Украинцам все сложнее выбить положенные им выплаты — больничные, декретные и даже «гробовые».
Эти статьи финансируются из Фонда социального страхования (ФСС), а там в последнее время с деньгами, мягко говоря, не все хорошо.
По данным заместителя главы Общественного совета Фонда Наталии Землянской, долг по выплатам на начало апреля превысил 1,5 млрд гривен. При этом задолженность с каждым днем увеличивается, как и сроки, в течение которых украинцы могут получить деньги.
Скажем, если в феврале ждать компенсаций приходилось в среднем 31 день, то сейчас уже 45 дней. По законодательству этот срок не должен превышать 10 дней.
По словам Землянской, к концу года украинцам придется ждать выплат по 3-5 месяцев, а дефицит Фонда к тому времени достигнет рекордных 3 млрд гривен.
Украинское издание «Страна» разбиралась почему украинцам перестали платить больничные и декретные.
Болеть и рожать — за свой счет
По словам Наталии Землянской, проблемы начались в ноябре прошлого года — тогда были израсходованы последние «резервные» деньги из Фонда соцтрахования и его бюджет пошел в минус.
«Получается, что, если человек болеет, он предоставляет больничный по месту работы, а работодатель подает заявку в Фонд соцстрахования на возмещение средств. Закрыть ее нужно в течение 10 дней. Точно так же по декретным — ФСС оплачивает женщинам средства за то время, когда они находятся в декретном отпуске. Получается, что без денег остались десятки, а то и сотни тысяч украинцев», — рассказал «Стране» экс-руководитель Фонда соцстрахования (2015–2018 г) Евгений Баженков.
По его словам, на 3 апреля ФСС закрывает заявки, поданные еще до 26 февраля. Размер больничного в зависимости от стажа составляет 50-100% от должностного оклада, декретные — это 100% от зарплаты, и в общем-то получатели живут за эти деньги.
Поэтому люди заметно нервничают — в Федерации профсоюзов рассказываю, что им поступают массовые жалобы на неплатежи. «Болел еще до нового года, был на больничном две недели.
И тут сюрприз — получил только половину зарплаты, остальное, как сказали в бухгалтерии, пока не перечислил Фонд соцстраха. Так как на лечение и так потратил немало, праздники в семье были „голодными“. Больничные компенсировали больше чем через месяц. Можно и умереть, пока дождешься денег», — иронизирует столичный офисный работник Роман.
Причина роста долгов банальна — в Фонде попросту закончились деньги.
Основной источник финансирования ФСС — часть от единого социального взноса (Фонд соцстраха делит его с Пенсионным фондом и Фондом страхования на случай безработицы). Но, если раньше ФСС получал 14,26% от всего собранного ЕСВ, то в 2017 году эту долю урезали до 9,14%.
А остальное отдали Пенсионному фонду, дефицит которого к тому времени начал стремительно нарастать.
В прошлом году долю ФСС увеличили, но незначительно — до 9,37%, что особо проблему не решило.
Причем страдают не только получатели больничных и декретных, но и так называемые регрессники — украинце, получившие инвалидность из-за производственных травм. «Фонд оплачивает компенсации 220 тысячам человек, и ежегодно суммы должны индексироваться.
В минувшем году они выросли на 15-20%, а в этом году — только на 5%. Задержек там нет, поскольку получатели — весьма активные люди и готовы на протесты в случае чего.
Вплоть до того, чтобы оккупировать кабинет министра соцполитики Андрея Ревы, что уже случалось. А те, кому положены больничные, митинговать не пойдут, многие даже не понимают кого винить в неплатежах — работодателя или ФСС», — поясняет Баженков.
Куда пропали деньги
Собственно, основу дефицита всех трех фондов — Пенсионного, соцстраха и безработицы — власти заложили еще в 2016 году. Тогда ЕСВ снизили с 36,8%-49,7% до 22% в расчете, что это позволит вывести зарплаты из тени, и в итоге общие поступления, как минимум, не сократятся, а в идеале даже вырастут. Но этого так и не произошло.
В 2016 году дефицит Пенсионного фонда составил 138 млрд гривен, а на этот год в бюджет заложен прогнозный показатель в 167 млрд гривен.
По словам экономиста Виктора Скаршеского, реальные поступления от ЕСВ намного ниже ожидаемых. Так, только за два месяца этого года задолженность по единому социальному взносу увеличилась на 2 млрд гривен. Для сравнения: за весь прошлый год этот показатель вырос на 8 млрд, до 29 млрд гривен.
На данный момент «недобор» ЕСВ уже тянет на рекорд — 31 млрд гривен.
«В основном задолженность растет из-за физлиц-предпринимателей: их доля в общем долге — порядка 5 млрд гривен за прошлый год. С учетом того, что среднестатистическому ФОПу начисляют ЕСВ с минимальной зарплаты, то есть, с 819 грн в месяц, получается, что не платит около 500 тысяч физлиц-предпринимателей, а это почти треть всех предпринимателей- упрощенцев (всего их 1,7 млн)», — подсчитал Виктор Скаршевский.
Не могут заплатить ЕСВ также неработающие предприятия или же предприятия, у которых накопились большие долги по зарплатам. По последним данным Госстата, на 1 марта общая задолженность по зарплатам на Украине составила порядка 2,4 млрд гривен. Это на 6,4% меньше, чем на начало февраля, но все равно очень много.
Плюс — растет доля долгов неработающих предприятий, а быстро выплатить такие задолженности, как показывает практика, поти нереально.
Всего за месяц долги экономически неактивных предприятий в общей структуре выросли на 1,3% и достигли 17,4%.
Также идет рост задолженности по ряду отраслей — сельскому хозяйству, строительству, транспорту, недвижимости, услугам и пр. А так как ЕСВ с долгов в 2,4 млрд — это 528 млн гривен, которые недополучили Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
Причем, по словам Виктора Скаршевского, тот же ПФ в марте нарастил задолженность перед Госказначейством — одолжил на 1,5 млрд гривен больше, чем вернул.
Что, собственно, неудивительно, учитывая индексации и щедрые предвыборные выплаты пенсионерам.
То есть, рассчитывать на то, что Фонду соцстраха вдруг увеличат отчисления не приходится. Наоборот, их могут еще больше урезать.
Предвыборная «топка»
По данным Наталии Землянской, Минсоцполитики изначально утвердило заниженный бюджет ФСС на 2019 год — исходя из планируемых поступлений, а не с учетом ожидаем выплат. Чиновники не учли рост средних зарплат на Украине за прошлый год примерно на 20%, а ведь именно они являются базой для начисления больничных и декретных.
«Соцзащита уступила место популизму властей, которые пожертвовали помощь работающим гражданам на спасение остатков рейтинга власти и пенсионной реформы», — говорит Землянская.
Показательно, что в самом Фонде соцстраха особых проблем не видят. Там утверждают, что из-за недопоступления ЕСВ и роста зарплат (и, соответственно, размера выплат), «возможно увеличение стандартных сроков перечисления средств». По данным ФСС, в прошлом году средняя сумма помощи по временной нетрудоспособности выросла на 31,9%.
Всего было выплачено около 12 млрд гривен больничных и декретных и около 7,8 млрд — компенсаций для потерпевший на производстве. И обещают- все вернут «как только появятся деньги».
Впрочем, как скоро это произойдет — вопрос открытый. По словам Баженкова, проблему можно было бы решить, перебросив деньги с фонда страхования на случай безработицы — там за прошлый год образовался профицит около 2 млрд гривен. Впрочем, скорее всего, эти деньги пойдут в пенсионный фонд, дефицит которого также стремительно нарастает.
«Получается, что при количестве пенсионеров в 11,5 миллионов и официально трудоустроенных 8 — 9 миллионов, которые платят ЕСВ, выбор исполнительной власти склоняется в пользу латания дыр Пенсионного фонда», — говорит Землянская.
Эксперты не исключают, что власти могут пойти на план «Б», который озвучивался еще в прошлом году — разрешить украинцам не брать больничный на срок до 5 дней, а болеть дома без справки. Расходы по оплате такого больничного должны брать на себя работодатели.
Комментарии