Миф о запорожских казаках как о защитниках православия

На модерации Отложенный

Как в школьных учебниках, так и в массовом сознании прочно утвердился миф о запорожских казаках как о ревностных борцах "за веру".

Миф этот полностью разрушается при первом же даже поверхностном взгляде на историю Войска Запорожского. Взглянем хотя бы на внешнюю политику казацких гетманов и атаманов.

Как известно, с Крымским ханством, исламским государством, казаки не только воевали, но при необходимости и заключали союзы. Самый известный из них — тот, который был заключен Б. Хмельницким в 1648 г. Для современников он не был громом среди ясного неба, поскольку все хорошо помнили, что подобные союзы с татарами заключались и раньше. Подобный союз заключался в 1624 г. гетманом Михаилом Дорошенко с ханом Мехмедом III Гиреем. Спустя 4 года Дорошенко был предан своим союзником и погиб в бою.

Его внук Петр Дорошенко, гетман Правобережной Украины в 1665–1676 гг., пошел еще дальше своего деда и в 1669 г. присягнул на верность турецкому султану. Эта присяга в итоге привела к тому, что вся Правобережная Украина была разорена турками, татарами и поляками в ходе беспрерывных войн, а ее православное население тысячами уводилось в турецкий и татарский плен.

Присягали на верность османскому султану и такие казацкие гетманы, как Юрий Хмельницкий, Петр Суховей, Петр Иваненко. Как видим, союз с турками и татарами или даже присяга им — далеко не единичный случай в истории запорожского казачества.

Не говорит о казаках как о защитниках православия и многочисленные войны с Московским царством, крупнейшие из которых произошли в 1607–1614, 1618, 1632-1634, 1659 гг.

В ходе этих войн православное мирное население вырезалось казаками точно так же, как раньше вырезались поляки или татары.

Казацко-московские войны могут быть объяснены украинскими историками как "противостояние агрессору, оккупанту", но как тогда быть с многочисленными войнами казацких гетманов между собой? Целая эпоха, последовавшая за смертью Б. Хмельницкого и охватывающая 1657-1687 гг. получила говорящее само за себя название "Руина".

В ходе этой "Руины" помимо вторжений иностранных государств между казацкими военачальниками шли и многочисленные гражданские войны, которые велись с не меньшей жестокостью и остервенением, чем войны с иностранными захватчиками. С завидным постоянством армии под руководством правобережных и левобережных гетманов жгли украинские деревни, вырезали население украинских сел и городов, расположенных на землях своих противников.

Смысла в подобной жестокости к мирному населению украинских земель со стороны казаков не было никакого. Однако длившаяся с 1648 г. беспрерывная война настолько ожесточила все стороны конфликта, что они уже не особо смотрели, кого убивают — православный, католик, мусульманин — это уже не имело никакого значения.

Однако парадоксально то, что все антипольские восстания происходили не только под социальными и национальными, но и под религиозными лозунгами. Но, как мы знаем, выдвигать лозунги и следовать им — две совершенно разные вещи, а вот прибавить количество людей в рядах повстанцев они, несомненно, помогали.