Кто задержал Nordwind?
Как сообщают новости, прокуратура заинтересовалась историей пассажиров, которых авиакомпания Nordwind не смогла вовремя транспортировать во Вьетнам.
Задержка и правда эпичная — 18 часов, более 400 туристов, крики, шум и скандалы, сюжет на телеканале «Россия 1», в общем кошмар. Только о главной причине сказали совсем уж вскользь — мол, просто самолет сломался. Только вот «сломался» — это не совсем правильный термин…
Честнее будет рассказать, что «Нордвинду» самолет сломали. В том самом Шереметьево.
История поломки банальна — вмятина на фюзеляже, появившаяся после несанкционированной встречи с телетрапом. Самолет, «пристыкованный» к телетрапу, откатился, получил вмятину и даже на какое-то время заблокировал пассажиров внутри, к счастью, никого не травмировало. Произошло это как раз недавно, и поставило авиакомпанию в достаточно затруднительное положение. Так в чем причина инцидента?
Проблема значительно глубже одного конкретного повреждения воздушного судна и имеет системный характер. Этакая проблема-луковица, рассматривая которую слой за слоем, уходишь все дальше.
Первый слой — несоответствие авиационных колодок, применяемых на перроне Шереметьево. Старая проблема, за последнее время «укатывались» самолеты и других авиакомпаний — в январе 2018 «Аэрофлот», осенью того же года — China Eastern. Не слишком ли часто?
Тут возникает второй слой — безразличие руководства аэропорта к имеющейся довольно серьезной проблеме. И это безразличие, как мы понимаем, касается не только колодок… Все эти истории про отклонения, связанные с вылетавшими из «Шереметьево» самолетами, за последние годы проявляются все чаще и чаще. Вспомнить хотя бы тот случай с заблокированным шасси, которое командир воздушного судна не смог убрать после взлета. Заблокировать шасси и «забыть» привести его к «боевой» готовности — это же абсурд! Это не батон белого забыть купить в магазине по пути домой, тут прямая зависимость жизни множества людей от качества работы наземного персонала!
А другие истории? То не до конца закрыт люк, то дверь, то самолет выкатывается при посадке, то при разгоне… И все это — фактически за последние месяцы! Темы незаконного проникновения в закрытую зону перрона я даже касаться не хочу, это отдельный, слишком большой вопрос. «Прекрасные» истории про суперсовременный тоннель между терминалами, который постоянно выходит из строя, тоже немного из другой оперы
Не слишком ли много для одного аэропорта, пусть даже немаленького?
Исходя из вышесказанного, даже как-то неловко за Nordwind. Это как таксист в «Яндекс.Такси» или Uber’е, получивший низкую оценку за то, что какой-то псих проломил кувалдой крышу его машины. Чисто формально все правильно — да, не отвез пассажира, виноват, но если разбираться…
Несколько удивляет и претензия о том, что представитель авиакомпании сидит в одном терминале, а бушующая толпа пассажиров находилась в другом.
Меня вообще удивляет такая постановка вопроса в аэропорту, претендующем на многочисленные звезды и награды. Если уж мы хотим быть столь современными, пафосными и инновационными, можно было бы поставить средства видеоконференц-связи с пассажирами, не раскидывая сотрудников по множеству терминалов.
В конце концов именно аэропорт берет деньги с авиакомпании за организацию обслуживания на земле, в том числе — за работу с пассажирами. В таком случае, если уж не хочется заморачиваться со всевозможными видеоконференциями и прочим, правильнее предоставлять места для представителей во всех терминалах, в которых находятся пассажиры конкретной авиакомпании.
Третий слой нашей «луковицы» — причина, по которой авиакомпании вынуждены помалкивать, а именно — монополия аэропорта и административный ресурс его владельцев. Начнем со второго.
После приватизации аэропорта, его частными владельцами стали миллиардер Александр Пономаренко, на тот момент депутат Единой России Александр Скоробогатько и друг президента Аркадий Ротенберг. Как вы думаете, может ли такой союз иметь, скажем так, определенное ярко выраженное уважение в разных властных инстанциях? Думаю что может.
Заметьте, новости о всевозможных проверках и возбужденных делах вокруг Шереметьево доносятся постоянно (а иначе никак, авиация — слишком серьезная отрасль), но где их результаты? Кроме редких и просто смешных штрафов мне ничего не доводилось слышать.
Возьмем все тот же случай с человеком, выбежавшим на полосу. Учитывая обстоятельства, в любом нормальном иностранном аэропорту такой вопиющий случай закончился бы уголовным делом против ответственного за авиационную безопасность, лишением всех связанных с безопасностью лицензий, перестановками в руководстве (отставка генерального директора аэропорта, по взлетным полосам которого бегают и ездят (!) непонятные люди, выглядит достаточно гуманно), а также экстренным заседанием антитеррористического комитета при руководстве страны с разработкой срочных мер по повышению уровня защищенности крупного объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. А у нас?
Генеральный директор «Шереметьево Безопасность» Сергей Ярышев, проглядевший уже не первый случай несанкционированного попадания посторонних на ВПП, как занимал свою должность, так и продолжает занимать, а его «Шереметьево Безопасность» не только осталась со всеми лицензиями, но и одна из немногих во всей России содержится в списке предприятий, имеющих право обучения по авиационной и транспортной безопасности!!!
Разве это не поразительный абсурд!?
Впрочем, секрет прост — Сергей Ярышев старый знакомый Ротенберга, Пономаренко и Скоробогатько, работавший под их началом еще в Новороссийском порту, который внезапно стал принадлежать этим трем олигархам, а потом также внезапно был продан. Ну кто тронет такого человека? Неужели прокуратура или следственный комитет?
Тем более, что по счастливой случайности, ни один самолет так и не врезался в катающихся по полосам людей, а тот уникальный борт-убийца нашел своим шасси человека, который выбежал на полосу без автомобиля. Впрочем, утешение это слабое — судя по происходящим событиям, журналистам можно разбивать в «Шереметьево» палаточный лагерь.
Видите, какая «луковица» получилась — от задержки рейса во Вьетнам до административного ресурса собственников «Шереметьево».
Комментарии