Американские военные существенно расширили свои возможности воздействия на Узбекистан
Власти Узбекистана все больше поворачиваются к Соединенным Штатам. В середине января военнослужащие сил специальных операций узбекского Минобороны впервые в истории приняли участие в совместных с американцами военных учениях “Южный удар” на военной базе Кэмп-Шелби в штате Миссисипи. Как пояснило узбекское военное ведомство, такие учения позволяют “поддержать боевую готовность и взаимодействие между силами США и их ключевыми союзниками”. То есть, надо понимать, Узбекистан уже относят к числу “ключевых союзников” США?
Главным партнером Ташкента в сфере военных связей выступает Центральное военное командование США, отвечающее за Восточную Африку, Средний Восток и Центральную Азию. Еще в апреле 2017 года состоялись переговоры узбекского президента Мирзиеева с американским генералом Джозефом Вотелом, предметом которых стали “вопросы обеспечения безопасности и стабильности в регионе”. В мае 2018 года военная делегация США во главе с генералом Вотелом провела в Ташкенте переговоры с узбекским министром обороны Азизовым. А в сентябре того же года Узбекистан посетила еще одна военная делегация США во главе с командующим Национальной гвардией штата Миссисипи, заместителем губернатора генерал-майором Бойлсом.
В конце февраля сего года генерал Вотел вновь посетил Ташкент и провел переговоры с политическим и военным руководством Узбекистана. В конце февраля там состоялась конференция начальников генеральных штабов стран Центральной и Южной Азии. Помимо Вотела, в ней приняли участие начальники генштабов армий Казахстана, Туркменистана, Таджикистана, Пакистана и Афганистана, а также первый замначальника генштаба Киргизии.
География участников этой конференции точно соответствует концепции “Большой Центральной Азии”, разработанной в американском Университете Джона Хопкинса.
Эта концепция предусматривает интеграцию бывшей советской Средней Азии с Афганистаном и Пакистаном под патронажем США. В этом процессе главную роль США отводят Узбекистану. Речь идет, прежде всего, о втягивании Узбекистана и по возможности других стран Центральной Азии в афганский конфликт, чтобы “разделить” с ними ответственность после вывода из Афганистана части военнослужащих США.
США предпринимают усилия по налаживанию военных связей и с другими странами региона. В конце февраля генерал-майор Корпуса морской пехоты США Майкл Лэнгли посетил Киргизию, прибыв туда из Ташкента. В Бишкеке он провел переговоры с руководством местного генштаба и нацгвардии, организовавшим для него демонстрацию навыков киргизского спецназа. После вывода в 2014 году из Киргизии единственной в Центральной Азии военной базы США, располагавшейся в аэропорту Манас под Бишкеком, американцы очень хотят туда вернуться.
В конце февраля заместитель помощника госсекретаря США Элис Уэллс, выступая в Ташкенте перед студентами Университета мировой экономики и дипломатии, сообщила, что в Узбекистан вскоре может вернуться американский Корпус мира, который действовал там с 1992 по 2005 год, но был вынужден покинуть ее после беспорядков в Андижане. Наконец, в 2018 году в Узбекистане был зарегистрирован Американский совет, ставший, по словам мадам Уэллс, первой в республике американской НПО с 2006 года. Все это существенно расширяет возможности воздействия США на общественно-политическую ситуацию в этой бывшей советской республике. В условиях нарастающего демографического давления, высокой безработицы и влияния исламистов все это добром для Узбекистана не закончится.
Комментарии