Визит главы МИД Японии в Россию грозит вылиться в открытый конфликт

На модерации Отложенный

Глава МИД Японии Сэйдзи Маэхара прибывает в пятницу с рабочим визитом в Москву, где проведет переговоры, которые грозят вылиться в открытый конфликт. Накануне его визита президент РФ Дмитрий Медведев дал понять, что больше не намерен вести переговоры о Южных Курилах, а в Минобороны РФ пообещали использовать для защиты островов строящиеся во Франции вертолетоносцы типа Mistral.

В ответ министр Маэхара заявил, что у России нет правовых оснований для «оккупации северных территорий». В Токио тем временем нарастает растерянность: одни призывают к санкциям против России, другие требуют от правительства попридержать язык.

Как пишет газета «Коммерсант», министр Маэхара приехал в Москву, чтобы попытаться смягчить атмосферу в двусторонних отношениях, которая последовательно ухудшается уже почти два года. Первыми начали японцы: летом 2009 года они приняли закон, в котором официально назвали Южные Курилы своими «исконными землями». Затем высшие руководители страны стали без особого повода все чаще громко говорить о «незаконной оккупации» этих территорий. Заявления такого рода, кстати, делал и нынешний глава японского МИДа.

При этом Токио игнорировал предложения Москвы попытаться найти компромисс на основе «нового творческого подхода». Не услышала японская сторона и российский призыв обсудить вопрос о создании на Южных Курилах совместной экономической зоны. В этой ситуации раздражение Москвы нарастало, оно вылилось в прошлом году в проведение военных учений на островах, и главное – в визит президента Медведева на Южные Курилы, которые он 1 ноября прошлого года посетил первым из российских лидеров. Затем туда один за другим потянулись и другие российские высокопоставленные чиновники, дававшие понять: острова наши и мы их намерены осваивать.

В Японии оппозиция в парламенте и СМИ расценивали действия российской стороны как дипломатический провал нынешнего правительства, при котором перспективы договоренности по Южным Курилам оказались призрачными как никогда. Неудивительно, что министр Маэхара рассчитывал в ходе своего нынешнего визита получить от Москвы хотя бы формальные заверения, что переговоры об островах продолжатся, а стороны «будут стремиться к достижению взаимно приемлемого результата». Бессмысленные фразы такого рода повторяются из года в год, однако в нынешней обстановке их можно было бы подать как крупный успех.

«Вокруг территориальной проблемы, – заявил мне министр Маэхара в интервью по случаю своего визита в Москву, – иногда развивается эмоциональное противостояние. Но эмоциями проблему не решить. Необходимо вести переговоры в спокойной обстановке, искать приемлемый для обеих сторон вариант, исходя из юридических фактов и на основе документов, выработанных путем двусторонних договоренностей. Решение возможно. Нужно доверять лидерству премьер-министра Японии Наото Кана и президента России Дмитрия Медведева, нужно верить в мудрость и разум обоих народов. Необходимо прилагать усилия для решения проблемы в условиях взаимного доверия».

Все это звучало вполне примирительно, но было сказано до взорвавшего ситуацию нового заявления премьер-министра Японии, прозвучавшего в понедельник. 7 февраля премьер Кан на собрании по случаю Дня северных территорий назвал поездку президента Медведева на Южные Курилы «непозволительной грубостью». В свою очередь, группа ультраправых хулиганов перед посольством РФ в Токио разорвала российский флаг, пишет «Ъ».

Реакция Москвы не заставила себя долго ждать: президент Медведев на встрече с министрами во вторник назвал Южные Курилы «неотъемлемой территорией РФ», «стратегическим регионом» и пообещал, что российские военные на островах получат современное вооружение для обеспечения их безопасности. В общем, сигнал российской стороны был предельно ясным: вопрос об островах закрывается, переговоров больше не будет. 

В советские времена на Южных Курилах находилась группировка численностью более 10 тыс. человек при 40 танках и примерно 30 самолетах. Президент Ельцин одно время сгоряча обещал их вывести оттуда ради дружбы с дальневосточным соседом, но потом как-то забыл. Тем временем курильская группировка приходила в упадок: сейчас там находится примерно 3 тыс. солдат и офицеров, до предела устарело их вооружение, включая знаменитые вкопанные в землю танки, призванные отражать «самурайский десант». 

Планы по укреплению войск на островах пока не разглашаются, однако уже поговаривают о ракетах «земля-земля», комплексах ПВО типа С-300 или даже С-400, а также о боевых самолетах Су-35 (которых, впрочем, у ВВС России пока нет).



Кроме того, масла в огонь дипломатического конфликта подлило распространенное российскими СМИ со ссылками на высокопоставленный источник в Минобороны сообщение о том, что первые два вертолетоносца типа Mistral, которые планируется построить для России на французских верфях до 2015 года, будут переданы Тихоокеанскому флоту (напомним, что апреле прошлого года замминистра обороны РФ Владимир Поповкин напрямую связал покупку этих кораблей с необходимостью оборонять Курилы).

Примечательно, что универсальный корабль-док Misitral длиной 210 м и водоизмещением 21 тыс. тонн, который способен взять на борт помимо экипажа 450 военнослужащих и 16 вертолетов, может использоваться как для оборонительных, так и для наступательных операций.

Для японцев все это – шок. С 1990-х годов они считали, что северное направление больше не представляет угрозы, и все последние оборонные программы Токио направлены на последовательное перекачивание военного потенциала с «российского фронта» на юго-запад, для противодействия Китаю.

Как теперь будет корректировать свои планы японская сторона – непонятно. «Возле нашей страны наблюдается активизация действий российской армии,– заявил вчера на пресс-конференции в Токио генеральный секретарь японского кабинета Юкио Эдано.– Мы будем за этим тщательно следить». Куда более резок был глава МИДа Маэхара, который опять забыл о своем намерении до и во время визита в Москву вести себя предельно сдержанно.

«Для оккупации северных территорий у России нет международно-правовых оснований, – сказал он, перед тем как отправиться в аэропорт. – Сколько бы ни ездили туда важные российские лица, как бы ни наращивали там военное присутствие, это не изменит выводы международного права о том, что северные территории – это исконные земли нашей страны. Наша воля непоколебима».

Министр, правда, попытался быть конструктивным и вновь высказался за развитие отношений с Москвой. «Сферы возможного сотрудничества с Россией безграничны», – заявил он. Несмотря на все баталии на «курильском фронте», экономические связи двух стран в самом деле развиваются довольно успешно. Товарооборот в прошлом году практически удвоился и вышел на уровень $24 млрд. Только вчера появились сообщения о том, что Toyota активно изучает вопрос о строительстве второго сборочного завода в России – на этот раз под Владивостоком. В сотрудничестве с российской «Соллерс» и японской торговой корпорацией Mitsui с 2012 года здесь могут собирать до 30 тыс. внедорожников. Токио начал подготовку ратификации межправительственного соглашения с Москвой о сотрудничестве в атомной сфере, идут разговоры о создании серьезного СП по обогащению урана, что станет прорывным событием в этой сфере.

Однако конфликт вокруг островов бросает тень и на экономику: вчера, например, один из влиятельных японских обозревателей правого толка призвал к введению санкций против России в связи с ужесточением ее позиции по Южным Курилам. Предлагается запретить передачу Москве новейших технологий и прекратить любые операции с теми южнокорейскими и китайскими фирмами, которые захотят принять участие в экономическом освоении островов. 

Впрочем, сторонники таких идей пока в меньшинстве, а крупная либеральная газета Asahi сообщила вчера о растущей тревоге японских деловых кругов по поводу обострения отношений с Москвой. При этом газета открыто потребовала от руководства страны прекратить резкие заявления, которые взвинчивают атмосферу. Однако ситуация уже порядочно испорчена: японской стороне, как стало известно «Ъ» из дипломатических источников в Токио, не удалось договориться о встрече своего министра ни с премьером Путиным, ни с президентом Медведевым. 

В общем, в этой ситуации господину Маэхаре и его российским партнерам по переговорам придется немало потрудиться, чтобы не разругаться окончательно.