеспечения социально-экономической стабильности страны. Теперь дело каждого отдельно взятого губернатора не только заботиться о качестве жизни и демографии на своей территории, но еще и работать на высокие рейтинги — свои и президента.

 

Фото:vest-news.ru

Когда экономические и социальные показатели будут высокими вместе с рейтингами одобрения власти, тогда в регион может прийти ощутимая доля преференции из общей кубышки в 20 млрд рублей, на которые менеджер с высоким KPI сможет строить дороги, школы, больницы, создавать комфортную городскую среду. Это дополнительный бонус к той финансовой поддержке, что правительство направляет на реализацию разных федеральных программ. Логика понятна — помогать финансами тем, кто знает, как работать в таких условиях.

Погонять губернаторов правительство вместе с администрацией президента будет в рамках исполнения нацпроектов. Эти 15 критериев эффективности являются своеобразной формой отчетности высших должностных лиц по исполнению нового “майского указа” президента. Если работа по нацпроектам идет правильно, то и KPI у губернатора высокий. Одновременно с этим от пространных обещаний красивого будущего у региональных глав определилось сфера ответственности за движение по общему курсу. Если цифры по социально-экономическим показателям будут низкими, как и доверие к президенту и всей власти, то губернатору придется освобождать кабинет для перспективного врио. Вот и весь расклад.

За рейтинг Путина отвечают главой

Тренд на постепенную потерю доверия россиян к власти продолжается. По сути, социологию по предпочтениям российских избирателей можно считать той оценкой эффективности, которую народ выставляет своей власти. После скандальной пенсионной реформы страна поставила “неуд” своему президенту, рейтинг которого так и не может стабилизироваться с середины прошлого года.

 

Фото: kremlin.ru

ВЦИОМ фиксирует еле заметное сползание уровня одобрения к президентуВладимиру Путину — до 32,6%. Вместе с доверием к главе государства спускаются оценки деятельности главы правительства Дмитрия Медведева, самых публичных министров — Шойгу и Лаврова — и всех парламентскихпартий. Результаты февральского опроса показывают, что больше всего россияне недовольны экономической и социальной политикой — в целом категорически против деятельности правительства по двум этим направлениям выступает 44% и 40% опрошенных соответственно. Вместе с этим другое агентство социологических исследований показывает по президенту более положительную динамику. Респонденты Левада-центра стали за апрель чуть больше доверять Путину и премьеру Медведеву. Каждый из них за апрель набрал по 2% электората. Тем не менее, эти показатели доверия продолжают оставаться в пределах нижней планки, что говорит о продолжающемся политическом кризисе. Власть вышла из доверия.

Особенность ситуации в том, что уровень доверия населения к губернаторам продолжает как не странно оставаться стабильно высоким. В апреле одобрение деятельности глав субъектов федерации обновило свой прошлогодний максимум, приблизившись к 62% декабря 2018 года. Пропорционально сократилась доля респондентов, не доверяющих своей региональной власти.

 

Теперь авторитет губернаторов должен стать для не оправдавшей себя федеральной власти той последней соломинкой, призванной спасти ситуацию. Оценка доверия власти — это единственный “политический” критерий, по которому будут теперь ранжировать всех высших должностных лиц российских территорий.

Он будет индикатором успешности остальных показателей эффективности. Если качество образования, окружающей среды, здравоохранения, рынка труда улучшается, то вместе с ним должен подниматься уровень доверия, полагают правительственные чиновники. Если динамика будет идти вразрез, то это потребует дополнительных разбирательств.

Внутренняя политика становится системной

Складывается ощущение, что правительство вместе с администрацией президента решили наконец-то привести всю региональную политику к одному общему знаменателю. Четко прописано, что любой территориальный глава обязан обеспечивать естественный прирост населения, уровень доступного жилья, образования и качественных дорог в своем регионе. Об его эффективности, как менеджера, так же теперь говорит реальная среднемесячная зарплата, показатель бедности и численность предприятий малого бизнеса. Теперь оценку губернаторской деятельности напрямую зависит от социально-экономического развития региона, следовательно, теперь они будут лично заинтересованы в высоком уровне жизни своих избирателей.

Детали и мотивы введения этих 15 индикаторов работы управленцев объяснил в своем интервью министр экономического развития Максим Орешкин. Именно возглавляемое им Минэкономики отвечает в российском правительстве за региональную политику.  Однако профильный министр признался, что в подборе KPI для губернаторов Кабмину пришлось работать в плотной увязке с администрацией президента, в том числе с управлением внутренней политики АП, занимающимся выборами и отставками. К работе над пониманием единых показателей качества был подключен и Госсовет, состоящий из полпредов и действующих губернаторов. Уже несколько месяцев через рабочие группы этого совещательного органа при президенте, высказывают свои соображения по увязке показателей качества их работы с целями нацпроектов.

 

Путин и Орешкин Фото: cont.ws

Кстати, главе Минэкономразвития удалось не дать почву для обсуждения растущей роли Госсовета в российской политике, которая все чаще теперь появляется в повестке с предвкушением трансфера власти перед очевидным уходом президента Владимира Путина в 2024 году. На ожиданиях скорого перераспределения полномочий между органами государственной власти интригу начинает подогревать включение в обсуждение даже этого искусственно созданного Путиным объединения всех губернаторов, которые оказались не у дел после изменений формирования Совфеда в 2000 году. Министр Орешкин отбился от подозрений в перспективном росте влияния Госсовета аргументами о федеративном устройстве страны.

Происходящее естественно. Россия — страна федеративная, очень много полномочий власти реализуется именно на региональном уровне, да и люди живут на уровне конкретного региона и города. К тому же на федеральном уровне — например, на уровне макроэкономической политики,— уже многое сделано. Госсовет для этой работы — абсолютно подходящая площадка. В первую очередь аналитическая. Например, в рамках рабочей группы Госсовета по экономике создано девять рабочих подгрупп, системно анализирующих проблемы, за которые раньше почти невозможно было браться. Работает подгруппа по теневой экономике, по проблемам производительности труда — вне Госсовета и без двустороннего контакта с регионами эта работа просто невозможна.

 

—  Максим Орешкин, министр экономического развития России

Совместными усилиями ответственность губернаторов перед населением становиться все более прозрачной. Вместе с этим теперь не министры, а территориальные главы начинают быть агентами президента и правительства, по результатам работы которых якобы власть в целом должна вернуть к себе потерянное доверие. Кремль хочет сделать сейчас упор, вероятно, на тех, кто пока устраивает электорат. Насколько эта стратегия будет успешна для рейтинга президента и правительства, пока непонятно. Задача непростая, тем более что в сознании россиян их региональные избранники уже давно отделены от правительства и президента, как показывает социология. Хорошо, что сейчас в правительстве прорабатывается механизм апелляции, если какой-то из губернаторов решит оспорить своей место в рейтинге эффективности по 15 ключевым показателям. Надежда, что управленцам на местах не придется отвечать за чужие ошибки и просчеты, сохраняется.