«Россия в мире»: пропаганда или идеология?

На модерации Отложенный

По новому стандарту старшей школы, среди четырёх обязательных для изучения предметов появится курс «Россия в мире». Чему он будет посвящён, по каким учебникам его станут преподавать и, главное, кто – сегодня эти вопросы звучат не менее остро, чем при обсуждении религиозного эксперимента. Своим мнением с STRF.ru поделился историк, автор пособий и учебников Евгений Вяземский.

Евгений Вяземский: «Серьёзной базой для курса должна быть идейно-патриотическая позиция учителя. Если он противник всех этих новаций, если он отстранён от современных процессов в стране и мире, он не сможет его преподавать»
Справка STRF.ru:
Вяземский Евгений Евгеньевич, главный научный сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии образования, профессор Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования, член жюри конкурса «Учитель года», один из авторов издательства «Просвещение», доктор педагогических наук, профессор

Какую роль будет играть новый курс?

– В российской школе есть традиции объединения курсов по истории, был, например, подготовлен «Россия и мир». У курса «Россия в мире» – другая концепция: он должен объединить не только знания по истории (российской и всеобщей), но и по географии, экономике, политологии. Для чего? Чтобы выпускник школы более ясно представлял себе место России в современном мире, роль и традиции российской цивилизации, её культурно-историческую специфику. Если, как подразумевает стандарт, старшая школа будет профильной, то ученики будут изучать историю на разных уровнях: кто-то – на базовом, а кто-то – на углублённом. А курс «Россия в мире» предполагается как культурное обобщение того, что изучалось ранее, но с ориентацией человека в современном историческом, историко-культурном, историко-политическом процессе. Этот курс – историко-мировоззренческий. Его задачи важны для формирования российского самосознания – того, что в науке называется «российской идентичностью».

Почему, на Ваш взгляд, введение этого курса многие воспринимают крайне враждебно?

– Мне встречались две позиции.

Некоторые подозревают, что курс будет жёстко идеологизирован. Начнётся «накачивание» школьников патриотическими лозунгами безо всякого реального содержания.

А от пропаганды люди устали. Они хотят, чтобы материал подавался интересно, ярко, и чтобы это не имело ничего общего с курсами политучёбы.

Другие не хотят новаций в принципе – считают, что в школе оптимально оставить всё как есть. Для перестройки работы требуется большая самоподготовка; это тяжело. Многих устраивает существующий статус-кво в сфере образования. Гораздо спокойнее и удобнее жить в том ритме, который устоялся за последние пять–семь лет.

Есть и другие сомнения – насчёт того, насколько удачно будут сочетаться материалы из разных областей.

Нужно хорошо сделать учебник, профессионально – а не так, чтобы в нём содержались случайно надёрганные куски из географии, истории и т.д.

Есть опасения, что это будет сделано на ходу, формально. Этого нельзя допустить – вопрос слишком серьёзный.

Мне сейчас вспоминается введение курса «Основы религиозных культур и светской этики»…

– Да, там поспешили. Именно поэтому результаты эксперимента не слишком удачны. Не было должной подготовки, мобилизации ресурсов, людей. Педагогика – вещь поэтапная. Нельзя совсем уж растягивать по времени, но важно правильно задать темп преобразованию. Религиозная культура тоже требует осмысления. Сама концепция этого курса достаточно спорная…

У Вас не вызывает сомнений, что курс «Россия в мире» должен быть обязательным?

– У меня, как и у любого нормального человека, есть масса аргументов и «за», и «против». Я думаю, этот курс должен быть предметом большой экспериментальной работы в школе, а уже потом следует принимать решение о его конкретных параметрах. Но уже сейчас этот курс подаётся как обязательный, потому что он идейный.



По поводу учебника – кто его должен писать? Как следует организовать эту работу?

– Должна быть команда авторов, которые хорошо представляют себе области интеграции: историю России, всеобщую историю, элементы географии, политики, экономики и социально-культурных процессов. Думаю, команда должна быть смешанной. Обязательно в неё нужно включить специалистов по образованию, чтобы они могли грамотно выстроить содержание учебника с учётом методики преподавания. Это должна быть группа авторитетных людей, которую возглавит учёный, обладающий научным весом, понимающий педагогические проблемы.

Я бы объявил конкурс авторских заявок: пусть несколько коллективов посоревнуются за право написать учебник.

Обычно при наличии готовой концепции учебники пишутся не более года. Но концепция сейчас ещё обсуждается, поэтому надо прибавить ещё как минимум полгода на её уточнение. То есть реально должно пройти не менее полутора лет.

Какая компонента должна стать превалирующей в этом учебнике: историческая, географическая, обществоведческая? Можно выделить одну линию?

– Я думаю «История России» должна занимать 50 процентов удельного веса. Остальные компоненты должны распределяться пропорционально. Однако это пока ещё дискуссионный материал.

Ключевой материал учебника – это история XX–XXI века. Но, чтобы было понятно то, что происходит сейчас, необходимо в первой части курса обобщённо рассмотреть проблемы формирования российской цивилизации. Условно говоря, с древних времён до конца XIX века – это 10 класс, преамбула курса, историко-культурные закономерности российской цивилизации. А весь XX и начало XXI века – это 11 класс.

Что касается компоненты «Общество», то она не должна доминировать над «Историей». История – база в социально-гуманитарном образовании. А уж от него отпочковываются конкретные направления: социум, культура, религия, прочие исторические, историко-культурные, историко-экономические аспекты. Я вижу в основе конструкции исторический материал как древо. А от дерева идут ветки – экономические, социальные, культурные и прочие аспекты. Хотя, возможно, другие потенциальные авторы коллектива могут придумать иные подходы.

А Вы собираетесь участвовать в этой работе?

– Я думаю на эту тему.

Помимо учебника, очень важно, как будет преподаваться этот предмет.

– Это самое главное. От этого зависит, провалится затея или окажется удачной.

Важно выстроить практические занятия по осмыслению современной ситуации в России и мире. Для этого надо использовать принципы интерактивного обучения. Обязательно к учебнику должен прилагаться диск с интересными приложениями, фактическими данными, таблицами, графиками, которые позволят ученикам под руководством педагога проводить исследовательскую работу, участвовать в проектах по изучению российской цивилизации – скажем, в эпоху древности. Какова её специфика, отличие от других цивилизаций? Ответ на этот вопрос требует высокой культуры работы педагога, нужна высокая педагогическая планка. Надо провести серьёзную работу по повышению квалификации. Может быть, даже какие-то стимулирующие условия создать в школе. Предстоит большой объём работы – не так просто его освоить. Конечно, к этому курсу в виде отдельного компонента должна прилагаться методичка для учителей. Многие из них не готовы к преподаванию таких курсов.

Учителя обычно заточены на какой-то отдельный предмет и не имеют опыта работы по комплексным программам.

Я думаю, этот предмет должны преподавать специалисты с социально-гуманитарным образованием – историки и обществоведы. В принципе, и те, и другие могут освоить курс. Весь вопрос в желании – важно, чтобы люди осваивали материал сознательно. Они должны понимать, зачем, во имя чего они это делают. Конечно, серьёзной базой для этого комплекса должна быть патриотическая позиция учителя: если он противник всех этих новаций, если ему кажется, что идёт сплошной регресс, ему будет трудно. Курс предполагает идейно-патриотическую направленность, поэтому учитель не должен быть отстранён от современных процессов.