Яков Блюмкин: Авантюрист эпохи революции

Яков Блюмкин: Авантюрист эпохи революции

Если бы Якова Блюмкина не существовало в природе, то его нужно было бы выдумать, хотя бы в качестве ярчайшего персонажа авантюрно-приключенческого романа. Что, собственно, и сделал Юлиан Семёнов в повести «Бриллианты для диктатуры пролетариата».
Гумилёв и Есенин посвящали Блюмкину стихи. Ведь никто другой не смог вместить в свою жизнь весь сумасшедший вихрь революции и прожить за 30 лет несколько жизней: эсера, чекиста, террориста, разведчика, убийцы, мистика и друга московской богемы…

Лихой малый

Легендарный Яша Блюмкин, а точнее, Симха-Янкев Гершевич Блюмкин до революции никакого активного участия в политической борьбе не принимал. А вот в мире уголовном его знали неплохо, потому как он постоянно влипал в неприглядные истории, связанные то с подделкой паспортов, то с продажей фальшивых отсрочек от армии… Перепробовав множество профессий — от электрика в трамвайном депо до разнорабочего в театре, Яков нигде по существу не прижился.
Будучи учеником технического училища, в 1915 году он вступил в партию эсеров, куда его привёл некто Валерий Кудельский — очень странный и загадочный тип. К эсерам Яша подался не из каких-то личных убеждений, а из-за тяги к приключениям и опасности, ведь Кудельский убедил, что будет интересно. А интересы эсеров всегда шли рука об руку с терроризмом. В эту бурлящую воду и вступил молодой и бесшабашный Блюмкин. Ему нравилось ходить по краю, выслеживать противника, организовывать заговоры и, если нужно, убивать.
В 1917 году Блюмкина замечали то в Харькове, то в Поволжье, где он агитировал за партию эсеров по выборам в Учредительное собрание. В 1918-м — на пару с Мишкой Япончиком — он создал в Одессе первый добровольческий железный отряд. Прославился Блюмкин и в деле экспроприации 4 миллионов рублей из Госбанка Славянска, часть которых ушлый молодец присвоил себе.
Жил Яшка всегда на широкую ногу, даже тогда, когда лютый голод Гражданской войны косил всех подряд, не жалея ни старого, ни малого. И в неполные 20 лет уже занимал высокий пост главы охраны ЦК партии левых эсеров.

Начальник по шпионажу

Лучше всего у Блюмкина получалось налаживать большие разведывательные сети. В этом деле равных ему не было, поэтому уже в 1918 году его принял под своё крыло сам Железный Феликс. И опять тайна. Кто и как привёл провинциального, но уже опытного Блюмкина в ЧК? Дзержинский благоволил молодому и талантливому сотруднику и назначил его начальником отделения контрразведки по борьбе с международным шпионажем. В задачу Блюмкина входило наблюдение за посольствами и их деятельностью. И вот тут началась подготовка к самому громкому делу, которое когда-либо числилось за Яковом Блюмкиным, — убийству немецкого посла графа Вильгельма фон Мирбаха.
Кому и зачем понадобилось убивать столь высокопоставленное официальное лицо? Кому это было выгодно? Возможно, левым эсерам, чтобы скомпрометировать большевиков. Ведь после 1918 года пути эсеров и большевиков разошлись. Мирбах, прибывший в апреле 1918 года в Москву, тоже оказался заложником двойной игры. С одной стороны, он вынужден был искать альтернативу большевистскому правительству, ибо никто на Западе не верил, что красные протянут до конца года, с другой — Германия продолжала финансировать русскую революцию. Мало того, Мирбах делал все возможное, чтобы вызволить из плена царскую семью и вывезти в Германию. А это означало возможную реставрацию монархии. В этом деле вообще очень много неразгаданных тайн. Кто убивал Мирбаха? Чекисты или все же левые эсеры? Или те и другие вместе? Знали ли об этом Дзержинский и Ленин? Почему накануне убийства эсер Блюмкин был уволен из органов? И зачем всё «мирбаховское» дело было свалено на чекиста Александровича, который всего-то поставил печать на чекистском удостоверении Блюмкина для входа в посольство, притом что Блюмкин уже не числился в органах?


Так или иначе, но за дело ликвидации посла взялся Яков Блюмкин. Во-первых, он внедрил в посольство своих доверенных людей. Во-вторых, сфабриковал дело о некоем Роберте Мирбахе, якобы австрийском племяннике графа, который обвинялся в шпионаже. 6 июля 1918 года, около двух часов дня, машина Блюмкина и его напарника Андреева остановилась у ворот посольства, швейцару было предъявлено удостоверение ВЧК, убийцы прошли в кабинет посла на предмет разговора о племяннике. Поговорив с Мирбахом минут 20, Блюмкин выхватил револьвер и выстрелил в посла.
Нападавшие ушли через окно. Блюмкин при прыжке сломал ногу, и его практически пришлось нести в машину, ожидавшую за забором. Чекиста отвезли на явочную квартиру, где ему полностью изменили внешность и где он отлеживался некоторое время.
Ни Блюмкин, ни Андреев арестованы не были, хотя советское правительство в лице самого Ленина принесло соболезнования немецкой стороне и обещало любой ценой найти убийц Мирбаха. Но их, понятное дело, никто и не искал. Зато после смерти посла вспыхнул так называемый левоэсеровский мятеж, результатом которого стал полнейший разфом большевиками давно мешавшей им партии. Эсеры повсюду искали Блюмкина, объявленного врагом №1, и даже трижды покушались на него, но крайне удачливому Якову всегда удавалось уйти от расправы. А позже он, окончательно порвав с эсерами, перешёл на сторону большевиков.

Тайные операции, террор и магия

До апреля 1919 года о Блюмкине ничего не было известно, а он в это время под чужой фамилией работал в питерском ЧК. Затем наш герой проявился в Киеве — явился с повинной к местным чекистам. С одобрения Дзержинского его амнистировали, и вот уже лихой удалец организует партизанские отряды в тылу белогвардейцев и разрабатывает план государственного переворота в Иране. Затем Блюмкина направляют в Крым для организации местных «варфоломеевских» ночей, в результате которых были уничтожены десятки тысяч военных и мирных жителей в Севастополе, Ялте, Феодосии. А в 1923 году открывается самая таинственная и неизведанная страница в авантюрной деятельности Якова Блюмкина: его назначают куратором контрразведки в Тибете и Монголии, он занимается проблемами психического воздействия на людей, изучает каббалу и оккультизм, знакомится с петербургскими мистиками Александром Барченко и Генрихом Мебесом, принимает участие в тибетской экспедиции Николая Рериха.

Любовник смерти

Сложно представить, что такую невероятную работу мог проделать молодой человек 27 лет. Тем не менее Блюмкин чувствует себя на коне, в Москве им очень довольны, и в 1929 году он возвращается в СССР с отчётом о работе на Востоке… Но, обладая фантастической интуицией, Блюмкин ощущал внутренний дискомфорт и кукую-то странную тревогу, чувствовал, что что-то должно случиться. А потому, видимо, совершил непростительную для опытного разведчика оплошность. В Стамбуле он встретился с сыном Троцкого — Львом Седовым, который и вывел его на отца. Уже тогда Блюмкин сомневался в правильности выбранного им пути и советовался с Троцким, оставаться ли ему в ОГПУ или залечь на дно до поры до времени. По просьбе бывшего шефа Блюмкин ввёз в Москву кое-какие книги с тайным шифром для приверженцев Троцкого — заклятого врага Сталина. Об этом узнала любовница Блюмкина — Лиза Горская — и выдала его чекистам.
Нетрудно догадаться, чем это кончилось для потерявшего бдительность разведчика. При попытке бежать из Москвы Яков был арестован и через 18 дней расстрелян.

"Загадки ХХ века" №14, 2017 г.