В годы оккупации
Великий спортсмен несколько месяцев прожил в фашисткой оккупации. В 1927 году он и его вторая супруга Мария Семеновна Машонина поселились в провинциальном приазовском городе Ейске. Они не эвакуировались перед приходом гитлеровцев, которые владели городом с августа 1942 по февраль 1943 года.
Исторические сведения об этом периоде жизни Ивана Поддубного сильно разнятся. Одни источники называют его чуть ли не пособником фашистов, другие указывают, что борец мог тайно вести подпольную работу.
Краевед Геннадий Климентьев в своей книге «С любовью о Ейске: история города в коротких рассказах» (Краснодар,1998г.) написал, что легендарный чемпион не принял ни одну из противоборствующих сторон. Он просто воспользовался тем, что немецкие захватчики ничего не имеют против частного бизнеса, и открыл в городе бильярдную.
Польский историк и публицист Збигнев Войцеховский в работе «Иван Поддубный. Одолеть его могли только женщины» отмечает, что борец одинаково негативно относился, как к коммунистам, так и к фашистам. Например, на прямой вопрос высокопоставленного немецкого офицера о его оценке двух политических систем, легендарный чемпион ответил: «Сталин – дьявол, а Гитлер – сатана».
Многих удивляет, что фашисты не тронули Ивана Поддубного, хотя во время оккупации он упрямо и своевольно разгуливал по улицам Ейска с орденом Трудового Красного Знамени на своей широкой груди. Просто солдаты Вермахта и офицеры СС были мальчишками во время гастролей борца по Германии в 1924 году. Они помнили свой детский восторг перед недюжинной силой этого человека. Кроме того, военный комендант порта, если верить некоторым историкам, был одним из соперников, с которыми когда-то встречался на ринге Иван Поддубный. Этот офицер дал команду не трогать спортсмена, которому в то время уже перевалило за 70.
Немцы преклонялись перед силой, это спасло легенду мирового спорта. Однако к тем, кого они считали неполноценными, оккупанты относились совсем по-другому. Так, в октябре 1942 года гитлеровцы уничтожили в душегубках 214 мальчиков и девочек в возрасте от 4 до 7 лет. Это были воспитанники Ейского интерната для детей-инвалидов.
Крестный сын знаменитого борца Юрий Петрович Коротков вспоминал, что одного из фашистов возмутила советская награда на груди Поддубного, он попытался сорвать орден, но тут же поплатился.
Иван Максимович швырнул наглеца через забор под хохот других немецких солдат. Когда возмущенный гитлеровец схватился за оружие, ему объяснили, что это за человек. Инцидент был исчерпан.
Если подвыпившие немцы начинали плохо вести себя в бильярдной, Поддубный обычно вышвыривал их оттуда за шкирку, не считаясь со званиями. И ему это сходило с рук.
Приглашали прославленного спортсмена перебраться в Германию – тренировать молодых борцов, но он наотрез отказался.
После освобождения Ейска сотрудники НКВД проверяли, чем занимался Поддубный во время оккупации города. С него сняли все подозрения в пособничестве фашистам, установив, что пресловутая бильярдная была чисто коммерческим предприятием.
Впрочем, спортсмена все-таки наказали за этот бизнес: отношение к нему заметно изменилось. Последние годы жизни легендарный борец провел в забвении. Умер в 1949 году от инфаркта, похоронен в Ейске.
Как вспоминал земляк чемпиона Николай Морев: «Когда я вернулся домой после войны, то удивился переменам. Поддубного уже нигде так не афишировали. Те, кто занимал высокое положение в городе, старались его избегать».
Комментарии