Вооружен и безопасен

На модерации Отложенный
В обществе развернулась дискуссия, надо ли разрешить россиянам покупать и носить короткоствольное оружие. Первый вице-спикер Совета федерации Александр Торшин предлагает предоставить такое право гражданам для самообороны.

Толчком к обсуждению темы послужили последние жестокие преступления — хладнокровное убийство 12 человек в станице Кущевская Краснодарского края и нападение на журналиста газеты «Коммерсантъ» Олега Кашина в Москве. В связи с всплеском насилия в стране первый вице-спикер Совета федерации, член Ассоциации юристов России Александр Торшин предлагает предоставить право гражданам на ношение оружия.

«Резонансное преступление в станице Кущевская, когда были убиты 12 человек, и нападение на журналиста Олега Кашина доказывают общую тенденцию, когда преступность все более наглеет и переходит в наступление», — отметил Торшин.

По мнению вице-спикера, это может стать одним из вариантов помощи МВД со стороны гражданского населения. «Я не вижу ни одного серьезного довода против владения оружием. Почему в Молдавии можно гражданам применить оружие, а у нас нет? Введение такого права снизило преступность в этой стране вдвое», — утверждает Торшин.

Напомним, 5 ноября в сгоревшем частном доме в станице Кущевская Краснодарского края были обнаружены тела 12 человек, в том числе четверых детей. По факту массового убийства возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса РФ (убийство двух и более лиц). Сейчас, по данным следственного комитета РФ, задержаны пятеро подозреваемых. А в Москве в ночь на 6 ноября был избит корреспондент «Коммерсанта» Олег Кашин. Предположительно, журналиста били куском арматуры. По мнению следователей, причиной нападения была профессиональная деятельность Кашина. По факту нападения заведено уголовное дело по статье «покушение на убийство, совершенное группой лиц». Кашин до сих пор находится в больнице, на днях он пришел в сознание и был отключен от аппарата искусственной вентиляции легких. Оперативникам пока не удалось задержать злоумышленников.

Сложившуюся ситуацию политик объясняет несколькими обстоятельствами. «С одной стороны, рост преступности — это последствие кризиса. С другой — это беспрецедентное давление на милицию, когда СМИ и граждане справедливо критикуют действия МВД, прибавьте сюда ситуацию с реформированием этой системы», — утверждает Александр Торшин. «Необходимо, чтобы наши граждане, которые живут на земле и зарабатывают собственным трудом, имели право защищать свою жизнь, жизнь своей семьи и свою собственность», — заявляет он.

Сенатор уверен, что вооружение россиян станет одним из методов помощи МВД со стороны граждан. По его расчетам, правом на оружие воспользовались бы порядка 14% россиян. Остальные в силу различных причин не воспользовались бы этим правом.

Александр Торшин не исключает, что в его законопроекте будет норма, которая даст право делегировать полномочия в вопросе свободного ношения оружия непосредственно субъектам федерации. «Такой опыт есть в США. Там в одних штатах зафиксировано свободное право на оружие, в других этот вопрос жестко регламентируется», — считает он.

По мнению же главы комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Плигина, надо не граждан вооружать, а укреплять правоохранительные органы для борьбы с преступностью. По словам парламентария, массовое убийство людей в станице Кущевская на Кубани стало возможно в результате бездействия милиции и деморализации местных властей.

В ходе следствия установлено, что это преступление было совершено «устойчивой преступной группой». «Таким образом, жители станицы оказались заложниками бандитов, а органы госвласти в этой станице были деморализованы и никакого противодействия преступникам не оказали», — утверждает депутат.

По информации МВД, у россиян на руках и так более 1 млн единиц оружия самообороны. Это так называемые резинострелы и газовые пистолеты, стреляющие резиновыми и газовыми пулями. Такое оружие легально появилось на прилавках специализированных магазинов в 1997 году, сразу после принятия в декабре 1996 года федерального закона «Об оружии», в котором были прописаны правила обращения гражданского оружия нелетального действия.

Многим такое оружие спасает жизнь и здоровье, но для многих служит последним аргументом при бытовых ссорах и первым — при нападении. «Количество травматического оружия с каждым годом растет, но люди не умеют им пользоваться», — считает директор стрелкового клуба «Сайга». По его мнению, «травматика» снижает оружейную культуру. «Поскольку оружие заявлено как нелетальное, это провоцирует прохладное к нему отношение. Человек берет “травматику” и думает, что если выстрелит в кого-нибудь, то не убьет, а синяк поставит. Стреляет практически в упор — и получает холодное тело», — говорит эксперт. За последнее время только в Москве заведено около десятка уголовных дел, связанных с применением травматических пистолетов.

Эксперты утверждают, что чаще всего стреляющие из травматического оружия попадают человеку в область лица, шеи или головы, а именно такие раны считаются очень опасными и часто вызывают больше разрушений по сравнению с пулями, выпущенными из боевого оружия. Человека можно просто убить таким оружием, если с близкого расстояния попасть в шею или голову, говорит сотрудник НИИ имени Склифосовского.

Вот только несколько сводок происшествий. В Москве на Солянке разъяренный водитель иномарки расстрелял трех пешеходов, которые, по его мнению, слишком медленно переходили дорогу. В Петербурге водитель BMW X5 в сердцах открыл огонь по «неповоротливой» маршрутке — осколками разбитого стекла поранило находившуюся в салоне женщину. В Новосибирске на пляже «Звезда» после пьяной ссоры мужчина подстрелил из «Осы» четверых отдыхающих. В Екатеринбурге у билетной кассы на железнодорожном вокзале в ответ на замечание женщины мужчина выстрелил ей в ногу из «Осы».

Лоббисты огнестрельного оружия любят повторять старую поговорку: «Пусть меня двенадцать судят, чем шестеро несут». В том смысле, что каждый законопослушный человек имеет право на выстрел и на оружие самозащиты.

В том, что россиян надо вооружить огнестрельным оружием, с сенатором Торшиным согласен и председатель федерального союза «Гражданское оружие» Андрей Василевский. «Резинострелы не способны защитить. Выстрел из “травматики” сравним с сильным ударом кулака или броском булыжника, но он не останавливает агрессора», — уверен Василевский.

Оппоненты Торшина и Василевского считают, что в России нельзя говорить ни о каком свободном обращении огнестрельного оружия, пока не появится культура владения им.

По данным МВД, за последние время от резиновых пуль орудий самообороны погибли более 20 человек. А количество выданных на его приобретение лицензий только ежегодно растет в среднем на 10%.