Учит ли нас чему-то история?

На модерации Отложенный

Не помню, кто сказал, что история повторяется дважды: в первый раз, как трагедия, во второй — как фарс. Наглядное подтверждение этому: многочисленные обсуждения в Интернете (в том числе – и в Гайдпарке) дела Ходорковского. Очень все это напоминает тридцатые годы. Правда – с обратным знаком. Тогда модно было кричать: «Расстрелять врагов народа, как бешеных собак». Сейчас в моде: «Свободу Ходорковскому и Лебедеву». Впрочем, впервые такое массовое поведение описано в Библии. Помните: «Распни его, распни!»

Читаешь все, что выпадает в Google по поиску «Ходорковский», и приходишь к интереснейшему выводу: в стране нашей живут сплошь ясновидящие. Куда там Ванге до наших соотечественников. Не прочитав ни одного документа из дела Ходорковского­–Лебедева, каждый, тем не менее, убежден, что знает всю правду. И не важно, что именно пишет очередной «откликант» (да простится мне сей неологизм). Одни убеждены: Ходорковский невинная жертва путинско-медведевского режима. Другие столь же запальчиво заявляют: вор должен сидеть в тюрьме, значит Ходорковскому с Лебедевым там самое место.

Поймите меня правильно: я не призываю верить на слово. И тоже считаю, что с делом Ходорковского–Лебедева не все чисто. Хотя бы потому, что власти всеми силами стремятся хоть как-то убедить общественное мнение в полной обоснованности приговора.

Зачем, спрашивается, президенту организовывать правовую экспертизу дела? И что это, вообще, за правовой нонсенс: экспертиза приговора? Закон предусматривает, что приговор проверяется в кассационном порядке вышестоящим судом. Вступивший в законную силу – в порядке надзора высшими судебными инстанциями. Президент не доверяет Верховному Суду России? Тогда, простите, в какой же стране мы живем?

Объяснить инициативу Медведева с экспертизой приговора можно только одним: власть желает убедить россиян в обоснованности приговора. При этом осознавая, что авторитет судебной власти в стране и народе упал ниже известного изделия столярной промышленности.

А ведь так просто всех убедить. Достаточно опубликовать (хотя бы в Интернете, а лучше, конечно, книгой) материалы дела. От первого до последнего листа, включая протокол судебного заседания и все ходатайства, заявленные защитой как на предварительном следствии, так и в суде. И пусть каждый все увидит сам. Как адвокат с более чем десятилетним стажем, гарантирую: по делу всегда видно – виновен человек, или нет.

Но ведь не опубликуют. А кричать: Ходорковский – ангел, или, наоборот, Ходорковский дьявол, не зная фактов... Скучно, господа.