миллиардеры могут заменить Путина?

На модерации Отложенный

 

 

 

Англоязычная версия журнала Bloomberg недавно рассказала об услуге, ставшей невероятно популярной у наших толстосумов - крупные западные юридические компании формируют целые новые отделы для консультирования миллиардеров или попавших в санкционные списки, или стремящихся этого избежать. В частности, недавно, когда фирма Deveboise & Plimpton проводила семинар по санкционной безопасности, ей пришлось снять целый холл в отеле, иначе всех участников поместить бы не удалось. Журналисты назвали общее психологическое состояние собравшихся растерянным, но переходящим в озлобление. Богачи попали в безвыходное положение: без доступа на Запад бизнес вести сложно, если не невозможно, попасть в санкционные списки страшно, но ещё страшнее - привлечь к себе внимание Кремля попытками избежать этого. Да и дома отсидеться не удастся - примеры Абызова и экс-владельца "Югры" Хотина показывают - не только простая лояльность, но даже близость к власти уже не уберегает от загребущих рук силовой элиты, стремящейся к новому переделу собственности, возможно, более масштабному, чем тот, что случился в девяностые.

И в пору бы им петь Лазаря и добровольно переписывать имущество на различных приближённых первых лиц, если бы не падение рейтинга Путина и не возмущение общества последними реформами. Случилась и украинская электоральная история, в которой принимали активное участие тамошние олигархи. Понятно, что на фоне всего этого приход Зеленского к власти вызывает не апатичную зависть у отечественной экономической элиты, а вполне деловой и рациональный интерес. Общество устало от нынешней власти, надо только не струсить выдвинуть кого-нибудь ей на замену. Ясно, что действо это потребует значительных материальных вливаний, в частности, предстоит создать сеть медиаресурсов на замену нынешним, подконтрольных Кремлю, и обеспечить лояльность значительного числа силовиков. Однако, в принципе в этом процессе нет ничего невероятного.

Варианта на сегодня видится три:

1. Навальный или кто-то из его окружения.

Одиозный борец с коррупцией, явный враг власти, который, однако, не окажется слишком самостоятелен. Либерал, но не из когорты прихватизаторов девяностых, различных Рыжковых и Чубайсов, ненавидимых народом. У этой возможности самый большой медиа-потенциал. Навальный, если ему дать доступ к широкой аудитории, способен серьёзно подкосить действующих чиновников своими разоблачениями. Минус же в том, что он может оказаться слишком самостоятельным и, не дай Бог, действительно исполнит свои обещания о частичной национализации олигархических активов.

2. Кто-то из нынешней власти, не слишком запятнавший себя коррупцией и время от времени фрондёрствующий. Тут выбор невелик - Артемьев из ФАС, молодые технократы, вроде министра связи Никифорова, или кто-нибудь из окружения Кудрина. Плюсы очевидны - во-первых, возможен безболезненный трансфер власти на основе соглашений с нынешними хозяевами Кремля (с собственными людьми они, конечно, будут сговорчивее, чем с толпой, собравшейся с вилами на Красной площади). Но и минусы весомы - народ может просто не принять кандидата, хоть как-то связанного с Путиным, и никакие средства не помогут.

3. Самый радикальный для олигархов вариант (но не невозможный) - уход влево. Сделать ставку на Грудинина или на Коновалова из Хакасии - то есть на людей с одной стороны себя зарекомендовавших, с другой же - не ставших ещё полноценными политическими фигурами. Избираемость на фоне ностальгии по СССР гарантирована, однако, и тут есть нюансы. Во-первых, Кремль жутко ненавидит всё советское и будет до конца сопротивляться этим людям просто из принципа. Во-вторых же и народный кандидат от левых сил волей-неволей не сможет тупо проводить волю олигархов, карт-бланш от общества он получить только при условии возвращения социальной госповестки, а это может оказаться разорительным для толстопузов, прибравших к рукам всё государственное добро.

Так или иначе, кого бы не выбрали хозяева заводов, газет и пароходов, произойдёт это в ближайшие годы, если не месяцы. Атмосфера в стране сгущается, и без бури не обойдётся.