КИЕВСКИЙ ПАТЕРИК ОБ ОДЕРЖАНИИ БЕСОМ ЧЕРЕЗ ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

На модерации Отложенный

Из книги Дмитрия Логинова «Тихон о защите от бесов. Речи Арконова»:

…Итак, бесы не страшатся имен и текстов из Ветхого завета нисколько. Более того – Лукавый сам иногда использует его книги в качестве орудия соблазнения. А то так приходится говорить и об одержании бесом через Ветхий завет.

Именно такой случай одержания бесом имел место в 1078 году (когда был убит князь Новгородский Глеб Святославович). Свидетельствует о нем Житие преподобного Никиты, затворника Печерского. Никита был добрым иноком. Он с юности возлюбил Христа и всегда поступал по заповедям Его. За это любим был братиею и сам пребывал в любви ко всем людям. И все бы хорошо было, да только вот… в затвор ушел — самочинно. Не дал Никите благословения духовник: молод, мол, еще, и недостаточно у тебя опыта для такого подвига. Никита же тогда сам себя поставил себе в начальники: так завалил вход в пещеру, что невозможно ему сделалось оттуда выбраться. И в первые же дни явился неопытному подвижнику бес под видом ангела Божьего. И сказал: не молись, такое и другие умеют; а вместо сего без перерыва читай ветхозаветные книги, я в этом тебе помогать буду. И вот – свидетельствует о Никите Киево-Печерский Отечник (Патерик) далее: «Никто не мог состязаться с ним в книгах Ветхого Завета, ибо Никита знал наизусть… Исход, Левит, Числа, Судей, Царств… Хорошо знал все еврейские книги, евангельских же и апостольских святых книг, данных нам по благодати Божьей для нашего исправления и утверждения в добре, – никогда не хотел видеть, или слышать, не только что читать, и не позволял беседовать с собой из Нового завета. Потому все понимали, что он прельщен врагом.

Многие говорили: обстоят его бесы. Более же опытные духовно считали: нет, уже тут надо говорить об одержании бесом через ветхий завет! (О степенях прельщения: обступление — обстояние — одержание см. в книге «Противостоять бесам«.) Встревоженные тем, пришли к прельщенному преподобные отцы… Агапит врач, Нестор летописец и еще многие… Все они, сияющие добродетелями, придя, сотворили молитву к Богу о Никите и отогнали от него беса… Выведя [Никиту] из пещеры, они просили его сказать им что-нибудь из Ветхого Завета; он же клялся, что не читал никогда тех книг, которые прежде знал наизусть. А не знал он ни одного слова, потому что едва был обучен грамоте. Тогда, придя в себя молитвами преподобных отцов, он исповедал великий свой грех и горько оплакивал его, и принял на себя великое воздержание и послушание, начав чистое и смиренное житие, так что превзошел он всех добродетелью».

Человеколюбивый Господь – сообщает Киево-Печерский Отечник далее – принял покаяние Никиты, поскольку его раскаяние было чистосердечным; а также и потому, что прежде, до соблазнения своего «еврейскими книгами», Никита, почитая книги «святые, новозаветные», славился добротою и благочестием.

Господь благоволил иноку, стяжавшему дорогой ценой опыт превозможения в себе ветхой скверны, взойти на престол епископа Новгородского. И вот какие события произошли спустя ровно четыре века после этого случая соблазнения бесом через Ветхий завет. В 1478 году (когда Новгород склонился под власть Москвы) царь Иоанн III приблизил к себе священников Алексия и Дионисия. Они же были поражены занесенной чужеземцами духовной болезнью евионитства, которую церковные соборы определили впоследствии как «ересь жидовствующих». Близость к царю позволила этим тайным еретикам сделаться протопопами. И в результате стало стремительно расти количество соблазняемых проповедями их на ветхозаветные тексты. Так вот, именно епископат Новгорода – преемники того самого преподобного Никиты – противостали тогда духовной чуме, которая уже предвкушала поглотить Русь. Архиепископ Новгородский Геннадий добился в 1488 году созыва церковного собора, который провозгласил анафему на ересь жидовствующих.

Скоро будет опубликована новая книга Дмитрия Логинова «Тайное учение Христа». Следите за новостями его АВТОРСКОЙ СТРАНИЦЫ.