Как Наталия Филева, погибшая в авиакатастрофе в Германии, сделала S7 успешной компанией

31 марта при заходе на посадку в аэропорту Эгельсбах (Франкфурт-на-Майне) разбился частный самолет Epic-LT. На борту самолета находилась 55-летняя Наталия Филева — акционер авиакомпании S7 Airlines. Вместе с мужем Филевой удалось превратить эту компанию из разваливающегося актива в крупнейшего игрока на российском авиарынке. О ней отзывались как о гениальном управленце, превыше всего ценящем порядочность. 

Путь в авиацию

Наталия Филева родилась 27 марта 1963 года в Новосибирске. Образование получала сначала в Новосибирском электротехническом институте по специальности «инженер-радиомеханик», затем продолжила его в Новосибирском институте народного хозяйства по специальности «организация управления производством». 

Вместе с супругом Владиславом Филевым Наталия занималась инвестиционным бизнесом: в 1995 году она стала директором новосибирского филиала инвестиционной компании «Еврофинансы», основанной армейским другом Владислава Филева — Алексеем Грибковым. 

Супруги Филевы занимались операциями с векселями, зачетами, ГКО, — рассказывали «Ведомости». Они выкупали эмиссии городских и областных векселей и ждали момента, когда крупным местным предприятиям придет время платить налоги. У заводов денег не было, поэтому они соглашались на предложение Филевых: заплатить долги в обмен на их продукцию. Продукцию Филевы затем реализовывали, чтобы пустить выручку на скупку новых эмиссий. 

Эта схема и привела супругов в авиацию, произошло это практически случайно: в 1997 году авиаотряд «Сибирь» из аэропорта Толмачево отправил на ремонт в Минводы один из своих самолетов. Местный завод работы провел, но отряд не смог их оплатить. Филевы погасили долг в 3 млн рублей и вызволили самолет, но авиакомпания и с ними не смогла рассчитаться.

Выпускник Военно-космической академии имени Можайского, Филев всегда хотел заниматься бизнесом, связанным с авиацией, а новосибирские чиновники искали инвестора для проблемной авиакомпании. Филевы начали скупать акции «Сибири». При помощи друзей им удалось собрать для этого 20 млн долларов. И осенью 1998 года они стали владельцами контрольного пакета. После этого Филевы закрыли свою финансовую компанию и всей командой перешли работать в «Сибирь», прежнее руководство которой было уволено, как этого и хотела администрация области.

За следующие пару лет Филевы скупили самолеты еще пяти обанкротившихся региональных компаний — «Саяна», «Энкора», авиапредприятий Барнаула, Кемерова и Томска, говорится в материале The Bell. Супругам это посоветовал сделать начальник Западно-Сибирского регионального управления Росавиации Владимир Тасун, возглавлявший тогда совет директоров «Сибири». 

Уже год спустя, в 1999 году, сравнительно небольшая «Сибирь» попыталась поглотить большую, но проблемную авиакомпанию «Внуковские авиалинии» (ВАЛ), а в 2001 году ей это со второй попытки удалось. Объединенная компания стала крупнейшим авиаперевозчиком на внутрироссийских маршрутах. 

S7

В середине 2000-х главным занятием Филевой был ребрендинг «Сибири». Компания поменяла название на S7 Airlines, потратила десятки миллионов долларов на перекраску самолетов и рекламные кампании — и в результате стала первой российской авиакомпанией с современным брендом и маркетингом. «Филева хотела, чтобы компания была настоящей, профессиональной, не просто компанией, которая пришла пену снять, — вспоминает глава Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун. — Не умаляю достоинства других авиакомпаний, но они первыми внедряли все новации, которые появлялись на мировом авиационном рынке».

«Википедия»

Поговаривали, что Наталия Филева сама выбрала новые цвета компании, но в интервью порталу Aviaport.ru Владислав Филев рассказал, что «все придумывают в Лондоне, за это надо просто заплатить». «Мы придумали только одну настоящую штуку: мы никогда ничего не придумываем сами. Мы обращаемся к самым дорогим консультантам, и они нам все придумывают», — рассказал он. 

Сотрудники компании рассказывали журналистам портала NGS, что в S7 силен корпоративный дух — его поддерживала Наталья Филева, выступая перед коллективом несколько раз в году. «У нее никогда не было ни одной шаблонной речи, всегда что-то оригинальное. Вот, к примеру, она говорит: отчего погиб Советский Союз? А любви не было в нем. А у нас в компании есть эта любовь, и поэтому все у нас будет хорошо. Это такой чисто женский аргумент. И все идеи у нее такие — они одновременно стратегические, креативные и женственные», — вспоминает бывший сотрудник компании. 

S7 Airlines неоднократно становилась лауреатом различных конкурсов, выставок и наград. Так, на международной туристической ярмарке MITT в 2002 году компанию признали одной из лучших в России, в 2003 авиакомпания стала лауреатом премии Flight International Aerospace Awards в номинации «Корпоративная стратегия». В 2007 году авиакомпания стала победителем ежегодной национальной премии «Народная марка / Марка № 1 в России». 

Проблемы

После кризиса 2008–2009 годов Филевы дважды могли потерять компанию. К 2008 году «Сибирь» подошла в момент обновления парка, с высоким долгом, половина которого приходилась на «Сбербанк». У него же в залоге был контрольный пакет акций компании. «Сибирь» начала допускать дефолты. Правительство выставило условием господдержки ее объединение с «Аэрофлотом», а «Сбербанк» поддерживал эту позицию, — пишет The Bell. 

Филевы не спешили терять контроль над семейным бизнесом, в который успели столько вложить. Они убедили другого своего кредитора, «Альфа-банк», выделить им под личные поручительства две кредитные линии на 9,7 млрд рублей, позволившие рассчитаться со «Сбербанком».

Из кризиса 2008–2009 года Филевы извлекли уроки, пожертвовав рыночной долей ради эффективности: вдвое уменьшили парк, порезали невыгодные маршруты и сократили персонал, потратив только на компенсации $20 млн, писали «Ведомости». 

Второй раз S7 могла стать государственной в 2013 году, когда в правительстве снова появилась идея объединить авиакомпанию с «Аэрофлотом». Филева назвала идею «шантажом со стороны государства». Топ-менеджер, выступавший в тех переговорах на стороне правительства, спустя несколько лет уверял The Bell, что агрессивных планов не было: «Филевых никто не собирался отжимать, напротив, им предлагали „окэшиться“ — но они отказались: они просто любят авиационный бизнес. Это тоже вызывает уважение».

Кадр Youtube

 

Филевы никогда не тратили лишнего, вели очень взвешенную коммерческую политику, умели угадать спрос, первыми в России внедрили собственную систему управления рисками, всегда занимались развитием сервиса, электронных продаж и выигрывали на мелочах, перечисляли в 2016 году в комментариях «Ведомостям» причины успеха компании эксперты. Вопрос был не праздным: к этому моменту S7 осталась единственной полностью частной федеральной авиакомпанией в России.

Ее главный конкурент «Трансаэро» разорился годом раньше, второй, «Ютэйр», остался на лету только благодаря неохотной помощи своего акционера, богатейшего «Сургутнефтегаза». S7, несмотря на общую убыточность российских авиакомпаний, остается прибыльной: выручка компании в 2017 году составила 118 млрд рублей, чистая прибыль — 4,4 млрд. 

Бизнес Филевых переживал и другие проблемы. В 2004 году две террористки-смертницы взорвали два самолета. Один из них, Ту-154 принадлежал «Сибири». По словам собеседника «Ведомостей», каждая такая трагедия несла около $100 млн убытков для авиакомпании. «Это страховые выплаты людям, экипажу, большой отток пассажиров», — рассказал источник газеты. 

В 2006 году самолет А310 «Сибири» в Иркутске выкатился за пределы взлетной полосы и врезался в гаражи. Из 203 человек на борту тогда погибло 125. Убытки от трагедии составили $120 млн.

«Морской старт»

Несмотря на то что S7 сконцентрировалась на внутренних перевозках, планы по развитию бизнеса семьи Филевых выходили далеко за рамки региональных полетов. Одним из подразделений S7 стала компания S7 Space. В прошлом году она завершила сделку по покупке плавучего космодрома Sea Launch («Морской старт») у ракетно-космической корпорации «Энергия» за 6,28 млрд рублей. 

Предметом сделки стали корабль Sea Launch Commander, платформа Odyssey с установленным на них оборудованием ракетного сегмента, наземное оборудование в базовом порту Лонг-Бич (США) и товарный знак Sea Launch. 

Филевы собирались составить конкуренцию Илону Маску и его компании SpaceX в сфере коммерческих космических полетов. 

«Википедия»

Сегодня глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, выражая соболезнования родственникам и близким Наталии Филевой, сказал, что она была «великим энтузиастом авиации и космонавтики». В заявлении, опубликованном на сайте госкорпорации, Рогозин также отмечает, что накануне обсуждал с Филевой первый полет Ил-112В и возможности создания «морской» версии ракеты «Союз-5» для «Морского старта». Изначально планировалось производить ракеты «Зенит» на Украине, но пару недель назад компания S7 отказалась от этих планов. 

Сейчас же в руководстве S7 в связи с гибелью Филевой взяли паузу, прежде чем формулировать новую стратегию развития. 

«Мама»

Бывший гендиректор S7 Space Сергей Сопов вспоминает, что в компании все звали Филеву «мамой»: «Мама сказала — это закон. Я много с ней общался и уважал ее. Она была хорошим человеком. Это невосполнимая утрата». Нынешний руководитель S7 Space Рано Джураева говорит, что Наталия Филева «щедро делилась и дарила нам свою любовь и поддержку»: «Очень сильная, современная, настоящая владелица сложнейшего, очень ответственного бизнеса. Очень больно». 

«Потеря ничем не может быть восполнена. Она была идеологом компании, возглавляла процессы, сама подбирала исполнителей. S7 во многом была создана благодаря энергии Наталии Филевой, она умела ставить цели и была настойчивой в их достижении. Сегодня можно с полной уверенностью говорить, что S7 — это продукт именно супругов Филевых», — сказал глава Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун, отмечая, что Наталию Филеву отличало нестандартное мышление и определенная жесткость в вопросах управления авиакомпанией. «Супруги Филевы взяли перевозчика 20 лет назад в тяжелом финансовом положении, спустя десять лет, на новом этапе, сами испытывали серьезные трудности, но в итоге создали одну из самых эффективных и качественных по уровню сервиса авиакомпаний в России», — говорит Тасун.

Он добавил, что группа S7 «продолжит свое развитие», так как в ее структуре есть люди, которые в состоянии «сохранить заданный Наталией Филевой вектор развития»: «Она часто говорила, что нельзя останавливаться, что надо идти до конца в достижении целей. Сколько еще идей было, которые ушли вместе с ней…»

Jan Huebner/Florian Ulrich, GLP

Коллеги по отрасли вспоминают о Филевой как о сильном управленце, способном реализовать задуманное, какие бы препятствия ни существовали. «Она совершенно удивительная женщина, которая принесла в российскую гражданскую авиацию принципиально новый подход к ведению бизнеса, основанный не только на неведомом здесь ранее многофакторном, тщательном и качественном анализе происходящего, но и на удивительном даре предвидения, широте кругозора, на способности взаимодействовать с людьми, брать от них самое лучшее. Ее энергия, неравнодушие, постоянное стремление к новому и стали тем фундаментом, на котором создавалась и добивалась успехов группа S7», — сказал «Коммерсанту» глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

Президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь рассказал изданию, что часто общался с Филевой и они нередко спорили: «Но я всегда благодарил ее за критику. У меня нет ничего, кроме уважения и любви к этой семье. Это замечательные люди, сочетающие невероятно глубокие профессиональные компетенции и при этом, например, песни под гитару. С Владом они жили душа в душу: это было не просто бизнес-партнерство». 

Благотворительность

Филева уделяла внимание благотворительности. Как рассказал «Коммерсанту» председатель правления общественной организации «Гуманитарный проект» из Новосибирска Денис Камалдинов, Филева вложила более 70 млн рублей в проект по низкопороговому доступу к услугам экспресс-тестирования на ВИЧ. «В 2018 году по городу и области курсировали четыре тест-мобиля, в которых люди могли бесплатно и анонимно сдать кровь на ВИЧ и гепатит», — рассказал он. Это проект показал, что тестирование в тест-мобилях оказалось как минимум в четыре раза эффективнее, чем обычное тестирование в медицинских учреждениях. По его словам, был начат диалог о продолжении проекта для помощи самым бедным и социально незащищенным людям, живущим с ВИЧ, проекта по доступной помощи и паллиативному уходу на дому, постконтактной профилактики для тех, кто попал в сложную ситуацию. «Мы знаем, что Наталия Филева была заинтересована в этой работе. Она просто делала добро, не афишируя, не делая из благотворительности пиар», — говорит Камалдинов.

Состояние

В 2006 году по версии журнала «Финанс» Филева была признана одной из богатейших женщин России с активами в 155 миллионов долларов. 12 лет спустя она заняла четвертую строчку в рейтинге богатейших женщин России по версии Forbes с состоянием в 600 миллионов долларов. 

Катастрофа

Представитель Германской службы безопасности полетов назвал возможную причину. Предположительно, пилот во время поворота потерял контроль над самолетом. Отмечается, что он упал «непосредственно перед посадкой». Пилот управлял самолетом в момент аварии, руководствуясь правилами визуального полета, а не следуя указаниям системы радиолокационного управления ДФС, отметил собеседник агентства ТАСС. 

Ранее сообщалось, что управление по расследованию авиапроисшествий Германии начало следствие по факту авиакатастрофы. Останки погибших идентифицируют на следующей неделе.