Шеф и повар. Часть третья. Расследование о том, как Россия вмешивается в выборы в двадцати странах
Участие Пригожина в африканской политике давно перестало быть тайной. Но масштабы его планов стали понятны только сейчас, когда «Проекту» удалось ознакомиться с внутренней документацией «бэк-офиса» африканского проекта – неформального аналитического центра при «кремлевском поваре». «Проект» не приводит документы полностью из соображений безопасности источников, предоставивших эти материалы; подлинность документов подтвердили два политтехнолога, работавших в Африке, и сотрудник «бэк-офиса»; отдельные сведения из этих материалов также подтвердили два малагасийца, помогавшие политтехнологам на Мадагаскаре; часть информации удалось верифицировать с помощью сведений, которые «Проекту» предоставил центр «Досье» Михаила Ходорковского.
В список государств, где у Пригожина есть интересы, входят 39 стран, как минимум в 20 работают политтехнологи, подсчитал «Проект» на основании информации, содержащейся в документах «бэк-офиса», и сведений, которые передал собеседник, знакомый с организацией работы структур Пригожина. Вероятно, интерес к Африке отразился даже в официальной статистике. С 2017 года число россиян, выехавших в африканские страны, заметно выросло – более чем в полтора раза, следует из данных погранслужбы ФСБ; при подсчетах использовались сведения по следующим странам, о работе в которых рассказали собеседники «Проекта»: Ангола, Гвинея, Демократическая Республика Конго, Зимбабве, Кения, Ливия, Мадагаскар, Мозамбик, Нигерия, Судан, Чад, Руанда, Бенин, Южно-Африканская Республика, Кот-д'Ивуар, Камерун, Замбия; данные по Гвинее-Бисау, Южному Судану и ЦАР отсутствуют в статистике ФСБ.
Эти страны упоминаются в так называемом «Панафриканском проекте» политтехнологов Пригожина. Предполагается, что на континенте будет сформировано «серое» объединение африканских стран или «африканская империя». Для этого политконсультанты должны помочь своим кандидатам победить на выборах в нескольких государствах, чтобы те затем признали власть одного лидера. На роль такого лидера, по крайней мере во франкоязычной Африке, претендует Кеми Себа, одиозный панафриканист и антисемит.
Одно из приоритетных направлений для людей Пригожина – работа в государствах, где в ближайшие два года пройдут выборы. Способы борьбы – критика неоколониализма и зоны африканского франка «как инструмента экономического колониального порабощения стран Африки». На этом направлении Себа уже преуспел: с франком он борется как минимум с 2017 года; в августе он публично сжег в Дакаре купюру номиналом в пять тысяч африканских франков (чуть меньше восьми евро), за что его выслали из Сенегала.
Второе направление – работа в странах, где есть территориальные проблемы, а по сути – обострение борьбы за спорные земли. Этим Себа занимался на Мадагаскаре, где участвовал в конференции о судьбе островов Эпарсе.
В поездке его сопровождала русскоязычная девушка, перед которой малагасийские активисты отчитывались о ходе подготовки мероприятия и с которой тесно работали связанные с Пригожиным люди (*источник, рассказал малагасиец, работавший с группой политтехнологов на Мадагаскаре*).
Официальным организатором конференции на Мадагаскаре выступила ассоциация Afric – небольшое издание, которое освещает африканскую политику. Название организации – акроним от Association for Free Research and International Cooperation. Среди представителей ассоциации в Африке – сотрудница петербургского «бэк-офиса» Юлия Афанасьева и ее знакомый, уроженец Камеруна и выпускник Белгородского технологического университета Микаэль Чеува. В России Афанасьева также руководит «Центром социально-культурных инициатив», среди соучредителей которого глава «бэк-офиса» Петр Бычков.
Наблюдатели от ассоциации Afric, близкой к «кремлевскому повару», побывали на выборах еще как минимум в двух странах – в Демократической Республике Конго и в Зимбабве, где летом 2018 года после 30-летнего правления Роберта Мугабе впервые выбирали президента. Победу одержал кандидат от правящей партии Эммерсон Мнангагва, а оппозиция заявляла, что Россия вмешивалась в выборы. Хотя новый глава государства эти подозрения отвергает, политтехнологи, связанные с Пригожиным, предположительно участвовали в предвыборной кампании.
В каждой стране, где присутствуют люди «кремлевского повара», задачи и объем работ сильно различаются. В некоторых странах ведущую роль играют военные наемники, в других – присутствуют только политтехнологи или наблюдатели (как в описанных выше ДРК и Зимбабве), в третьих – помимо тех и других у ресторатора есть уже и бизнес-интересы.
В начале января 2019 года в Руанду прибыл советник президента ЦАР по национальной безопасности Валерий Захаров, причем вместе с ним должен был лететь и командир ЧВК Дмитрий Уткин, более известный по своему позывному – «Вагнер», но в последний момент его поездку перенесли. А в Чаде и Бенине люди Пригожина взаимодействуют с политиками, близкими к вооруженной мусульманской группировке «Селека» (*источник, говорит собеседник, знакомый с организацией работы структур Пригожина, и подтверждает политтехнолог, работавший в Африке*).
Свои действия во внешней политике Пригожин согласовывает с Путиным, уверен высокопоставленный федеральный политик. Координация идет и уровнем ниже – с департаментом Африки МИД: так, дипломаты принимали бывшего президента Мадагаскара в Москве на экономической конференции, где присутствовали и политконсультанты. Взаимодействие строится и с министерством обороны. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отрицательно ответил на вопросы «Проекта» о том, знает ли Владимир Путин об активности Пригожина в Африке и координирует ли бизнесмен свои действия с Кремлем. Официальный представитель МИД Мария Захарова не ответила «Проекту».
Читать на сайте «Проекта»
Комментарии
Но там всё равно перевертон.
А у РФ - репутация:
Вся страна - подстилка судимого за грабежи и вовлечение несовершеннолетних..
когда однажды — смех и плач —
везде наступит воскресение,
и с жертвой встретится палач.
(с)
Повар - исполнитель