Чалдоны: где в Сибири живут последние коренные русские
На модерации
Отложенный

Место обитания во многом определяет особенности домашнего быта, уклада и способы ведения хозяйства людей. Климат и природные условия оказывают большое влияние на их жизнь. В Сибири, например, есть такой малочисленный народ, как чалдоны. И хотя его представители являются потомками русских переселенцев, их обычаи и традиции после переезда стали заметно отличаться от тех, что соблюдали их предки. Как же выходцы из европейской части нашей страны стали чалдонами?
Кто они такие?
Чалдоны – это потомки русских, прибывших на обширные сибирские территории в период конца XVI – XVII столетия. В настоящее время представители этой малочисленной этнической группы живут в отдалённых деревнях. И их самобытная культура нуждается в сохранении. Например, в Новосибирске работает государственный ансамбль песни и танца «Чалдоны».
Примечательно, что многие представители этой народности были язычниками. Первые русские переселенцы в красных углах своих избушек устанавливали статуэтки различных божков. Потом они массово приняли христианство под влиянием усилившегося потока мигрантов из России.
На смену божкам пришли православные иконы, но определённые пережитки языческих верований сохранились у первых русских переселенцев до сих пор. Возможно, из-за постоянного общения с соседями – коренными народами Сибири. Многие исследователи замечали среди икон в красных углах чалдонских избушек небольшие статуэтки идолов, вырезанные из костей различных животных.
Эти люди часто противопоставляли себя русским, перебиравшимся в Сибирь намного позднее их. Они сторонились ссыльных, каторжан, беглых крестьян и прочих выходцев из европейской России, живя своим устоявшимся веками укладом.
Странное слово «чалдон»
Этимология слова «чалдон» вызывает споры среди лингвистов и по сей день. Сами представители этой народности называют четыре основные версии происхождения этнонима:
- чалдон – это человек с Дона;
- чалдоны – это люди, прибывшие на челнах с Дона;
- чалдон – это человек с реки, ведь слово «дон» в переводе со скифо-сарматского языка означает «река»;
- чалдоны – это выходцы из местности, располагающейся между рекой Чалкой (Чалой) и Доном.
Все версии имеют право на существование, тем более что чалдонские деревушки действительно стоят на берегах рек.
Отдельные лингвисты считают, что слово «чалдон» имеет монгольское происхождение: заимствовано из некого местного сибирского диалекта. Например, на это указывал известный филолог Владимир Иванович Даль в своём Толковом словаре живого великорусского языка.
Другие специалисты полагают, что название народа возникло от слова «челядь» (слуги). Дескать, они – потомки беглых крепостных крестьян.
Происхождение народа
Сами чалдоны уверены, что они пришли на свои земли раньше, чем казаки атамана Ермака Тимофеевича (1532-1585), которого называют легендарным завоевателем Сибири. Вероятно, некоторые русские переселенцы действительно мигрировали за Урал и далее на восток ещё во времена княжеской Руси. На это указывает жизненный уклад людей, сохранивших языческую веру далёких предков, хотя и влияние казацких обычаев на быт и мировоззрение чалдонов отрицать нельзя.
Внешний вид представителей данного народа мало отличает их от русских.
Это типичные европеоиды, у них светлые глаза. Правда, отдельные черты коренных народов Сибири в облике чалдонов всё же проступают. Не случайно более поздние переселенцы иронично называли этих людей «жёлтопупыми».
Лица типичных представителей данного народа шире и смуглее, чем у русских. А их голубые и зелёные глаза в детстве бывают узкими, отдельные монголоидные черты в их облике проявляются и в зрелые годы.
Соседи считают чалдонов упрямыми людьми. Они, как правило, медлительны, добросовестны и независимы.
По мнению большинства учёных, этногенез чалдонов происходил на основе русских переселенцев (язычников и старообрядцев), казаков атамана Ермака Тимофеевича, беглых людей с Дона и представителей коренных народов Сибири.
Обычаи и традиции
Изначально чалдоны занимались рыболовством, охотой и другими промыслами. Это они первыми начали строить небольшие домики, так называемые заимки. Там для случайных путников оставляли небольшой запас провизии и спички, чтобы можно было отдохнуть и перекусить по дороге. Впоследствии обычай обустраивать в тайге охотничьи заимки переняли у чалдонов другие народы Сибири.
Их незамужние девушки носили белые и красные платки, а женщины – чёрные с вышивкой. Показаться в обществе без платка считалось недопустимым. А если волосы ещё и не заплетены в косу, то это уже позор.
У большинства народов России принято было усаживать гостей на самые почётные места за столом, выказывая им особое уважение, у чалдонов же всё не так. Даже если гостем являлся начальник, его положение было ниже, чем у хозяина дома и уважаемого члена местной общины (соседа). Вероятно, такой обычай сложился из-за неприятия чалдонами более поздних переселенцев из России, пришлых людей: каторжников и бродяг, которые воспринимались коренными сибиряками как гости на их земле.
Вообще, чалдоны живут общинами, для них характерен приоритет коллективных нужд над потребностями отдельного человека.
Одной из наиболее отличительных особенностей этого народа является жёсткое разделение гендерных ролей. Мужчина не имеет права даже заходить на женскую половину избы, брать в руки предметы кухонной утвари, чтобы «не осквернить» их своей энергетикой. То же самое касается и женщин. Они не могут прикасаться к молоткам, топорам, косам и другим предметам, относящимся к мужскому обиходу.
Нередко возле кухни устанавливают бачок с водой, чтобы хозяин дома мог хотя бы попить самостоятельно. Очевидно, эта традиция своими истоками уходит к обычаям казаков, которые также чётко разграничивают бытовые дела на мужские и женские.
Сибирский характер
Чалдоны всегда подчёркивают, что они никогда не были крепостными людьми. Вольность и личная свобода – краеугольный камень их самоуважения. Они не жалуют тех, кто угождает властям. Поговорка «Чалдон шапки не ломает» появилась неспроста.
Если представитель этого народа получает указание по работе от непосредственного руководителя, то он не спешит его выполнять, дабы не унизить своё достоинство. Поэтому создающееся иногда впечатление, что чалдоны ленивы, ошибочно.
Эти коренные сибиряки гордятся тем, что они – исконно русские, то есть потомки людей, которые перебрались на вольные земли ещё до реформ, начатых царём Алексеем Михайловичем Романовым (1629-1676), в результате которых Русь превратилась в Россию.
Комментарии
И они знали, что если хоть подумают о собаке, покусавшей, плохо, то бежать им придется далеко и быстро.
Развалиось все в один миг, деревня была уничтожена в один миг, как и большинство таких деревень.
Не нужны при дерьмократии стали умные, самостоятельные и самодостаточные люди.
Теперь больше котируются рабы скотские , согнаные в полисы-муровейники, где человек превращается в деградирующего паразита, легко и непринужденно.
Я и раньше интересовался вопросом этим, много совпадает. Вплоть до того, что некоторые старики напрямую вспоминали слова предков - говорили, мы из чалдонов.
Первое письменное упоминание о чалдонах было в 1853 году, в списке А. Боровникова заимствованных «от монголов и калмык» слов, входящих в различные русские диалекты. В этот список было внесено и слово "чалдон", восходит к монгольской ругательной кличке "шолдон" – презираемый, негодный человек.
В словаре "живого великорусского" Даля чалдон - заимствование из монгольского языка , в значении "бродяга, беглый, варнак, каторжник".
Все остальное нагорожено после.
Здешние чалдоны (потомки, естественно, происходящие от коренных старожилов) очень часто алкаши и дегенераты.
А словом «чалдон» (а также в разных регионах челодн или чолдон) называли беглецов. Беглых крепостных или беглых каторжан. И только со временем это слово прижилось и среди них самих. Ну и соответственно ему начали приписывать различные варианты этимологии, ни один из которых не является достаточно достоверным.
Если так,как они могут быть коренным народом?
Например в деревне предков моих, я ни разу в жизни не видел ни одного представителя власти, а уж по форме - только пару раз, и то когда они приставали к берегу на лодках и не заходя на угор объясняли мужикам, что сбежали преступники, будьте пока на стороже. Все , нечего им в нашей деревне было делать. Они и сами это знали отлично.
Для того и уходили подальше от народа, от гадости. Все свое было, все умели для жизни делать. Кузня, ткацие станки, мебель, инвентарь, все было свое. Покупное только баловство разное - сахар, табак, да провиант для оружия.