20 лет с момента агрессии войск НАТО против Югославии.

В преддверии 20-й годовщины с начала бомбардировок Югославии в 1999 году в Министерстве иностранных дел России прокомментировали действия стран-членов Североатлантического альянса.
«24 марта 1999 года НАТО начала бомбардировки Югославии, которые продолжались на протяжении 78 дней. Впервые после Второй мировой войны совершена агрессия против суверенного независимого европейского государства, активного участника антигитлеровской коалиции, одного из основателей ООН и послевоенной системы международной безопасности.
Альянс не имел никаких легитимных оснований для таких действий, прежде всего мандата Совета Безопасности ООН. Этим актом агрессии были грубо нарушены основополагающие принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, хельсинкском Заключительном акте, а также международные обязательства государств-членов блока.
Действия альянса противоречили даже Североатлантическому договору 1949 года, в котором страны НАТО обязались не ставить под угрозу международные мир, безопасность и справедливость, а также воздерживаться от применения силы или угрозы ее применения в международных отношениях, если это противоречит целям ООН. Тогда и было положено начало подмене международного права „порядком“, основанным на неких произвольных правилах, а точнее — на праве сильного.
В ходе варварских бомбардировок, цинично и бессовестно именуемых „гуманитарной интервенцией во благо“, погибло около 2 тыс. мирных граждан, из них не менее 89 детей. Причем в числе жертв было немало косовских албанцев, „спасением“ которых занималась НАТО.
Оказались разрушены тысячи гражданских объектов в десятках городов. В результате применения боеприпасов с обедненным ураном подверглись заражению почва и вода во многих районах, что привело к значительному росту онкологических заболеваний.
Под пропагандистским предлогом предотвращения якобы имевшей место „гуманитарной катастрофы“ Автономный край Косово был силой отторгнут от страны. На деле именно НАТО стала катализатором реальной человеческой трагедии, той ширмой, за которой осуществлялись антисербские этнические чистки, вынудившие свыше 200 тыс. жителей неалбанской национальности покинуть места своего проживания. Десятки тысяч объектов принадлежащей им собственности до сих пор остаются узурпированными Приштиной и косовоалбанцами. Возвращение беженцев и перемещенных лиц фактически не продвигается.
Под зонтиком натовских бомбардировок косовоалбанцы совершали чудовищные преступления, включая похищения сербов с целью незаконной торговли человеческими органами. Эти факты были вскрыты докладчиком ПАСЕ Д. Марти в декабре 2010 года. С июля 2017 года под эгидой Европейского союза функционирует Специальный суд, призванный наказать виновных.
Однако до сих пор так и не выдвинуто ни одно обвинение. Исходим из того, что все причастные к этому криминалу главари боевиков т. н. „Освободительной армии Косово“ должны предстать перед правосудием — независимо от того, какие посты они ныне занимают в Приштине.
Констатируем, что в результате нападения на Югославию 20 лет тому назад НАТО подорвала механизмы, обеспечивавшие мир и безопасность в Европе на протяжении многих десятилетий. Причем косовская проблема решена не была — напротив, край остается главным источником нестабильности и кризисных проявлений на Балканах. Могло ли быть иначе, если натовцы расчистили путь к власти в Приштине бывшим боевикам „ОАК“, вышедшим впоследствии из-под контроля своих покровителей?
Тяжелое бремя ответственности за такие действия и их последствия всецело лежит на руководстве альянса и входящих в него государств, принявших участие в агрессии против Югославии. Это пятно позора навсегда останется на репутации НАТО.

 

Жертвы среди гражданского населения
Данные из рапорта НАТО за период с 10 июня 1999 по 27 февраля 2000, Косово:

Число террористических нападений - 4354 (югославская армии уже покинула край). Из них: 4121 на сербов и черногорцев, 96 на албанцев, лояльных к сербам, 137 на цыган, турок и др.
Число пропавших без вести - 821 человек, из которых 757 сербов, 37 албанцев, 27 других национальностей.
Число убитых – 910 человек, из которых 811 сербов, 71 албанец, 28 других национальностей.
Ранено 802 человека. Следовательно 751 серб, 20 албанцев, 31 остальных[].
По информации властей СРЮ, с 24 марта по 10 июня 1999 г. общее число погибших гражданских лиц составило свыше 1 700 человек, в том числе почти 400 детей, порядка 10 тыс. серьезно ранены. Без воды остались около 1 млн человек, 500 тыс. человек остались без работы, тысячи — без крыши над головой. Без вести, по данным ООН, пропал 821 человек, большая часть из которых — сербы. Операция “Союзная сила” унесла жизни людей и после своего окончания, НАТО использовало в боеприпасах радиоактивный обедненный уран.

НАТО применяло кассетные бомбы.

По информации генерала Спасое Смилянича, в ходе войны погибло около 500 и было ранено более 900 мирных жителей. От действий авиации НАТО погибли 88 детей. Личность 22 из них экспертами не была установлена. Трое нерожденных детей погибли в утробах своих матерей.

Правозащитная организация Human Rights Watch насчитала 90 инцидентов, в которых погибло в общей затруднения от 489 до 528 мирных жителей. Избыточная смертность в результате ухудшения условий существования не поддается оценке.

Главными жертвами бомбардировок стали мирные жители. Как признал не так давно спецпредставитель ООН по правам человека в бывшей Югославии Иржи Динстбир, балканская операция НАТО привела к большему числу жертв среди мирного населения, чем сам косовский конфликт, ради разрешения которого она якобы была предпринята

 

https://youtu.be/tnlZTvBvyig

 

Последствия варварских бомбардировок Югославии
Самым страшным «результатом» натовской агрессии в СРЮ является гибель как минимум 1,7 тыс.

мирных граждан, а также тысячи раненых и пропавших без вести. Если говорить об экономическом уроне, то потери более чем существенные. В результате войны в Югославии были уничтожены или серьезно повреждены все важнейшие объекты действовавшей на тот период гражданской инфраструктуры. Под смертоносные снаряды сил Североатлантического Альянса попали национальные нефтеперерабатывающие заводы, мосты, узлы электроснабжения и крупнейшие предприятия. Без работы и средств существования осталось более 500 тыс. человек. Огромное число граждан лишилось своего крова. По подсчетам будущих сербских властей, война в Югославии принесла экономический урон эквивалентый 20 млрд. американских долларов.

Подобная варварская акция не могла пройти бесследно и с точки зрения экологии. Целенаправленные бомбардировки НПЗ способствовали попаданию в атмосферу отправляющих веществ. Речь идет о соляной кислоте, ядовитых щелочах и соединениях хлора. Разлившаяся нефть попала в воды Дуная. Это привело к отравлению не только территорий современной Сербии, но и стран, которые находились ниже по течению крупнейшей европейской реки. Использование боеприпасов, включающих обедненный уран, спровоцировало вспышки онкологических и наследственных заболеваний. Операция НАТО уничтожила тысячи людей, а сотни тысяч ощущают последствия этой страшной трагедии и в наше время.

Военное преступление со стороны Соединенных Штатов и Европейского Союза не должно быть забыто человечеством. После подобных операций вдвойне цинично звучат заявления лидеров НАТО о том, что военный блок обеспечивает «мир в Европе». Только благодаря осмысленной политике Российской Федерации, в настоящее время существует определенный паритет сил, не позволяющий Западу повторить подобное в любой из неугодных им стран. Они еще продолжают устраивать «демократические революции» и стравливать между собой братские народы. Однако это не будет продолжаться вечно. Мир стоит у черты кардинальных изменений. И хочется верить, что больше не допустит смертей и разрушений от бомбардировок «гуманитарных спасателей» из блока НАТО.

Могла ли Россия спасти Югославию от натовских бомб?
«С военной точки зрения, вместе с поставками вооружения - главным образом, средств ПВО - Россия должна была бы прислать и военных специалистов, поскольку в армии Югославии подобные ракетные комплексы не состояли на вооружении. И в случае прямого боевого столкновения она сумела бы оказать достойное сопротивление силам НАТО»,
В своем комментарии эксперт из Института политического и военного анализа Анатолий Цыганок заметил: «Мы имели шансы влиять на ситуацию, но упустили их. Нужно было остаться в Приштине, где бы мы имели свою базу и откуда диктовали бы свои условия».
Другой специалист - первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков - в разговоре с нашим корреспондентом подчеркнул: «Россия могла помочь Югославии, если бы у нас было достаточное количество ЗРК С-300 с подготовленным персоналом. Тем более, что югославская армия не испытала в этом конфликте разгрома. Урон от авиации НАТО составил менее 1 процента от численности сербских войск. И как это ни прискорбно, но Югославия проиграла из-за нас. Москва надавила на Милошевича, чтобы принудить его к сдаче. Причем в тот момент, когда оставалось продержаться совсем чуть-чуть. Североатлантический блок под давлением общественности вынужден был бы прекратить операцию».

Напомним, что тогда парламент Югославии проголосовал за ее присоединение к союзу России и Белоруссии. Российская Государственная Дума рекомендовала президенту Ельцину и правительству выполнить эти пожелания. Однако глава нашего государства не согласился.

Иное мнение высказал заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин: «Я не считаю, что у России была возможность отстоять Югославию. Возникла бы реальная угроза – начать ядерную войну с США. Но мы уже себя раз погубили в 1914 г., ввязавшись в Первую мировую войну из-за сербов. И почему-то сербы никогда нам не помогали. У Милошевича был шанс избежать войны. На Западе его не считали кровавым диктатором до событий в Косово. Но он упустил возможность решить все миром. И вдобавок ко всему совершил предательство, ввязавшись в эту войну и капитулировав после того, как страну разбомбили. Когда это произошло, на повестке дня стояла сухопутная операция. И здесь бы НАТО пришлось куда тяжелее. Если уж югославский лидер начал драться, то делать это нужно было до конца. Или сдаться сразу, чтобы не причинять страдания своему народу. И я никак не могу понять, почему некоторые наши патриоты выпячивают Милошевича как какого-то героя».

В дополнение следует сказать, что еще в 1996–97 гг. между Белградом и Москвой состоялись переговоры, на которых был поднят вопрос российского долга Югославии. У последней был шанс получить комплексы С-300 в счет его уплаты. Но сербы отказались. Результат известен.