Мобильные стрелки Чингисхана
Мобильные стрелки Чингисхана
Монгольская империя, возникшая в XIII веке, считается величайшей империей Средневековья. За счёт чего не самый продвинутый кочевой народ сумел покорить племена Европы и Азии и завоевать две трети континента?
Точкой зарождения величайшей военной империи принято считать весну 1206 года, когда на собравшемся курултае молодой вождь из рода тайчиутов был объявлен великим ханом, принял имя Чингис, что означает «повелитель бескрайнего», и стал зваться Чингисханом.
И последние станут первыми
Путь к вершинам власти для будущего хана всех монголов, названного при рождении Тэмуджином, был долог и труден. Ему пришлось пережить и бедность, и унижение, и рабство. Опираясь лишь на ум, мужество и выдающиеся организаторские способности, Тэмуджин сумел создать свой улус, собрать войско, расправиться с врагами.
К 1205 году он разбил своих главных соперников — найманов, меркитов и татар, а в 1206 году сделался Чингисханом. Но ещё тремя годами ранее «повелитель бескрайнего» начал подготовку реформ, заложивших фундамент для создания народа-войска. Положение удельного князька не соответствовало запросам нового хана. Единственную возможность поднять свой народ в «высшую лигу» он видел в глобальной военной экспансии, а для этого была нужна армия.
Основой для объединения разрозненных племён стала Яса — свод законов Монгольского государства, щедро вознаграждавших за храбрость и верность и жестоко каравших за трусость и предательство. Любой взрослый здоровый мужчина считался воином. Армия строилась на десятичной системе. Десятки составляли сотню, сотни — тысячу, тысячи складывались в тумен, или тьму. Тумен насчитывал 10 тысяч воинов и управлялся темником. Ровно по той же десятичной системе делилось и мирное население. Грубо говоря, сотня хозяйств получала территорию для кочевья (основное средство производства скотовода), а взамен была обязана по первому требованию хана выставить 100 экипированных конных воинов. Это уже не было ополчением мирных простолюдинов, это было профессиональной армией, занимающейся хозяйством в свободное от войны время.
Волей Чингисхана была реформирована система социальных лифтов. Стать сотником, тысячником и даже темником мог каждый простой воин. Отвага и военные таланты выдвинулись на первый план, отодвинув родовитость и богатство.
Начала складываться профессиональная военная элита, что не могло не сказаться на качестве управления.
В результате всех этих усилий под управлением Чингисхана оказалась совершенно уникальная военная машина, состоявшая из тысяч конных лучников, с детства воспитанных в духе воинского героизма, неприхотливых в еде и удобствах, способных покрыть за сутки больше 100 километров, привыкших спать в одежде, чтобы по первому слову командира оказаться в седле. Чрезвычайно мобильная, отлично организованная армия, по сути, являла средневековый прообраз мотострелковых войск.
Армия лучников
Основным оружием монгольского войска был мощный композитный лук, усиленный накладками из кости и жил. Он, по оценкам историков, был в два раза мощнее знаменитого английского аналога и настолько компактнее, что прекрасно подходил для конного боя.
Практически не включавшая пехотных соединений монгольская армия состояла из тяжёлой и лёгкой кавалерии. Начинала сражение лёгкая конница. Не обременённые тяжёлыми доспехами воины в рассыпном строю, непрерывно маневрируя и не вступая в контактную схватку, засыпали врага градом стрел, стараясь убить и ранить как можно больше воинов. Часто они имитировали отступление, пытаясь спровоцировать оппонента на преследование, выматывали, ослабляли, расстраивали порядки. Уже потом на деморализованного истощённого противника, завершая разгром, обрушивалась тяжёлая конница.
Тяжеловооружённый монгольский воин был одет в ламинарно-ламеллярные доспехи, островерхий шлем, иногда с личиной или полумаской. Его вооружение составляли копьё с крюком, сабля или палаш, возможно, булава, кистень и, конечно, неизменный лук с запасом стрел. Тяжёлая конница была хорошо обучена и формировалась из нукеров (аналог дружинников на службе у нойона).
Таким образом, тактика боя у монголов была в основном стрелковой. Что же касается стратегии, то монголы очень много внимания уделяли разведке.
Перед крупной кампанией совершались рейды силами 2-3 туменов с обязательным захватом языков, прощупывались силы противника, и только потом несколькими корпусами проводилось вторжение. Используя неприхотливость и выносливость степных лошадей, кочевники часто начинали походы зимой, когда замёрзшие реки превращались в дороги для конницы.
Осадными орудиями в армии монголов занимались захваченные в Китае специалисты
Достаточно много ресурсов тратилось на разъединение сил потенциального противника. В ход шли подкуп, обман, уловки. Монголы, не признающие нечестность в бытовой жизни, считали хитрость на войне допустимой и даже желательной.
К стратегии монголов можно отнести и то, что они часто не оставляли на завоёванных территориях никаких гарнизонов. Зависимость ограничивалась взиманием ежегодной дани согласно выданным ярлыкам. Та же история происходила и с религией. Чингисхан и его последователи практиковали полную веротерпимость. В отличие от европейцев, монголы никого ни в какую веру насильно не обращали, наоборот, сами частенько принимали чужой уклад жизни и чужую религию.
Необыкновенная жестокость монгольских войск при взятии городов тоже являлась элементом стратегии. Если город сдавался, то завоеватели ограничивались грабежом и данью, если же жители и гарнизон оказывали сопротивление, то пощады не давали никому. Насилие носило вполне прагматичный характер, хотя хронисты и были склонны трактовать его как жестокость ради жестокости.
Не числом, а умением
Вообще говорить о средневековых монголах и легко, и сложно. Легко, потому что львиная доля их достижений сосредоточена в военной сфере. А сложно, потому что практически все документальные записи о монголах сделаны покорёнными врагами, которые не могли не искажать картины происходящих событий.
Ореолом мифов окружены методы поддержания дисциплины в войсках Чингисхана. Информация о том, что за дезертирство десятка казнили всю сотню воинов, не более чем неверный перевод записей Плано Карпини. Монголы были жестоки, но не бездумны. Казнить за компанию с трусами и тех, кто дрался, не щадя живота, — слишком непродуктивный и даже разрушительный шаг.
Искажалась и численность монгольского войска. Широко распространены эпитеты «словно звёзд на небе» или «как листьев на деревьях». На самом деле, по объективным оценкам историков, совокупная численность всей монгольской армии никак не могла превышать 100 тысяч воинов. Преувеличению своих сил часто способствовали и сами монголы. На стоянке они разжигали много больше костров, чем требовалось, а заводные лошади, которых приходилось по 3-4 на каждого всадника, уже сами по себе создавали иллюзию огромного войска.
Тень багатура
После смерти Чингисхана его империя оставалась единой в течение 40 лет, а затем начался распад. Усобицы между отдельными улусами постепенно переросли в настоящую гражданскую войну. Бывало, что разом три хана объявляли себя «великими» и начинали чеканить монету. Подконтрольные Орде области разворачивали борьбу за независимость, а у раздираемых внутренними конфликтами улусных владык уже не хватало сил на усмирение данников. Центростремительные процессы на Руси привели к Куликовской битве, когда Объединённые войска русских уделов под руководством московского князя разбили войска самозваного хана Мамая, а потом и к стоянию на Угре, когда власть Орды над Русью пала окончательно. В Средней Азии куски от распадающейся империи отхватывал новый военный гений Тамерлан. Улусы распадались и становились самостоятельными государствами. Продвинутые в военном отношении монголы не могли удержать доминанту и создать единую нацию. Им просто нечего было предложить более развитым в плане культуры народам, наоборот, они самим слишком легко ассимилировались и растворялись в море покорённых этносов.
Кроме того, распространение «огненного боя» постепенно свело на нет преимущества конных лучников. Порох уже вошёл в жизнь человечества, а до изобретения бензинового мотора оставались столетия. Военная технология утратила баланс и актуальность, а вместе с ней ушла в прошлое и империя Великого Чингиса.
"Загадки истории" №11, 2018 г.
Комментарии
Переписала Светлана Сергиенко.
но зачем бы в степи, кочевому человеку вдобавок - тяжёлый топор ?
... поэтому и не было ни у кого - совершенно не нужен. не так разве ?
монголы говорили о нём Пржевальскому, «Монголия и страна тангутов» ) )
железо в разные времена по разно - при прежевальском из 1 рельса можно было топоров на всю монголию,
степняки в былые времена не особо морочились ценами - вояка, на коне, ..
Прж почитаю на досуге, гляну )
О Чингизе надо бы крымских т. спросить - как то их в крым занесло)
про «славянскую» рожу - глянь-спроси у китайцев : «славянина» туда понесло, на его потомков полюбуйся ))
А монгольские - безграмотные дикари,
да на Руси тож не особо и знанием истории блистали, а уж и Чингизов, и ханов ещё меньше в предках)) почитают, про татар не говоря вообще - называли ими степные, кочевые и сибирские итп народы, ...
как тебя из ЧС вычеркнуть не знаю - глючный сайт что ли ..
«Монголия и страна тангутов» 2я глава, -«они говорят, что здесь было главное место битвы двух героев Гэсер-хана и Чингисхана» - ну что ж вы так?
- вот таковы наши «тартары» - лишь бы с314дить (
железо было : ножи, лопаты, ружья.
железо было : ножи, лопаты, ружья.