Бессовестный шантаж под маской справедливости

Пыль, поднятая ожившим в начале года переговорным процессом с целью заключения мирного договора с Японией, медленно оседает. Про российскую сверхлояльность к Японии и японцам говорить не приходится. В представлении большинства россиян Япония — это дружелюбная, вежливая, самобытная, во многом даже загадочная страна, с богатым экзотическим культурным наследием, со сдержанными и улыбчивыми людьми. Множество повествований было издано ещё со времён СССР о том, как красиво цветёт сакура, какие интересные в этой стране традиции чаепития, искусство икебаны, каллиграфии, изящество трёхстиший «хокку» и т. д.
Обратимся для сравнения к тем переменам в сознании, в переоценке прошлого, произошедшего у нашего бывшего главного противника и бывшего союзника Японии — Германии. Там все реваншистские организации с нацистским душком запрещены. Популяризация нацизма преследуется в уголовном порядке, равно как и отрицание холокоста. Президент ФРГ Р. Вайцзекер ещё в 1985 г. впервые заявил, что День 8 мая является «днём освобождения германского народа от нацистской диктатуры». Германия осуществляла выплаты узникам концлагерей — гражданам бывшего Советского Союза, а также «за рабский труд» насильственно угнанным и работавшим на заводах Германии.
Если Германия безропотно отнеслась к отторжению от неё земель и передаче их Польше, а также СССР (как пострадавшим сторонам), и согласилась оформить это в многосторонней форме Хельсинкского акта, то Токио придерживается диаметрально-противоположной позиции и норовит сделать всё наоборот.
Сравнение в этом плане с Японией, взятое по отдельности или в совокупности, будет отнюдь не в пользу последней. Там не только хранят и почитают бывшие боевые знамёна разгромленных или капитулировавших войск, но и воспроизводят их, дают вторую жизнь — их копиями любят размахивать на своих сборищах милитаристские организации. Казнённых по приговорам Токийского трибунала военных преступников перезахоронили в храме, ставшим неким сакральным местом, куда для участия в ежегодном ритуале поклонения перед памятью «героев» ездит нынешний премьер С. Абэ.
В отличие от Германии в Японии не произошёл процесс покаяния за ответственность за развязанную агрессию, за многочисленные жертвы в боях, а также гражданского населения на захваченных территориях, за военные преступления. В одном только Китае число жертв за время войны оценивается около 30 млн человек. Недавно Токио с негодованием отказался от призыва Южной Кореи принести запоздалые извинения женскому населению этой страны, подвергавшемуся неслыханному массовому насилию, бесчинствам, унижениям и издевательствам со стороны японской солдатни.
Подумать только — страна, союзница Гитлера, которая захватила всю Юго-Восточную Азию и часть Китая, установив там «новый порядок», поработила миллионы людей, принесла этим странам миллионные жертвы, чьи войска бесчинствовали и угнетали гражданское население оккупированных стран, породившая военных преступников, вспарывавших животы пленённым советским солдатам, ещё изображает себя незаслуженно обиженной судьбой и имеет наглость сейчас что-то ещё требовать от её победителя! И заметьте — ни следа покаяния! А когда подписывали полную и безоговорочную капитуляцию в 1945 г., были тихими и покорными, как овечки, глаза прятали. Даже если считать острова Малой Курильской гряды — нашим военным трофеем, то почему мы им должны делиться с поверженным противником?! Теперь нам объясняют, что Япония чувствует себя униженной, её национальное самоощущение ущербно, с глубокой раной, и, чтобы вылечить её, надо отдать Курильские острова. Так не надо было вступать в союз с Гитлером и творить безобразия по всей акватории Тихого океана, в Юго-Восточной Азии, в Китае на границах с СССР — никто не принуждал.
Как будто не было участия Японии во Второй мировой войне и сотрудничества с нацистской Германией, как будто не она стала в ней агрессором, принесшим неисчислимые жертвы, страдания и разграбление, как будто её Квантунская армия не вступила в схватку с Советской армией, как будто не было Токийского трибунала над военными преступниками. По сути, наряду с признанием географических итогов Второй мировой войны, в нашем случае российского суверенитета над Курильскими островами, Японии недурно было бы ещё признать и политические итоги Второй мировой войны — свою неблаговидную роль в ней и крах своей милитаристской, захватнической идеологии, именно отторжению от неё учить своих граждан (как это делается в Германии) для очищения исковерканного самосознания.
Следует иметь в виду, что любые территориальные уступки со стороны России будут восприняты в Японии не как жест доброй воли, не как знак великодушия и примирения, а как закономерный результат целенаправленного давления и шантажа, триумф коллективной японской «национальной воли» над жадностью русских захватчиков.
Ни один вектор политики Токио в отношении России не изменится к лучшему пока не исчезнет или хотя бы не ослабнет западное санкционное давление и шельмование России. Япония никогда не пойдёт «впереди паровоза» своих западных союзников, в первую очередь США. Так что покупать «дружбу» японцев ценой Курил — дело неперспективное, нереалистичное, да и в принципе недостойное национального самосознания русского народа.
Комментарии