Почему наши биатлонисты не хотят на Кубок мира?

На модерации Отложенный

Биатлонный сезон перевалил через экватор: впереди экзотические этапы в США и Канаде, а затем ЧМ в Эстерсунде — сильнейший вариант сборной России мы увидим только там.

Наш биатлон несколько месяцев делал вид, что живет по новым правилам/критериям отбора, которые при всех плюсах и минусах усилили тренд: резиденты Кубка IBU (второго дивизиона) еще меньше рвутся на Кубок мира.

Вы тоже заметили это? Гербулова, Бабиков, Сливко, Поварницын впечатляли среди резервистов, но не показывали мощного желания вырваться из этой среды, несмотря на дыры в основе.

Самый свежий пример — монолог Вики Сливко: «Большого желания выступать на Кубке мира у меня нет. Я понимаю, какие там скорости, какое соперничество. Этот год мне нужно закончить на Кубке IBU. Я иду первая в общем зачете с небольшим отрывом».

Чуть ниже вы узнаете еще одну причину, кроме скоростей и тотала на Кубке IBU.

И если раньше русских гонщиков удерживала в резерве в основном возможность заработать, то теперь упростился даже путь с Кубка IBU на главный старт — по сути, с прыжком через ступеньку. Сейчас все объясним и, конечно, посчитаем деньги.

1. Помните декабрьский инцидент с Бабиковым? Основа рассчитывала на Антона в эстафете Хохфильцена, а он остался в резерве. В той истории все просто: Бабиков, невысоко оценив собственные возможности, поделился сомнениями с тренером — и ответ в искаженном виде дошел до босса СБР Владимира Драчева.

Именно Драчев в потоке эмоциональных интервью додумал за Бабикова идею: «Он хочет выполнить критерии через Кубок IBU, а сборная ему не важна». Не факт, что Антон мыслил именно так, но если вдруг да — то ему не отказать в логике.

В этом сезоне у Бабикова — всего одна гонка на Кубке мира (80-е место); сразу после нее Антон вернулся в резерв — и сейчас у него первая позиция в Кубке IBU, отличный заработок за два месяца и реальный шанс попасть на ЧМ.

2. Перед праздниками догадка Драчева подтвердилась: из шестерки биатлонистов, обеспечивших себе место на Кубке IBU, пятеро отказались от борьбы за основу.

Тот же Бабиков, плюс Поварницын, Корастылев, Морозова и Сливко не приехали в Ижевск — именно там разыгрывались путевки на Кубок мира. На «Ижевской винтовке» гонялась только Светлана Миронова — ее заставил личный тренер Михаил Шашилов.

Любопытно, что по результатам «Ижевки» Света не попала в основу, но Драчева уговорили в инстаграме. Ладно, хоть не зря — в январе Света была убедительна.

В биатлоне выдержали только один прозрачный отбор. Теперь состав собирали по пожеланиям в инстаграме Драчева

3. Но пятерка отказников тоже по-своему права: Бабиков и Сливко, проведя одну гонку в КМ на двоих, попали на важнейший февральский сбор в Риднау — наравне с Елисеевым и Малышко, Юрловой и Старых, той же Мироновой… А Поварницын, Корастылев и Морозова выступят на американских этапах Кубка мира, которые, как внезапно выяснилось, тоже кое-что значат для отбора на ЧМ.

4. Получается, пока все — и герои Кубка IBU, и люди из основы — пришли более-менее в одну точку.

Даже наоборот — кое-кто из попадавших в элиту напрямую (Слепов, Кайшева, Латыпов, Васнецова) сейчас дальше от ЧМ, чем резервисты. Уже хотя бы ради этого Бабикову, Сливко и другим действительно стоило спокойно держаться за второй состав, не срываясь в основу.

Ну а самая наглядная разница — призовые за успехи в личных гонках:

rueaff01ad515.png

Уточнение: на Кубке мира призовые получают за финиш в топ-15 (разбег — от 15 тысяч евро до 500 евро); на Кубке IBU — топ-5 (разбег от 3 тысяч евро до 900 евро). Выгоднее стать 5-м на Кубке IBU, чем 14-м на Кубке мира — да и проще.

  • Если ты не Логинов (или — как ухудшенная в 5 раз альтернатива — не Гараничев), бонусы в КМ напоминают среднюю зарплату по Москве. Неплохо, но сравните 2-месячный баланс Малышко/Елисеева с бонусами Бабикова или Поварницына — есть ли смысл менять комфорт на непонятные перспективы за доплату?
  • Призовые Сливко выше, чем у любой биатлонистки из основы — парадоксальный момент, о котором, возможно, стоит задуматься Международному союзу. А пока Вике действительно выгоднее закончить сезон на Кубке IBU.
  • Самый яркий пример от Светланы Мироновой, пробежавшей по 7 гонок и там, и там — Кубок IBU выгоднее (примерно на 1000 евро), даже если переезд на КМ получается успешным. Впрочем, это слишком оптимистичный вариант — например, Ульяне Кайшевой за два старта во втором дивизионе на карту упало в 2 раза больше, чем Валерии Васнецовой и Маргарите Васильевой после 17 гонок в КМ.

Да, в таблицах не учтены эстафеты — и каждый из участников победных гонок в Оберхофе выиграл по 6 тысяч евро. Но это точно не потоковые успехи: у женщин золота не было 7 лет, у мужчин — два года. 4-5 места, которые занимали наши в других командных гонках сезона, — это всего 2-2,5 тысячи евро на человека. Да и гарантий, что прорыв с Кубка IBU получится прямиком в эстафетную четверку, никто не дает.

Для сравнения: на Кубке IBU нет классических эстафет — только миксты и сингл-миксты. Россия без вариантов выиграла все четыре гонки в сезоне — а это тоже по 1250 евро на участника.

5. Еще раз: на Кубке IBU можно хорошо заработать и оттуда же пробиться на ЧМ, по большому счету, минуя основу — но есть и другие важные факторы.

Кубок IBU давно считается тихой заводью для всех, особенно в нашем стрессовом биатлоне. Тренеры любят работу в резерве — там большой простор для творчества и экспериментов, менее статусные (а значит, более послушные) спортсмены, минимум прессинга сверху.

Спортсмены тоже кайфуют: нет лишнего внимания и спроса, есть прекрасная возможность набраться уверенности и почистить карму. Для примера, просто сравните свое отношение к Вике Сливко в январе-2018 и январе-2019.

Другие скорости, другая интенсивность стартов, возможность пробовать и искать — в резерве и правда комфортно. Вас все еще удивляет, что оттуда не рвутся на Кубок мира, где суетятся тренеры, а назойливые журналисты требуют объяснений?