Михаил Хазин: Китай - могильщик США или экономический самоубийца?
Привожу комментарий Михаила Хазина о недавней статье Пола Кругмана
Комментарий пригоден и для использования в качестве самостоятельного текста :)
----------------------------------------
В соответствии с просьбой, даю свой комментарий. В общем, можно отметить, что описание проблемы является вполне адекватным, хотя один аспект в ней не отмечен. Дело все в том, что проблемы и Китая, и США – это проблемы спроса! Напомню, что отношения Китая и США восстановились в начале 70-х, сразу после американского дефолта и отказа от золотого стандарта, когда стало понятно, что в США начался серьезный кризис. Сначала госсекретарь Киссинджер, а затем президент Никсон признали КНР (до того они имели дипломатические отношения с Тайванем, который одновременно был постоянным членом Совбеза ООН) и открыли американские рынки для китайских товаров.
Однако самые серьезные изменения в отношениях начались позже, уже в 80-е годы, когда американские бизнесмены начали выводить свои производства на территорию Китая. Теоретически, они просто снижали свои издержки, однако у всей этой операции был еще один очень серьезный аспект, не понимая который, совершенно невозможно сегодня оценивать последствия изменения взаимных курсов доллара и юаня. Дело в том, что произведенный в Китай ширпотреб позволял американских домохозяйствам резко снизить затраты, что, в свою очередь, позволяло им повысить расходы на высокотехнологические товары (именно в это время в США началась информационная революция). Одно дело - покупать американские джинсы за 120 долларов, другое – китайские за 20, пусть они даже чуть похуже качеством.
При этом вывод производства не привел к падению ВВП США, несмотря на то, что резко вырос импорт. Дело в том, что значительную часть прибыли от разности себестоимости производства в США и в Китае, получали американские посредники, и их прибыль давала прирост ВВП, тем больший, чем больше производства выводилось в Китай.
Для Китая же спрос США послужил тем «мультипликатором» внутреннего роста, который позволил ему начать активно развиваться.
В этом месте Китай отошел от советской модели, в которой таким мультипликатором был спрос внутренний, и начал активно развивать внутренние цепочки разделения труда – но под конечный внешний спрос. Он постепенно усложнял производимую на экспорт продукцию, начав с игрушек переходил ко все более и более сложной технологической продукции, но главным мультипликатором его роста, по прежнему, служил спрос внешний, со стороны США, в первую очередь. Увеличивалась и доля Китая в прибыли от разницы цен, но в этом месте до сих пор имеет место перекос в пользу американских посредников.
И вот здесь и начинаются тонкости. Представим себе, что Китай резко ревальвирует свою валюту. Но это равносильно резкому перераспределению прибыли в рамках текущих экспортно-импортных потоков в пользу китайских производителей. То есть это, с одной стороны, резко сократит доходы американских посредников, с другой – увеличит расходы американских домохозяйств на ширпотреб, соответственно, сократив их расходы на высокотехнологичные товары. Поскольку в рамках мирового разделения труда США последние тридцать лет сделали ставку именно на последние – нет уверенности, что такое развитие ситуации пойдет им на пользу.
У Китая свои проблемы. Ревальвация юаня увеличит прибыль на единицу продаваемой продукции, но, скорее всего, сократит общий объем внешнего спроса на китайские товары. А заменить внешний спрос на внутренний Китай уже так просто не может: одно дело, постепенно повышать внутренний спрос, с игрушек до одежды, с инструментов до автомобилей. И совсем другое, сразу предлагать людям кредиты на автомобили. Они-то, быть может, и возьмут, но внутренние китайские финансовые потоки не дают возможности эти кредиты вернуть. Вот и раздуваются в этой стране финансовые пузыри, вот и приходится вводить разного рода административные ограничения.
Иными словами, проблема, которую поставил Кругман, сильно более сложная, чем он пытается представить. Причины, по которым он ее упрощает, могут быть разными, но это не столь принципиально, главное, что в основе всех бед лежит проблема падения спроса, а ее изменением валютных курсов не решишь.
Комментарии
И сдается мне, что если уж они смогли плавно совместить преимущества плана и рынка, в проблеме соотношения доллара и юаня тоже разберутся без помощи американских советчиков.
Как раз взаимному курсу посвящены и статья Кругмана, и комментарий М.Хазина.
Если я правильно понимаю, кроме космоса, это вторая точка серьезных трений между США и Китаем. А скорее первая.
США (читай ФРС) пытаются заставить Китай сделать юань дороже. Что, как Михаил показывает, имеет далеко неоднозначные последствия.
Раньше штатам удавалось проталкивать свои требования (ревальвации или девальвации). Сейчас Китай уперся. И мне кажется правильно.
Если не знаешь, что делать, лучше ничего не делай. Риск слишком велик. А Китаю, в отличие от ФРС есть за что отвечать.
но пока эти операции такие мелкие, как в этом примере, подобный обмен - не более чем суета и блекотание. можно хоть десять часов за одни трусы отдавать. о настоящей международной торговле может идти речь только в том случае, если в обороте хотя бы миллионы часов и трусов. при этом на разнице курсов и на мелкой/крупной торговой наценке посредник зарабатывает деньги.
а теперь представим, что в первой стране спрос натрусы упал - они стали не нужны. либо, конечно, вроде бы и нужны, но денег на этот предмет далеко не первой необходимости у населения НЕТ (доходы домохозяйств упали). ну и какая разница, какой будет считаться курс, если в обороте опять только десятки часов и трусов остались, а реальной торговли нет?
это вам не капитализацию компании считать, исходя из цены 1% акций, обращающихся на бирже! речь о реальном товарообмене идет!
При при реальном спросе (у него есть колебания, но отнюдь не до 0) , совсем не все равно сколько часов я могу получить за трусы. А сложность (по Хазину) еще и в том - а что я буду делать с этими часам. Мне же их еще и внутри продавать.
Статья Кругмана отражает выгоду США (причем только в первом приближении, ревальвация юаня может опосредовано и по Штатам ударить).
Комментарий Михаила как раз и говорит, что все не так просто. Было бы все так как сказал нобелевский лауреат (а он утверждает, что дешевый юань вредит самому Китаю) - китайцы давно бы так сделали.
не горячитесь. достаточно условия исходной задачи слегка дополнить, приблизив к реальности. ввести допущение о том, что стран-производителей/потребителей в мире НЕ ДВЕ, а побольше. и научно-технический прогресс добавить. и тогда вполне может оказаться, что спрос на внешнем рынке на (допустим) советские персональные компьютеры (типа ЕЛЕктроника) равен НУЛЮ ;) или что международный рынок, например, гужевой упряжи больше не существует. и много чего еще может произойти. например, кто-то третий сумеет освоить производство трусов с себестоимостью в 0,3 юаня ;) и китайские не покупают больше...
Или, что Китаю надо ревальвировать юань?.
По первому пункту вряд ли кто с Вами согласится. Даже простой российский производитель.
А вот со вторым - сколько людей, столько мнений. Но прав окажется Китай :))))
не удивлен нисколько. узнать в Интернете курс валюты - легче, чем считать реальный ППС. хотя именно он играет на главном ройале...
> Но прав окажется Китай :))))
если в Китае появятся ЛЮДИ (у которых есть МНЕНИЯ, а не прочитанные в газетах агитпроповские статьи), то почему бы и нет?
в 2007-м в начале кризиса и в 2008-м ограничения выдачи бензина "в одни руки" (на сумму 50 юаней на бензоколонке) приводили к многочисленным дракам. ничего не напомнает? ;)
поскольку ГП наконец заработал, выложу-ка очередную статью Хазина... ;)