Когда миф о прелестях коммунизма и «светлом прошлом» СССР уйдут?

Во вторник, 5 февраля, выступая перед объединенным Конгрессом с посланием о положении страны, президент Трамп сделал беспрецедентное заявление: «Здесь, в Соединенных Штатах, мы встревожены новыми призывами построить социализм в нашей стране. Америка была основана на принципах свободы и независимости, а не принуждения, господства и контроля со стороны государства. Мы рождены свободными и останемся свободными».

После такого заявления остаётся только воскликнуть: «Если уж у американцев социализм завелся, то что тогда про нас, россиян, говорить!»

Беспрецедентность этих слов Трампа заключается в том, что, пожалуй, впервые за всю практику таких посланий президент обращает внимание на рост социалистических настроений в США – признанном бастионе либерализма. Такие настроения были актуальны и понятны 100 лет назад, когда эксперимент с коллективизмом – социалистическим и фашистским – только входил в моду. Еще никто не представлял себе тогда, к чему это все приведет и какими жертвами и потерями закончится.

Менее понятны эти настроения в настоящее время, после того, как социализм, обернувшийся репрессиями и отсталостью, доказал свою несостоятельность и нежизнеспособность. Тем не менее, в Америке в последние годы появились «демократические социалисты», пара представителей которых даже попала на последних выборах в Конгресс. Полевела Демократическая партия. Научная среда в американских университетах пропиталась левацкой пропагандой и, как следствие, нетерпимостью к инакомыслию.

Однако не все так плохо. Как это ни странно, но за всем этим левачеством нет очередного призрака коммунизма, и Маркса мало кто вспоминает, не говоря уж о Ленине. Нынешняя мода на социализм принципиально отличается от того, что было 100 лет тому назад. Сами «демократические социалисты» говорят о том, что они признают права человека и осуждают то, что творилось в соцстранах.

Так о каком тогда социализме речь? Признанный неформальный лидер американских социалистов сенатор (sic!) Берни Сандерс поясняет, что образцом социализма, к которому должны стремиться США, является… скандинавская модель государства всеобщего благоденствия.

Вот так сюрприз! Произошел политико-экономический обман зрения: самые что ни на есть капиталистические государства, где на протяжении последних почти 40 лет правят либерально-демократические, то есть, по Марксу-Ленину, буржуазные партии, оказались примером социализма. Эти партии последовательно ограничивают госрасходы, создали исключительно благоприятную среду для частного бизнеса, осуществили приватизацию бывших государственных активов, защищают частную собственность и свободу предпринимательства. Частный бизнес в них вести удобнее, чем даже в США. Как такое возможно?

Сандерс, как и все квазисоциалисты, не понимает устройства экономики, механизмов ее функционирования; он считает, что экономика – это нечто вроде автомата, который работает в силу простого факта своего наличия. Ни он, ни его единомышленники не понимают, что у экономики есть определенные законы, соблюдение которых дает хорошие и даже отличные (как в Скандинавии) результаты, а их несоблюдение ведет к саморазрушению (советский опыт). Сандерса интересует только одна тема: перераспределение, схватить то, что кто-то производит и отдать другим, непонятно зачем и почему (сейчас  речь не об инвалидах и матерях-одиночках, которых в любом обществе не так много и которых любое более-менее развитое общество в состоянии материально поддерживать за счет общих налогов).

Сенатор Сандерс не понимает, что то, что он называет социализмом, на самом деле является примером достижений капитализма.

Сенатор Сандерс не видит почему-то и того факта, что США недалеко отстоят от скандинавов: 90% госбюджета США формируется за счет 50% наиболее состоятельной части американского населения. Причиной гигантского американского госдолга являются гаргантюанские социальные программы медицинской и продовольственной помощи менее обеспеченным группам.

Не понимает Сандерс и того, что скандинавы получили возможность больше тратить на свои социальные программы хотя бы, в частности, и потому, что их военно-политическую безопасность обеспечивают не они сами, а США.

Сенатор Сандерс, а с ним и его «социалисты», ищут социализм среди различных моделей капитализма.

Я счел необходимым так много рассказать об американской ситуации для того, чтобы лучше показать наши собственные проблемы с социализмом – они во многом другие, но есть и нечто общее. Этим общим является крестовый поход за социальную справедливость.

Россияне за свою короткую пост-социалистическую историю так и не увидели капитализма – ни в его американском или скандинавском виде, ни даже хотя бы в виде тех моделей, которые построили у себя за короткий период независимости Финляндия и Польша – бывшие окраины Российской Империи. Хотя основы капиталистической, рыночной экономики и были заложены в России в 1990е, их теперь вновь уничтожают.

За последние 19 лет в России создана политическая и экономическая система, которой россияне всегда подспудно боялись и боятся – из населения выжимаются все силы в виде равномерных налогов, которые затем закулисно распределяются между узким кругом доверенных лиц, и voila – в нищей стране 100 миллиардеров и куча мультимиллионеров. Так не бывает в нормальной, капиталистической экономике. Там миллиардеры появляются в таком количестве только в богатых странах, где уровень жизни в 5-6 раз выше, чем в России. Российская система имеет поэтому к капитализму, к рынку такое же отношение, как какой-нибудь житель Торжка к японскому императорскому дому.

Многие россияне на фоне тягостей своей неустроенной и откровенно бедной жизни, будучи убежденными, что они живут при капитализме, хотят выбрать социализм.

Правы ли они? Нет, не правы. Вместо того, чтобы идти вперед, они выбирают дорогу «назад в будущее». Вместо активной жизненной позиции и борьбы за свои права и свою жизнь многие выбирают наркотик идеологии и предпочитают впасть в бред фантазий о лучшей доли. Это большинство сознательно помогло нынешней системе сформироваться и консолидироваться, посадило ее на шею не только себе, но и нам всем, несмотря на многие разумные предостережения не делать этого.

Россияне бредят всеобщим достатком и равенством при социализме – в общем, социальной справедливостью. Россияне быстро забыли, что социализм не дает ни того, ни другого, но зато дает одномыслие, однообразие и недостаток всего.

Борьба за справедливость движет многими. Но вот, что странно: никто почему-то не завидует ни более умным, ни более талантливым, ни более внешне красивым; во всяком случае, никто не требует, чтобы с ними поделились интеллектом, талантом или красотой, как-то признают за данность свои несовершенства. Но зато многие почему-то охочи требовать себе чужих доходов, причитая при этом о справедливости. В этом – социализм, в ложном понимании справедливости. Это превратно понимаемое чувство справедливости будет подпитывать коммунистические и социалистические бредни.

«А мы не знаем и не видели ничего другого в своей жизни», - скажут некоторые россияне. Ложь! Посмотрите вокруг себя и увидите, как люди живут без социализма.

Миф о прелестях коммунизма и "светлом прошлом" СССР спадет, когда россияне возьмут себя в руки, встряхнутся и вместо фантазий начнут думать о себе, о своем будущем, о будущем своих детей, о том, что надо вертеться, делать что-то полезное и нужное другим, зарабатывать деньги и самим ими распоряжаться, а для этого - контролировать государство и его расходы.

Прав Трамп: выход не в социализме, а в свободе от принуждения, господства и контроля со стороны государства. Человек рожден свободным и должен таким быть.

Андрей Авраменко