ВОРЫ ОТ КУЛЬТУРЫ
Большинство россиян (65%) считают, что в российских музеях принимаются недостаточные меры для защиты экспонатов, свидетельствуют данные опроса ВЦИОМа, поступившие в РБК. Противоположной точки зрения придерживаются 22% респондентов. Опрос проведён после кражи картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» из Третьяковской галереи.
По мнению 21% участников опроса, в случаях пропажи экспонатов виновато, прежде всего, руководство музея. 9% считают виноватыми охранников, 3% — смотрителей. 37% респондентов сочли, что в подобных ситуациях «все виноваты в равной степени», а 18% – что не виноват никто, и в музеях изначально стоят слабые охранные системы.
Что можно сказать о результатах проведённого опроса?
Прежде всего, то, что отношу себя к той группе респондентов, которые считают виновными в случаях пропажи экспонатов руководителей музеев.
Если кто-то забыл, то напомню, что 31 июля 2006 года было объявлено о выявленнной во время инвентаризации пропаже 221 экспоната из Эрмитажа.
Тогда была создана специальная комиссия, которая с сентября того же года принялась за изучение ситуации и в итоге пришла к неутешительным выводам: к середине лета 2008 года, после проверки 80 процентов списочного музейного состава коллекции обнаружилась чудовищная нехватка экспонатов – около 50 тысяч единиц.
Выяснилось, что большинство пропаж случилось в 90-е годы – вряд ли нужно напоминать, что тогдашний бардак коснулся не одного только музейного хозяйства. Результатом того смутного времени как раз и явилась тотальная проверка российских музеев.
Среди прочих вопросов на первое место вышел следующий: если с небывалой лёгкостью разворовывают такую национальную сокровищницу, как Эрмитаж, что же тогда происходит в остальных музеях?
Многомиллионные кражи из Эрмитажа вполне наглядно проиллюстрировали известное народное изречение о том, что «рыба тухнет с головы».
Директор главного музея страны Михаил Пиотровский давно уже чувствует себя здесь истинным хозяином. Правда, не в плане наведения порядка в системе хранения его экспонатов, а в смысле отношения к ним как к собственному имуществу.
Михаил Швыдкой, будучи тогда главой Федерального агентства по культуре и кинематографии назвал кражу экспонатов из Эрмитажа «драмой для системы», но посчитал, что директор музея Михаил Пиотровский не должен уходить в отставку. «Я не считаю, что он должен уйти в отставку. Мне кажется, что это не тот случай», – говорил Швыдкой при встрече с журналистами.
Однако не все придерживались такого мнения. И среди них – известный российский общественный деятель, искусствовед и маститый реставратор Савва Васильевич Ямщиков. Несколько ранее, ещё до этой шумихи вокруг Эрмитажа, обсуждая с Саввой Васильевичем вопрос о
так называемой реституции, я с изумлением узнал, что по волюнтаристскому решению г-на Пиотровского немцам было передано 114 витражей 14-го века. По мнению искусствоведа, за один такой витраж можно было бы восстановить целую церковь.
Да, разбазаривание народного достояния, или неуёмное стремление к этому, стало для наших чиновников от культуры настоящим хобби. Особенно преуспел в своё время на этом поприще экс-министр культуры г-н Швыдкой, ярый лоббист безвозмездной передачи Германии культурных ценностей, доставшихся нашей стране как победительнице в Великой Отечественной войне.
А поскольку ни Швыдкой, ни Пиотровский, ни подобные им доброхоты не были замечены в филантропии – трудно было не заподозрить в их деятельности некоего корыстного начала. Не только обывателям, но и людям, для которых вопросы отечественной культуры являются жизненным поприщем, трудно было избавиться от мыслей о т.н. «откатах», которые, как известно, не пахнут.
Комментарии